Урок математики в 3 классе на тему «Квадратный метр»

2
1
Материал опубликован 23 April 2021

Визитная карта урока

Образовательная система: «Школа России»

Класс: 3

Ф.И.О. учителя: Блинова Тамара Анатльевна

Учебный предмет: математика

Тема: Единица площади - квадратный метр (Урок открытия новых знаний)

Цель: сформировать понятие о новой единицы измерения площади – квадратном метре.

Задачи:

Познакомить с новой единицей измерения площади – квадратным метром.

Закреплять знание таблицы умножения и деления.

Формировать вычислительные умения и навыки.

Развивать умение решать текстовые задачи ранее изученных видов.

Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

Создавать условия для формирования УД.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Умеют читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие.

Умеют вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон.

Умеют выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.

Умеют выполнять табличное и внетабличное умножение и деление чисел; выполнять проверку арифметических действий.

Умеют анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формулируют учебную задачу урока с помощью учителя.

Контролируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Способны к самооценке.


Познавательные:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Выделяют необходимую информацию.

Строят логическую цепочку рассуждений.

Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

Умеют слушать и слышать речь учителя и одноклассников.

Умеют вступать в коллективно-учебное сотрудничество, аргументируют свою точку зрения.

Личностные:

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление.

Проявляют самостоятельность.

Оборудование: учебник, карточки, презентация.

Образовательные ресурсы: Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-028777-7.

План урока:

1.Организация начала урока (2мин.)

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности к уроку

1.3.Эмоциональный настрой

2.Актуализация опорных знаний (10мин.)

2.1. Устный счёт

2.2. Геометрический материал

2.3. Математический диктант

3.Целеполагание (3мин.)

4.Открытие новых знаний (12мин.)

4.1. Знакомство с новой меркой

4.2. Выполнение задания № 1, с. 70

4.3. Выполнение задания № 2, с. 70

4.4. Практическая работа

Физкультминутка

5. Введение новых знаний в опыт (15мин.)

5.1. Выполнение задания № 3, с. 70

5.2. Выполнение задания № 4, с. 70

5.3. Выполнение задания № 5, с. 70

6.Итог урока. Рефлексия (2мин.)

7.Домашнее задание (1мин.)










Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1.Организация начала урока


Форма работы: фронтальная.

Методы: формирование готовности восприятия учебного материала, ситуация успеха, рассказ.

Средства: слово учителя.


1.1. Приветствие

- Здравствуйте! Меня зовут Алена Владимировна. Сегодняшний урок у вас проведу я. Итак, начинаем урок математики.

1.2. Проверка готовности к уроку

Ребята, проверьте пожалуйсто, всё ли у вас готово к уроку.

1.3. Эмоциональный настрой

«Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно».






Л.1




2.Актуализация опорных знаний

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, работа с презентацией, работа в рабочей тетради, самопроверка, самооценка.

Средства: слово учителя, презентация, карточки на доске, рабочая тетрадь.


2.1. Устный счёт (Слайд)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нём записаны произведения чисел. Сейчас я буду называть произведение чисел, а вы должны назвать их множители.

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 23? (1 и 23)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 45? (5 и 9)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 64? (8 и 8)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 54? (6 и 9)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 56? (7 и 8)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 72? (8 и 9)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 81? (9 и 9)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 32? (4 и 8)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 24? (4 и 6)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 28? (4 и 7)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 4? (2 и 2)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 9? (3 и 3)

- Кто думает иначе?

- Какие числа нужно перемножить, чтобы получилось произведение 18? (3 и 6; 2 и 9)

- Кто думает иначе?

2.2. Геометрический материал

- Теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание.

- Посмотрите на слайд. Вам предстоит заполнить таблицу, но для этого нужно найти периметр и площадь прямоугольников.

