Урок математики по теме «Письменные приёмы вычислений» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 6 October 2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Урок

111

Учебный предмет:

Математика

УМК:

«Школа России»

Класс:

3

Тема:

Приемы письменных вычислений

Тип урока:

урок введения нового знания

Цель урока:

Создать условия для формирования умений выполнять письменные приёмы вычислений трёхзначных чисел.

УУД


Личные:

способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные:

умение формировать учебные цели, анализировать и сравнивать объекты, использовать доказательства, умение составлять алгоритм, контролировать свой результат учения с эталоном, оценивать качество решения, способность мобилизовать силы, волю и энергию к преодолению препятствий

Коммуникативные:

умение оценивать действие партнера, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе

Планируемые результаты:

Учащиеся должны освоить приёмы письменных вычислений трёхзначных чисел, закрепить устные вычислительные навыки, умение решать задачи; уметь формулировать учебную задачу, выполнять задания творческого и поискового характера, анализировать и делать выводы, сотрудничать друг с другом, учителем, отвечать на поставленные вопросы.

Методы и формы обучения:

практический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, парная работа, фронтальный опрос

Используемые технологиии:

Технология деятельностного метода обучения

ИКТ

Парная технология

Технология развивающего обучения

Достижения прогнозируемых результатов

Здоровьесберегающая

Имитационного моделирования

Форма урока:

Игра «Поле Чудес»

Дидактический материал:

учебник «Математика, 3 класс» М.И.Моро, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной и парной работы, приложение к учебнику на электронном носителе.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки, презентация.

Список используемой литературы:

Учебник математики для 3 класса под редакцией М.И. Моро, М.А. Бантова, и др. - М., «Просвещение»;

Т. Н. Ситникова, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро и др. 3 класс» в помощь школьному учителю. – М., «ВАКО».

План урока:

Мотивирование к учебной деятельности (2 мин)

Актуализация знаний. Устный счёт (5 мин)

Постановка учебной задачи (2 мин) Физминутка (1 мин)

Построение проекта выхода из затруднений (10 мин)

Первичное закрепление (5 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 мин)

Включение нового знания в систему знаний (7 мин)

Рефлексия (3 мин) Домашнее задание (2 мин)



ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Прозвенел звонок весёлый!

Психологический настрой:

- Я желаю вам успехов и творческих удач!

- Запишем «Классная работа», число. Соблюдаем правила посадки.

- А урок мы сегодня проведём в форме игры «Поле Чудес» (на доске – оформление)

- (хором) Мы урок начать готовы!

- (ученица) Будем думать, рассуждать,

- (хором) И друг другу помогать!



Умение согласованно работать.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Слайд 1





Слайд 2

(плакат)


Актуализация знаний. Устный счёт

Цель: повторение изученного материала, материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.

- Нам нужна первая тройка игроков. Возьмите карточку 1.

1 вариант. 2 вариант.

930 – 300 = 980 – 800 =

340 + 60 = 750 + 50 =

270 – 50 = 480 – 60 =

340 + 500 = 230 + 600 =

400 – 1 = 600 – 1 =

- Проверяем (открыть слайд с ответами).

- У кого без ошибок? 1 ошибка? 2 ошибки?

- Игроками первой тройки становятся …, …, …. Прошу занять свои места.

Решите логическую задачу: «Три года назад Оле было 6 лет. Сколько лет ей будет через 5 лет?»

- … получает жетон победителя и выходит в финал.

Возникновение проблемной ситуации. Фронтальная работа.

- Рассмотрите, что записано на слайде.

32+35 320+350 325+357

76-44 760-440 761-443

63+22 630+220 638+225

- Чем отличаются группы числовых выражений?






- Выполните вычисления в 1 столбике устно.

- Как вычисляли?


- Вычислите ответы во 2 столбике.

- Как вычисляли?

Возникновение проблемной ситуации

- Попробуйте устно выполнить вычисления в 3 столбике.

- Что предлагаете?

- Как называются такие приёмы вычислений, когда записывают в столбик?

Решают примеры на карточках, записывают только ответы. Кто решит - поднимает руку.







Проверяют.

Поднимают руку.


Выходят к доске.


- 14 (отвечает тот, кто быстрее поднимет руку)


Садятся на места.





- Числовые выражения.




- 1 столбик – сложение и вычитание двузначных чисел;

- 2 столбик – сложение и вычитание трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями;

- в 3 столбике сложение и вычитание трёхзначных чисел, не оканчивающихся нулями.

Называют ответы.

- Единицы складывали с единицами, десятки – с десятками.

Называют ответы.

- Десятки складывали с десятками, сотни – с сотнями.


(пробуют) – Устно вычислить трудно!


- Решить, записывая в столбик.


- письменные.

Владеют вычислительными навыками. Осуществляют контроль своей деятельности, корректируют собственную деятельность.







Стремятся развивать логическое мышление и наблюдательность.

















Контролируют свои действия

Слайд 3

(примеры)







Слайд 4

(примеры с ответами)









Слайд 5










Постановка учебной задачи

Цель: проговаривание темы урока, постановка цели урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Исходя из темы, поставьте перед собой цель, которую нужно достичь сегодня на уроке.

- Письменные приёмы вычислений трёхзначных чисел.

- Научиться выполнять письменные приёмы вычислений трёхзначных чисел.

Формулируют познавательную цель. Строят речевое высказывание в устной форме.

