Технологическая карта урока математики «Квадратные корни. Арифметический квадратный корень» (8 класс)
Технологическая карта урока
Учитель: Потапова Ксения Андреевна
Предмет: Математика
Класс: 8
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: «Квадратные корни. Арифметический квадратный корень»
Количество уроков по теме: 2
Цель урока: знакомство с понятиями «квадратный корень» и «арифметический квадратный корень», формирование умения находить значение арифметического квадратного корня.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, способам решения новых задач
Предметные: формирование понятий «квадратный корень» и «арифметический квадратный корень», умения находить значение квадратного корня
Метапредметные: формирование самостоятельности в поиске необходимой информации для решения учебной задачи, умения работать по составленному плану, умения слушать других и принимать другую точку зрения
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
Работа в паре
Средства обучения: учебник «Алгебра 8» (авторы: Ю.Н. Макарычев и др.), таблица квадратов натуральных чисел, карточки с индивидуальными заданиями, лист самооценки работы в паре
Основные термины и понятия: квадратный корень, арифметический квадратный корень, знак корня (радикала), подкоренное выражение
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
|||||
1 |
Организационный момент |
Создать благоприятную атмосферу на уроке, организовать начало учебной деятельности с первых минут урока |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель начинает урок с высказывания французского философа Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) - Я желаю вам успешной работы на уроке и хорошего настроения! |
Приветствие. Учащиеся занимают свои места. Проверяют готовность к уроку. |
Формирование готовности учащихся к саморазвитию и личностному самообразованию |
Формирование представлений о математике как о методе познания окружающей действительности |
Формирование умения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности |
2 |
Мотивация учебной деятельности |
Обеспечить мотивацию учащихся, побудить учащихся высказать свое мнение, уточнить понимание учащихся поставленных целей урока |
Учитель формулирует тему урока: «Квадратные корни. Арифметический квадратный корень». Затем предлагает слова-помощники: «Изучим», «Узнаем», «Рассмотрим», «Научимся». -Ребята, сформулируйте цели урока, используя слова-помощники. |
Учащиеся формулируют цели урока, используя слова-помощники |
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии |
Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения |
3 |
Актуализация опорных знаний |
Напомнить учащимся, как находить площадь квадрата, как возводить число в квадрат |
Учитель предлагает задание. Найдите площадь квадрата со стороной 3 см; 10 см; a см. Самостоятельное решение в тетрадях с последующей проверкой |
Учащиеся самостоятельно решают задачу в тетрадях, проверяют правильность выполнения задания. |
Формирование готовности учащихся к познавательной деятельности |
Овладение навыками устных вычислений |
Формирование умения самостоятельно находить способ решения возникающих задач |
4 |
Изучение нового материала |
Сформировать понятие квадратный корень, понятие арифметический квадратный корень, научить читать выражения, содержащие квадратные корни |
Работа с учебником с.74 п.12. Рассмотреть задачу. Пусть площадь квадрата равна 64 см2. Чему равна длина стороны квадрата? Ответ: 8. Корни уравнения x2=64, т.е. числа, квадраты которых равны 64 называют квадратными корнями из числа 64. Сформулируйте определение квадратного корня из числа. Найдите определение квадратного корня в учебнике. - Мы с вами узнали, что такое квадратный корень. Что же такое арифметический квадратный корень? Найдите в учебнике определение арифметического квадратного корня. Для обозначения арифметического квадратного корня ввели знак радикала (лат. radex - корень). Запись Выражение, стоящее под знаком корня, называют подкоренным выражением. Слово «арифметический» при чтении опускают. Рассмотрим примеры нахождения арифметических квадратных корней:
Учитель подводит учащихся к определению арифметического квадратного корня в буквенном виде. Учитель дает подсказку.
Продолжите. Найдите формулировку в учебнике. Сравним с вашими предположениями. Как вы думаете, всегда ли Тогда при каких (при Приведите примеры выражений, не имеющих смысл, запишите их в тетрадь. Из определения арифметического квадратного корня следует:
Например,
|
Работают с учебником. Находят корни уравнения x2=64 методом подбора. Формулируют определение квадратного корня. Находят определение квадратного корня в учебнике. Находят определение арифметического квадратного корня. Записывают в тетрадь:
Записывают примеры в тетрадь. Предлагают свои варианты определения арифметического квадратного корня в буквенном виде. Записывают в тетрадь:
Записывают в тетрадь выражения, не имеющие смысла:
Записывают в тетрадь:
Пример: |
Формирование готовности учащихся к саморазвитию и личностному самообразованию |
Развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии |
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, умения искать и выделять необходимую информацию |
5 |
Первичное закрепление знаний |
Научить применять таблицу квадратов для нахождения значения арифметического квадратного корня, пользоваться определением арифметического квадратного корня для решения задач |
Учитель вызывает к доске учащихся для выполнения следующих заданий: № 298 с.75 №300 с.75 Работа в парах. Учитель выдает индивидуальные карточки каждой паре. Один в паре – учитель, другой – ученик, затем меняются. Работа с таблицей квадратов. Пример карточки: Найдите значение корня:
|
Выполняют №298, №299(а,в) – самостоятельно, №300 Работают в паре |
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков организации своей деятельности |
Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения задач, научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности |
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, овладеть общим приемом решения учебных задач |
6 |
Контроль |
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий, самопроверку |
Задание №2 с. 58 в рабочей тетради «Алгебра,8 класс», авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Задание можно вынести на слайд презентации, туда же добавить ответы, чтобы учащиеся могли выполнить самопроверку, критерии оценивания работы |
Выполняют самостоятельную работу в тетрадях, осуществляют самопроверку, оценивают свою работу |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Проанализировать допущенные в самостоятельно работе ошибки, проводить работу по их предупрежде- нию |
Оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»). |
7 |
Рефлексия |
Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
На слайде презентации: Продолжите фразу Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что … Мне было трудно… |
Формулируют конечный результат своей работы, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями об уроке |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Научиться проводить диагностику учебных достижений |
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
8 |
Домашнее задание |
Организовать обсуждение и запись домашнего задания |
Учитель объявляет домашнее задание: П.12 с.74-75, №299(б,г), №301, №306 |
Записывают домашнее задание в дневник |
Формирование ответственного отношения к учению |
Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения задач, научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности |
Овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Используемая литература:
Образовательный стандарт ФГОС ООО
Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС http://leontevkashkola.ucoz.ru/_tbkp/u/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_po_fgos_ooo.pdf
Ю.Н. Макарычев и др. Учебник «Алгебра, 8 класс» - М.:Просвещение, 2013
Ю.Н. Макарычев и др. Рабочая тетрадь «Алгебра, 8 класс» - М.:Просвещение, 2014.