Урок математики в 3 классе на тему «Квадратный метр»
Визитная карта урока
Образовательная система: «Школа России»
Класс: 3
Ф.И.О. учителя: Блинова Тамара Анатльевна
Учебный предмет: математика
Тема: Единица площади - квадратный метр (Урок открытия новых знаний)
Цель: сформировать понятие о новой единицы измерения площади – квадратном метре.
Задачи:
Познакомить с новой единицей измерения площади – квадратным метром.
Закреплять знание таблицы умножения и деления.
Формировать вычислительные умения и навыки.
Развивать умение решать текстовые задачи ранее изученных видов.
Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Создавать условия для формирования УД.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Умеют читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие.
Умеют вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон.
Умеют выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Умеют выполнять табличное и внетабличное умножение и деление чисел; выполнять проверку арифметических действий.
Умеют анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формулируют учебную задачу урока с помощью учителя.
Контролируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Способны к самооценке.
Познавательные:
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Выделяют необходимую информацию.
Строят логическую цепочку рассуждений.
Анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные:
Умеют слушать и слышать речь учителя и одноклассников.
Умеют вступать в коллективно-учебное сотрудничество, аргументируют свою точку зрения.
Личностные:
Имеют мотивацию к учебной деятельности.
Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление.
Проявляют самостоятельность.
Оборудование: учебник, карточки, презентация.
Образовательные ресурсы: Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-028777-7.
План урока:
1.Организация начала урока (2мин.)
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку
1.3.Эмоциональный настрой
2.Актуализация опорных знаний (10мин.)
2.1. Устный счёт
2.2. Геометрический материал
2.3. Математический диктант
3.Целеполагание (3мин.)
4.Открытие новых знаний (12мин.)
4.1. Знакомство с новой меркой
4.2. Выполнение задания № 1, с. 70
4.3. Выполнение задания № 2, с. 70
4.4. Практическая работа
Физкультминутка
5. Введение новых знаний в опыт (15мин.)
5.1. Выполнение задания № 3, с. 70
5.2. Выполнение задания № 4, с. 70
5.3. Выполнение задания № 5, с. 70
6.Итог урока. Рефлексия (2мин.)
7.Домашнее задание (1мин.)
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
1.Организация начала урока | Форма работы: фронтальная. Методы: формирование готовности восприятия учебного материала, ситуация успеха, рассказ. Средства: слово учителя. 1.1. Приветствие - Здравствуйте! Меня зовут Алена Владимировна. Сегодняшний урок у вас проведу я. Итак, начинаем урок математики. 1.2. Проверка готовности к уроку – Ребята, проверьте пожалуйсто, всё ли у вас готово к уроку. 1.3. Эмоциональный настрой «Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно». | Л.1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний | Форма работы: фронтальная. Методы: беседа, работа с презентацией, работа в рабочей тетради, самопроверка, самооценка. Средства: слово учителя, презентация, карточки на доске, рабочая тетрадь. 2.1. Устный счёт (Слайд) - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нём записаны произведения чисел. Сейчас я буду называть произведение чисел, а вы должны назвать их множители. - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 23? (1 и 23) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 45? (5 и 9) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 64? (8 и 8) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 54? (6 и 9) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 56? (7 и 8) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 72? (8 и 9) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 81? (9 и 9) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 32? (4 и 8) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 24? (4 и 6) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 28? (4 и 7) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 4? (2 и 2) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 9? (3 и 3) - Кто думает иначе? - Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 18? (3 и 6; 2 и 9) - Кто думает иначе? 2.2. Геометрический материал - Теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. - Посмотрите на слайд. Вам предстоит заполнить таблицу, но для этого нужно найти периметр и площадь прямоугольников. - А прежде чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним, как найти периметр прямоугольника? (Р = 2(a + b)) Формулу вывесить на доску - Как найти площадь прямоугольника? (S =ab) Формулу вывесить на доску (Слайд)
- Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 6см и 5см? (22см) - Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 6см и 5см? (30см2) - Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 5см и 9см? (28см) - Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 5см и 9см? (45см2) - Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 1см и 20см? (42см) - Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 1см и 20см? (20см2) - Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 12см и 2см? (28см) - Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 12см и 2см? (24см2) - Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 9см и 9см? (36см) - Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 9см и 9см? (81см2) - Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 10см и 3см? (26см) - Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 10см и 3см? (30см2) 2.3. Математический диктант (Слайд) Произведение чисел 4 и 8. (24) Частное 4, делимое 12. Чему равен делитель?(3) Какое число в 6 раз больше, чем 8?(48) Какое число умножили на 5 и получили 35?(7) Во сколько раз 4 меньше, чем 16? (в 4 раза) Увеличьте 6 в 9 раз. (54) Уменьшите 6 в 2 раза. (3) Число 7 умножьте на само себя. (49) - А сейчас мы проверим, как вы знаете таблицу умножения и деления. - Посмотрите на слайд, перед вами представлены вопросы. Вы должны, прочитать вопрос, подумать и записать в тетрадь только ответ. - Откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа. - Итак, приступаем к работе. На выполнение задания я даю вам 2 минутки. - Кто справился с заданием, поднимите руку. - Давайте проверим, какие ответы у вас получились. - Чему равно произведение чисел 4 и 8? (32) - У кого другой ответ, поднимите руку. - Частное 4, делимое 12. Чему равен делитель? (3) - У кого другой ответ, поднимите руку. - Как ты находил делитель? (12:4) - Какое число в 6 раз больше, чем 8? (48) - Как рассуждал? - Какое число умножили на 5 и получили 35? (7) - Как рассуждал? - Во сколько раз 4 меньше, чем 16? (в 4) - Как рассуждал? - Сколько получится, если число 6 увеличить в 9 раз? (54) - Сколько получится, если число 6 уменьшить в 2 раза? (3) - Сколько получится, если число 7 умножить само на себя? (49) - Что мы делали на данном этапе? - Что повторяли? | Пр.2,4. Р.2 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2,3 Пр.2,4. Р.2 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2,3 Пр.2,4. Р.2 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||
3.Целеполагание | Форма работы: фронтальная. Методы: беседа, работа с учебником. Средства: слово учителя, учебник. Как измерить площадь? Нет задачи проще! Стали мерки строго в ряд, Будто бы солдатики – Ровные квадратики. Слайд: 1см2, 1дм2, 1 м2. С нами снова верный друг, Появился он не вдруг. С квадратной новой меркой Он познакомит нас. Загадочная мерка Измерить сможет класс. - Какие знакомые мерки, вы увидели на слайде? - Что можно измерить с помощью мерки 1 см2? (Площадь тетради, пенала и др.) Что удобно измерить с помощью мерки 1дм2? (Площадь стола, доски, подоконника и др.) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Квадратный метр) - Что мы будем делать на уроке? | Пр.1 Р.1,2 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2 | ||||||||||||||||||||||||||||
4.Открытие новых знаний | Форма работы: фронтальная, самостоятельная работа. Методы: беседа, работа с учебником, повторение, упражнение, похвала. Средства: учебник, слово учителя, рабочая тетрадь. 4.1.Знакомство с новой темой - Как вы думаете, что такое 1м2? (Квадрат со стороной 1м) - Что удобно измерить такой меркой? (Площадь класса, коридора, спортивной площадки и др.) - Вспомните сколько квадратных сантиметров в 1дм2? (1дм2=100см2) - Вычислите, сколько квадратных дециметров в 1м2? (10*10=100дм2) - Давай те проверим, верны ли наши предположения. - Откройте учебник на стр.70, вверху страницы прочитайте правило. - Правильно ли мы определили, что такое 1 квадратный метр? - Правильно ли мы вычислили, сколько квадратных дециметров в 1 квадратном метре? - Молодцы ребята. 4.2.