- А прежде чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним, как найти периметр прямоугольника? (Р = 2(a + b))

Формулу вывесить на доску

- Как найти площадь прямоугольника? (S =ab)

Формулу вывесить на доску

(Слайд)

а

6

5

1

12

9

10

b

5

9

20

2

9

3

P

 22

28 

 42

28 

 36

26 

S

 30

 45

20 

 24

81 

 30






- Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 6см и 5см? (22см)

- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 6см и 5см? (30см2)

- Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 5см и 9см? (28см)

- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 5см и 9см? (45см2)

- Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 1см и 20см? (42см)

- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 1см и 20см? (20см2)

- Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 12см и 2см? (28см)

- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 12см и 2см? (24см2)

- Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 9см и 9см? (36см)

- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 9см и 9см? (81см2)

- Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 10см и 3см? (26см)

- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 10см и 3см? (30см2)

2.3. Математический диктант (Слайд)

Произведение чисел 4 и 8. (24)

Частное 4, делимое 12. Чему равен делитель?(3)

Какое число в 6 раз больше, чем 8?(48)

Какое число умножили на 5 и получили 35?(7)

Во сколько раз 4 меньше, чем 16? (в 4 раза)

Увеличьте 6 в 9 раз. (54)

Уменьшите 6 в 2 раза. (3)

Число 7 умножьте на само себя. (49)

- А сейчас мы проверим, как вы знаете таблицу умножения и деления.

- Посмотрите на слайд, перед вами представлены вопросы. Вы должны, прочитать вопрос, подумать и записать в тетрадь только ответ.

- Откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа.

- Итак, приступаем к работе. На выполнение задания я даю вам 2 минутки.

- Кто справился с заданием, поднимите руку.

- Давайте проверим, какие ответы у вас получились.

- Чему равно произведение чисел 4 и 8? (32)

- У кого другой ответ, поднимите руку.

- Частное 4, делимое 12. Чему равен делитель? (3)

- У кого другой ответ, поднимите руку.

- Как ты находил делитель? (12:4)

- Какое число в 6 раз больше, чем 8? (48)

- Как рассуждал?

- Какое число умножили на 5 и получили 35? (7)

- Как рассуждал?

- Во сколько раз 4 меньше, чем 16? (в 4)

- Как рассуждал?

- Сколько получится, если число 6 увеличить в 9 раз? (54)

- Сколько получится, если число 6 уменьшить в 2 раза? (3)

- Сколько получится, если число 7 умножить само на себя? (49)

- Что мы делали на данном этапе?

- Что повторяли?





Пр.2,4.

Р.2

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2,3


























Пр.2,4.

Р.2

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2,3


















































Пр.2,4.

Р.2

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2,3


3.Целеполагание

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, работа с учебником.

Средства: слово учителя, учебник.


Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Стали мерки строго в ряд,

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики.

Слайд: 1см2, 1дм2, 1 м2.

С нами снова верный друг,

Появился он не вдруг.

С квадратной новой меркой

Он познакомит нас.

Загадочная мерка

Измерить сможет класс.

- Какие знакомые мерки, вы увидели на слайде?

- Что можно измерить с помощью мерки 1 см2? (Площадь тетради, пенала и др.)

Что удобно измерить с помощью мерки 1дм2? (Площадь стола, доски, подоконника и др.)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Квадратный метр)

- Что мы будем делать на уроке?




Пр.1

Р.1,2

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2

4.Открытие новых знаний



Форма работы: фронтальная, самостоятельная работа.

Методы: беседа, работа с учебником, повторение, упражнение, похвала.

Средства: учебник, слово учителя, рабочая тетрадь.


4.1.Знакомство с новой темой

- Как вы думаете, что такое 1м2? (Квадрат со стороной 1м)

- Что удобно измерить такой меркой? (Площадь класса, коридора, спортивной площадки и др.)

- Вспомните сколько квадратных сантиметров в 1дм2? (1дм2=100см2)

- Вычислите, сколько квадратных дециметров в 1м2? (10*10=100дм2)

- Давай те проверим, верны ли наши предположения.

- Откройте учебник на стр.70, вверху страницы прочитайте правило.

- Правильно ли мы определили, что такое 1 квадратный метр?

- Правильно ли мы вычислили, сколько квадратных дециметров в 1 квадратном метре?

- Молодцы ребята.

4.2.Выполнение задания № 1, с. 70

- А сейчас мы поработаем с учебником.

- На стр.70. Найдите и прочитайте задание №1.

- Как мы будем выполнять это задание?

- Чтобы мы не тратили много время, я уже измерила ширину и длину класса и записала данные на доске.

4.3. Выполнение задания №2, с.70

- Прочитайте задание №2.

