Урок по литературному чтению «И. Бунин "Матери"» в 4 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Тема: И. Бунин «Матери»
(урок по литературному чтению)
4 класс
Подготовила
учитель начальных классов
Степаненко В. И.
2016/2017
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня на уроке чтения мы отправимся в чудесный мир поэзии.
- Что такое поэзия?
(Выражение чувств в рифмованной форме.
Поэзия – это особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой)
- Чем стихи отличаются от других жанров? (есть рифма)
- Как по - другому называют стихи? (лирикой) (Поэзия – это лирическая форма отражения действительности.)
- Кто любит стихи?
Основная часть.
1. Сегодня мы познакомимся со стихами И. Бунина «Матери».
На доске: И. А. БУНИН
(1870 – 1953)
«МАТЕРИ»
И верой в счастье очаруешь…
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? (маме)
- О чём оно конкретно? (пока неизвестно)
- Как узнать? (нужно прочитать)
На доске я выписала ключевые слова из стихотворения. Они должны вам помочь.
Спальня, тёплая кроватка, сладкий сон, очаруешь, мягкий голос твой, ангел-хранитель над тобой
- Какую картину вы можете представить после чтения слов?
(можно представить свою кроватку, мама тебя укладывает спать, она укрывает тебя тёплым одеялом и желает приятного сна)
Итак, тему определили.
- Стихотворение о детстве, о маме, о воспоминаниях о ней.
2. Предложить прочитать стихотворение про себя.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- О ком оно? (о маме)
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое оно по настроению? (радостное, светлое, доброе, ласковое…)
Чтение 1 строфы.
- Я – кто это? (автор)
- Что вам показалось знакомым, понятным, близким из прочитанного? (спальня, тёплая кроватка, игрушки, мамин голос)
- Что непонятным, далёким? (лампадка, ангел-хранитель).
Лампадка – небольшой сосуд, обычно стеклянный с фитилём, наполненный маслом изажигаемый перед иконами.
Ангел-хранитель – это ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охранения и помощи в добрых делах. Считается, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Он оберегает человека от бед, несчастий, хранит его.
Кроткий голос – покорный, смирный.
Чтение 2 строфы.
- Как вы понимаете «сон, глаза туманя»?
(Глаза туманя – засыпая)
Полушепот – тихая речь.
Чтение 3 строфы.
- Ты поцелуешь. Это о ком? (о маме)
- Как вы понимаете строку «верой в счастье очаруешь»?
Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
(мама всегда поддержит, как бы ей не было трудно, подбодрит, приласкает поможет справиться с любыми трудностями
Чтение 4 строфы.
Сумрак – полумрак, неполная темнота.
- Прочитайте ещё раз последнюю строку «Не ты ли ангелом была?...» (в какой-то степени мама является ангело-хранителем)
- Как вы думаете, когда автор пришёл к такому выводу: когда был маленьким или будучи взрослым? (будучи взрослым).
- Мама нужна всем: и большим, и маленьким.
3. - В каких строчках заключается главная идея произведения?
Главная идея: «Не ты ли ангелом была?»
4.- Как вы думаете, какие чувства автора мы должны передать в выразительном чтении?
- Радостное чувство веры, что если мама рядом – всё будет хорошо; немного грусти. Автору жаль, что пора детства ушла, никогда не возвратится. Поэтому это стихотворение и радостное, грустное.
- Почему грустное ещё? (потому что мамы нет уже в живых)
- Почему радостное? (радостное потому, что в его жизни она была и окружала его заботой)
5. – Какой темп чтения вы выберете? (плавный, неторопливый, медленный, спокойный)
6. Коллективная работа.
Выделить голосом «ключевые» слова, поставить логические ударения.
7. Самостоятельная работа.
Подготовиться к чтению, помнить о тех чувствах, которые хотел передать автор.
8. Вызвать 5 – 6 учащихся.
- Чьё чтение вам понравилось больше?
- Кому из читающих удалось передать настроение поэта?
- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт?
Итог урока.
- Как вы думаете, почему взрослому человеку так дороги эти воспоминания о детстве, о маме? (Это его память)
- Спросить у детей и мам, что для них значит мама.
Мама – это самое дорогое и родное. Мама открыла нам дорогу в жизнь и научила шагать по ней. Мама – это тот человек, который связывает прошлое, настоящее и будущее.
Предложить представить себя поэтами и написать несколько поэтических строк. Дать две первые строки. Писать на листочках с изображением лампадки.
Вот моя кроватка,
Спать в ней очень сладко…
Предложить желающим прочитать своё произведение вслух. Свои стихи подарить мамам.