Урок математики в 3 классе по теме «Устные приёмы вычислений и действий с круглыми числами»
Конспект урока математики для 3 класса
по теме «Устные приёмы вычислений и действий с круглыми числами»
Менухова Лидия Николаевна,учитель начальных классов МБОУ ВМР «Новленская средняя школа имени И.А.Каберова»,
Вологодский район, Вологодская область
УМК «Математика. 3 класс» Э.И. Александровой
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: учить приёмам устных вычислений и действий с круглыми числами.
Задачи:
1.Закреплятьумение выполнять приёмы письменных вычислений с круглыми числами.
2. Сконструировать приёмы устных вычислений с круглыми числами.
3.Развивать умение использовать сочетательный и переместительный законы умножения.
Оборудование и материалы: учебник математики 3 класс (авт. Э.И. Александрова), ноутбуки с программой SMART
Использованные источники:
- Александрова Э.И. Математика. 3 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2012;
- Александрова Э.И. Математика. 3 кл.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010
Содержание и технология урока
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Актуализация знаний учащихся |
-Ребята, чему мы учимся на уроках математики? - Давайте ребята начнём наш урок с устного счёта. (на карточках примеры с круглыми числами, один ученик на закрытой доске) Приложение 1. 200+300 40*5 80+30 4000+5000 700+30 300*5 50*500 8000*9 7000+500 534*40 200*150 Проверка на доске. -Как называются числа, с которыми вы выполняли действия? (круглыми – числа, запись которых заканчивается нулём) -Решение каких примеров у вас вызвало затруднение? (последних двух) -Как удобнее их было решить? (в столбик) -Но задание было решить устно. |
Решать задачи, считать, анализировать, чертить. Уч-ки работают на карточках. |
Познавательные (обобщение) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (мотивация к новому учебному материалу |
2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи |
- Итак, тема урока … - Поставим цель урока. (Учиться приёмам устных вычислений и действий с круглыми числами) - Какие задачи, а значит и план действий, определим для достижения данной цели урока? (План на доске.) (План предложен для обсуждения в разбивку выполнять 1.Приёмы письменных вычислений с круглыми числами. 2.Приёмы устных вычислений с круглыми числами. 3.Закрепление умений вычислений с круглыми числами. ) -Оцените в начале урока себя по критериям. Приложение 2. Критерий: умею выполнять письменное умножение круглых чисел, умею выполнять устные действия с круглыми числами Умею хорошо ….. Затрудняюсь … Могу научить другого … |
Приёмы устных вычислений и действий с круглыми числами. Ученики восстанавливают деформированный план урока. Оценивают себя по критериям. |
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий) |
3. Открытие новых знаний. Развивать умения обобщать наблюдения, делать простейшие выводы 4.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний Формировать первичные умения на основе самоконтроля |
-Итак, первая задача… -Поработаем с учебником с.94 №200 (один ученик у доски объясняет первый столбик, затем самостоятельно делают третий столбик, затем проверка) - Давайте попробуем сконструировать приём устных вычислений. -Вторая задача… -Как решить пример устно? 370*20= (37*10)*(2*10)=(37*2)*(10*10)=74*100=7400 175*500=175*5*100=(100*5+70*5+5*5)*100=(500+350+25)*100=87500 -Какие законы умножения мы использовали для решения примеров? (переместительный, сочетательный, умножение суммы на число) -Прочитайте объяснение в учебнике. -Какой из двух способов записи письменного умножения вам больше нравится? (второй) -Итак, следующая задача… Закрепим полученные умения №201. (Один ученик у доски, решает примеры, где можно устно, где не могут письменно, выделяя нули цветом, затем проверка) -Где ещё нам может пригодиться умение выполнять действия с круглыми числами? (при решении задач) -Давайте решим задачу. С.98 №9 Учёные подсчитали, что на Земле живут 25000 видов водорослей, что в 20раз меньше, чем всех видов растений. Сколько всего видов растений насчитали учёные? -Выберите схему, подходящую к задаче и её решение. Приложение 3. (Программа SMART) |
Один ученик объясняет у доски. Объясняет ученик. Работа с учебником. Выполняют №201,выделяя нули цветом. Ученики работают в программе SMART - применить знания при решении задач |
Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (моделирование) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Регулятивные (самоконтроль) Познавательные (обобщение) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (сравнение) Регулятивные (оценка) |
5.Рефлексия Формировать умения оценивать себя |
- Какую цель и задачи ставили на уроке? - Выполнили ли их полностью? - Какие трудности встретились и почему? - Над чем предстоит работать на последующих уроках? - Оцените свою работу на уроке по следующему критерию Критерий: умею выполнять письменное умножение круглых чисел, умею выполнять устные действия с круглыми числами Умею хорошо ….. Затрудняюсь … Могу научить другого … |
Ответы детей |
Регулятивные (удержание цели и задач урока) Регулятивные (внесение коррективов) Личностные (компетентности в поступках и деятельности) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
6. Домашнее задание учиться делать осознанный выбор |
1.Составить задание для учеников на карточке. 2. Учебник с. 97 №4, с.98 №4 |
Дети осуществляют выбор задания. |
Личностные (осознание выбора) |
Приложение 2.
Оценка |
Критерии |
Умею выполнять письменное умножение круглых чисел |
Умею выполнять устные действия с круглыми числами |
||
Умею хорошо ….. |
|||||
Затрудняюсь … |
|||||
Могу научить другого … |