Слайд 6 (тема)

Слайд 7 (цель)

Гимнастика для глаз

Перед работой по учебнику сделаем гимнастику для глаз.

Выполняют элементы упражнений для глаз

Контролируют свои действия

Видео

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: построение алгоритма выхода из затруднения

- Откройте учебник на стр. 70. Прочитайте параграф. Примеры № 1 объясняйте друг другу по очереди, как выполнены вычисления (устно).

- С какого разряда начинали вычислять?

- Что надо соблюдать, чтобы не ошибиться в вычислениях?

- А по-другому, как назвать?

- Возьмите карточку № 2, составьте алгоритм: 1 ряд – алгоритм сложения, 2 ряд - алгоритм вычитания.

Алгоритм сложения:

1. Пишу единицы под _________ ,

десятки под _________ ,

сотни под _________.

2. Складываю единицы,

3. Складываю ________ ,

4. Складываю _________ ,

5. Читаю __________ .

(Также – алгоритм вычитания у 2 ряда)

- Какой алгоритм получился у 1 ряда?

- У второго ряда? (открыть слайд)

- Нам нужна вторая тройка игроков для решения примеров под № 2. Кто желает, поднимите руку.






- Кто является, по-вашему, победителем 2 тура? Почему?

- … получает жетон победителя.

Работают в парах.





- с первого, с разряда единиц.

- Порядок



- Алгоритм.



Составляют и записывают алгоритмы.













Читает 1 ученик с первого ряда.

Читает 1 ученик со второго ряда.

Выходят с тетрадями и ручками к конторкам. Первый «игрок» выходит к доске, записывает первый пример столбиком, решает с подробным объяснением. Все, в том числе и два других «игрока» записывают этот пример в тетради. Затем – второй «игрок» - второй пример, третий – третий пример.

- Решил без ошибок, объяснил подробно.

«Игроки» садятся на свои места за парты.

Осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи.









Учатся составлять план достижения цели и определяют средства (алгоритм)















Учатся доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса, контролировать свои действия.
































Слайд 8 (алгоритм)



Слайд 9 (примеры №2 записаны в строчку)

Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, установление осознанного восприятия.

- А сейчас «Игра со зрителями».

(Динамическая пауза)


Выходят по цепочке к интерактивной доске, решают типовые задания (примеры на сложение трёхзначных чисел столбиком) с проговариванием алгоритма вслух.

Контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.


Приложение на электронном носителе - тренажёр «Алгоритм сложения»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверка знаний и умений полученных на уроке

- Вернёмся к числовым выражениям, значения которых вы предлагали в начале урока найти, записав их столбиком:

325 + 357 761 – 443 (на слайде)

1 вариант решит 1 пример,

2 вариант – второй пример.

- Проверьте друг у друга.

- Проверьте себя.

- У кого без ошибок, поднимите руку.

Решают самостоятельно,









проверяют друг у друга,

проверяют со слайда.

Прогнозируют результаты собственной деятельности.

Строят цепочку рассуждений, доказывают.

Прислушиваются к мнению товарища.

Слайд 10









Слайд 11 (примеры с ответами)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

- Где могут встретиться такие вычислительные приёмы?

- Приглашаю третью тройку игроков для решения задачи № 3.

- Кто решит, сразу поднимайте руку.





- Проверьте (открыть следующий слайд) Кто решил правильно? (кто решил быстрее всех и правильно – победитель, вручить жетон)

- Итак, у нас три победителя.

647 351 946

+323 + 467 - 634

960 818 312


- Для вас финальное задание: Найди сумму, которая вычислена верно.

- … , ты становишься победителем игры «Поле Чудес»! (Если будет позволять время, можно провести снова игру со зрителями на тренажёре)

- Победителю предлагаю сыграть в суперигру. Согласен?

- Реши ребус: 326 (открыть слайд)

+____

450

- в задачах



Трое учеников занимают места игроков и решают одну и ту же задачу. Кто решит – сразу поднимает руку.

Ученики на местах слабый + сильный работают в паре (пересадить).

Проверяют правильность решения задачи.



Выходят к доске.





- второй пример







- Да! (остаётся у доски)

Списывает с экрана ребус, решает. Ученики за партами тоже пишут в тетрадях.

Объясняет решение.

Контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

Прогнозируют результаты собственной деятельности.

Осуществляют самоконтроль.






Слайд 12 (задача 3)







Слайд 13 (решение задачи)





Слайд 14 (примеры столбиком)











Слайд 15 (ребус)

VIII. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- …, ты выиграл суперигру, предлагаю тебе выбрать приз.

- Чему учились на уроке?

В классе висят таблички с надписями: «Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу» (зелёного цвета), «Я усвоил тему, но объяснить не могу» (жёлтого цвета), «Эта тема для меня трудная» (красного цвета).


- Подойдите сюда, кто считает, что всё понял и может объяснить товарищу, к этой таблице те, кто усвоил тему, но объяснить затрудняется, и сюда, для кого эта тема оказалась трудная, и не поняли её.

Выбирает, читает: «Аплодисменты зрителей», все хлопают в ладоши.

- Складывать и вычитать трёхзначные числа столбиком.







Оценивают себя.

Осознают важность полученных знаний.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Оформление на доске







Слайд 16 «Спасибо за урок!»








Домашнее задание

- Задание по выбору:

1) стр. 70 № 4 и № 5

2) стр. 70 № 6 и № 7

3) стр. 70 № 8 и № 9


Выбирают, записывают в дневник


Слайд 17 (задание)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.