Выполнение задания № 1, с. 70 - А сейчас мы поработаем с учебником. - На стр.70. Найдите и прочитайте задание №1. - Как мы будем выполнять это задание? - Чтобы мы не тратили много время, я уже измерила ширину и длину класса и записала данные на доске. 4.3. Выполнение задания №2, с.70 - Прочитайте задание №2. - Как можно найти площадь сада? (Посчитать сколько клеточек закрашено жёлтым цветом, или найти длину и ширину и умножить длину на ширину) - Сколько клеточек принято за 1 квадратный метр? - Сколько площадь дома занимает клеточек на плане? - Сколько это в квадратных метров? - Какой вопрос в задаче? (Найти по плану площадь сада) - Как мы можем найти площадь сада? - Вспомнит, сколько клеточек принято за 1 квадратный метр? (1клеточка) - Как найти длину сада в квадратных метрах? (Посчитать сколько клеточек занимает длина сада, и перевести в кв. метры) - Как найти ширину сада? - Как найдём площадь сада? - Кто хочет поработать у доски? 4.4. Практическая работа - Изобразите план нашего класса в тетради, приняв 1 клетку за 1м2. - Сколько клеток составляет длина класса? - Сколько клеток составляет ширина класса? - Что мы делали на данном этапе? - Молодцы ребята, вы хорошо поработали. Я предлагаю вам отдохнуть. Выйдете все из-за парт. Физкультминутка. Руки ставим перед грудью, Поворачиваться будем. Там стена, а там окно, Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты туловища вправо и влево) Головой теперь вращаем Вправо – влево, а потом – (Вращение головой вправо и влево) Три-четыре – приседаем. (Приседания) Мы размяться все успели И на место снова сели. (Сесть за парту). | Пр.1,2,3,4, Р.2,3 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2,3 Пр.1,2,3,4, Р.2,3 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||
5. Введение новых знаний в опыт | Форма работы: фронтальная, работа по цепочке, самостоятельная работа, работа по вариантам Методы: беседа, работа с учебником, упражнение, похвала, самопроверка, взаимопроверка, самооценка. Средства: учебник, слово учителя. 5.1. Выполнение задания № 3, с. 70 – по цепочке - Найдите задание № 3. - Как вы думаете, что нужно сделать? - Это задание мы будем выполнять по цепочке. - Сначала работаем с первой таблицей. - Начинает…. - Переходим ко 2 таблице. - Начинает… - Молодцы ребята. 5.2. Выполнение задания № 4, с. 71 – самостоятельная работа, по вариантам - Найдите задание №4. - Это задание будем выполнять самостоятельно, по вариантам: 1вариант выполняет 1 строчку примеров 2вариант выполняет 2 строчку примеров 3вариант выполняет 3 строчку примеров - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайд и сравните ответы. (Слайд) - У кого не такие ответы поднимите руку. 5.3.Выполнение задания №5, с.71 – самостоятельная работа - Найдите задание №5. - Прочитайте задачу под цифрой 1. - О ком говорится в задаче? (О маме и сыне) - Что о них известно? (Известен их возраст) - Сколько лет маме? (32года) - А сыну? (8лет) - Какой вопрос задачи? (Во сколько лет мама старше сына) - Какое правило нужно вспомнить, чтобы решить эту задачу? (Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее) - Запишите краткую запись. - Кто хочет записать решение и ответ задачи у доски? - Давайте проверим, правильно ли … решила задачу? - Кто не согласен? - Прочитайте задачу под цифрой 2. - Чем она отличается от предыдущей задачи? - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, сначала нужно узнать, сколько лет было маме и сыну) - Как это узнать? (5 лет назад мама и сын были моложе на 5 лет. Нужно вычислить 5) - Запишите в тетрадях решение и ответ задачи. - Кто прочитает ответ? - Ответ прочитает … (5 лет назад мама была старше сына в 9 раз) - А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание под чертой, на стр.71 - Решение проговорит … Решение: 8*3=24 (м2) - У кого другой ответ? - Что мы делали на данном этапе? | Пр.1.2,3,4,5 Р.2,3 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2,3 Пр.1.2,3,4,5 Р.2,3 П.1,2,3,4 К.1,2 Л.2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||
6.Итог урока. Рефлексия | Форма работы: фронтальная. Методы: беседа. Средства: слово учителя, презентация. - Чем мы занимались сегодня на уроке? - Что нового узнали? - Чему научились? - Всё ли получалось? - Над чем ещё надо поработать? | Р.3 П.1 К.1 | ||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. | - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд) С.71 №6, 7. - Урок окончен. До свидания! | |
Пролубщикова Наталья Владимировна