- Как можно найти площадь сада? (Посчитать сколько клеточек закрашено жёлтым цветом, или найти длину и ширину и умножить длину на ширину)

- Сколько клеточек принято за 1 квадратный метр?

- Сколько площадь дома занимает клеточек на плане?

- Сколько это в квадратных метров?

- Какой вопрос в задаче? (Найти по плану площадь сада)

- Как мы можем найти площадь сада?

- Вспомнит, сколько клеточек принято за 1 квадратный метр? (1клеточка)

- Как найти длину сада в квадратных метрах? (Посчитать сколько клеточек занимает длина сада, и перевести в кв. метры)

- Как найти ширину сада?

- Как найдём площадь сада?

- Кто хочет поработать у доски?

4.4. Практическая работа

- Изобразите план нашего класса в тетради, приняв 1 клетку за 1м2.

- Сколько клеток составляет длина класса?

- Сколько клеток составляет ширина класса?

- Что мы делали на данном этапе?

- Молодцы ребята, вы хорошо поработали. Я предлагаю вам отдохнуть. Выйдете все из-за парт.

Физкультминутка.

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно.

(Руки перед грудью, повороты туловища вправо и влево)

Головой теперь вращаем

Вправо – влево, а потом –

(Вращение головой вправо и влево)

Три-четыре – приседаем.

(Приседания)

Мы размяться все успели

И на место снова сели.

(Сесть за парту).





Пр.1,2,3,4,

Р.2,3

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2,3





Пр.1,2,3,4,

Р.2,3

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2,3

5. Введение новых знаний в опыт


Форма работы: фронтальная, работа по цепочке, самостоятельная работа, работа по вариантам

Методы: беседа, работа с учебником, упражнение, похвала, самопроверка, взаимопроверка, самооценка.

Средства: учебник, слово учителя.


5.1. Выполнение задания № 3, с. 70 – по цепочке

- Найдите задание № 3.

- Как вы думаете, что нужно сделать?

- Это задание мы будем выполнять по цепочке.

- Сначала работаем с первой таблицей.

- Начинает….

- Переходим ко 2 таблице.

- Начинает…

- Молодцы ребята.

5.2. Выполнение задания № 4, с. 71 – самостоятельная работа, по вариантам

- Найдите задание №4.

- Это задание будем выполнять самостоятельно, по вариантам:

1вариант выполняет 1 строчку примеров

2вариант выполняет 2 строчку примеров

3вариант выполняет 3 строчку примеров

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайд и сравните ответы. (Слайд)

- У кого не такие ответы поднимите руку.

5.3.Выполнение задания №5, с.71 – самостоятельная работа

- Найдите задание №5.

- Прочитайте задачу под цифрой 1.

- О ком говорится в задаче? (О маме и сыне)

- Что о них известно? (Известен их возраст)

- Сколько лет маме? (32года)

- А сыну? (8лет)

- Какой вопрос задачи? (Во сколько лет мама старше сына)

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы решить эту задачу? (Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее)

- Запишите краткую запись.

- Кто хочет записать решение и ответ задачи у доски?

- Давайте проверим, правильно ли … решила задачу?

- Кто не согласен?

- Прочитайте задачу под цифрой 2.

- Чем она отличается от предыдущей задачи?

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, сначала нужно узнать, сколько лет было маме и сыну)

- Как это узнать? (5 лет назад мама и сын были моложе на 5 лет. Нужно вычислить 5)

- Запишите в тетрадях решение и ответ задачи.

- Кто прочитает ответ?

- Ответ прочитает … (5 лет назад мама была старше сына в 9 раз)

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание под чертой, на стр.71

- Решение проговорит …

Решение: 8*3=24 (м2)

- У кого другой ответ?

- Что мы делали на данном этапе?








Пр.1.2,3,4,5

Р.2,3

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2,3


Пр.1.2,3,4,5

Р.2,3

П.1,2,3,4

К.1,2

Л.2,3

6.Итог урока. Рефлексия

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа.

Средства: слово учителя, презентация.


- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?





Р.3

П.1

К.1


7. Домашнее задание.

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд)

С.71 №6, 7.

- Урок окончен. До свидания!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок, но необходимо прикрепить презентацию

23 April 2021