Урок математики по теме "Умножение числа на сумму" (4 класс)

11
13
Материал опубликован 6 May в группе

Урок математики











Гончарук Елены Анатольевны,

учителя начальных классов

МАОУ СОШ № 28 г. Балаково

Саратовской области





























ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА


• Предмет, класс, автор учебника: математика, 4 класс, М.И. Моро, М.А. Бантова и др.


• Тема урока: «Умножение числа на сумму»


• Дидактическая цель: создать условия для формирования функциональной грамотности, умения умножения числа на сумму с опорой на схематический рисунок, умения записывать новый приём умножения.


• Тип урока: «открытие» нового знания


• Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

Обучающая:

1) формировать представления о конкретном смысле умножения числа на сумму;

2) формировать умения:

- производить умножение числа на сумму с опорой на схематический рисунок;

- записывать новый приём умножения;

- выполнять умножение числа на сумму удобным способом;

- применять полученные знания при решении практических задач.

Развивающая:

- способствовать развитию социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- способствовать развитию использования знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;

Воспитательная: содействовать воспитанию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


• Методы обучения:

- деятельностный, проблемный;

- словесный (беседа), наглядный (картинки в учебнике, презентация), практический (упражнения);





• Формы организации познавательной деятельности учащихся1: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.



• Средства обучения (для учителя, для учащихся):

Для учителя:

- учебник «Математика» 4 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. часть 2 с.42

- презентация к уроку, компьютер, проектор;

- конспект урока.

Для обучающихся:

- учебник «Математика» 4 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. часть 2 с.42

- презентация к уроку;

- карточки с заданиями для каждого ученика;

- карточки с заданиями для работы в группах;

- маркерные доски;

- индивидуальные доски с разноцветными магнитиками;

- «Лист Успеха» для самооценки.















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

1 – 2 мин.

- Урок начинаем с девиза.

Прочитайте девиз урока:

«Математике учиться-всегда пригодится. Математика-гимнастика для ума».

- Как вы понимаете эти слова? Для чего нужно учить математику?

Подумайте, что необходимо нам для успешного изучения математики?


Читают девиз урока.

Отвечают на вопросы учителя.

1


Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

4 - 5 мин.

Актуализация знаний

1. Работа в парах по карточкам.

- Подумайте и поставьте нужный арифметический знак:

На доске записаны равенсва:

3…14= 42 5…17=23 6…16=96

20…16=320 3…26=29 50…17=750

-Чем похожи все записанные равенства?

-Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них?

-На какие группы можно разделить полученные равенства?

-Как удобнее найти значение произведений?


Проверка:

- Назовите выражения, которые у вас получились.

2. - Выполняя это задание, какое арифметическое действие вы выполняли?

- Расскажите, что вы уже знаете об арифметических действиях, обращаем внимание на карточку-помощницу (на экране). А что ещё вы хотели бы узнать?

Фиксация затруднений

3. Послушайте задачу.

Учительница проверяет 18 тетрадей в час.

В первый день она проверяла тетради 3 часа, а во второй 4 часа. Сколько всего тетрадей проверила учительница за 2 дня.

Как вы будете решать задачу?

(подсчитаем, сколько всего часов учительница проверяла тетради, и умножим это число на количество тетрадей, проверяемых в час.)

Запишите выражение. 18 * (3+4)=126 (т.)

Можно ли решить  эту задачу другим способом?

(можно сначала подсчитать, сколько учительница проверяла тетради в каждый из дней, а потом результаты сложились)

Запишите выражение.18*3+18*4 =126 (т.)


1.

Выполняют задания в карточках.


Называют арифметические знаки, полученные выражения, проверяют.








Отвечают на вопросы учителя.





2. Отвечают на вопрос.


Читают вопросы и отвечают на них.




3.Записывают и решают выражение.




Отвечают на вопросы учителя.





Записывают ответы на доске.


Отвечают на вопрос учителя.

12, 13, 7.


Постановка учебной задачи

1 – 2 мин.

Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записали. Что вы можете сказать?

(выражения разные, а результат один и тот же.)

Какой можно сделать вывод?

Как можно умножить число на сумму?

(Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить).

Кто уже догадался, какая тема нашего урока?

Какую цель нашей деятельности мы поставим на урок?


Отвечают на вопросы учителя.








Определяют цель своей деятельности на уроке.

8, 4.


Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта

10 – 12 мин.

- Откройте с. 42 Скажите, правильно ли мы поняли какую тему нам сегодня освещает человечек?

- Скажите, как подсчитать все геометрические фигуры? (3*4+3*2=18; 3*(4+2)=18)

Объясните, как двумя способами узнали общее количество кружков.

По 3 кружка взяли 6 раз, получилось 18 кружков.

Сначала по 3 кружка взяли 4 раза, получилось 12 кружков, а потом по 3 кружка взяли еще 2 раза, получилось 6 кружков, сложили 12 и 6, получилось 18 кружков.

Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записали. Что вы можете сказать?

(выражения разные, а результат один и тот же.)

Какой можно сделать вывод?

Как можно умножить число на сумму?

Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить.


Выполните № 139.

Как можно решить двумя способами числовые выражения?


Выполните № 140.

Вычислите удобным способом.



Правильные ли выводы вы сделали ранее?


Физминутка.

Показ слайдов.( музыкальная )


Поработаем с карточками. На них записаны примеры.

4*(30+4) 2*(40+2)

2*(20+3) 4*(30+4)

Работа по учебнику . с. 42, Задача № 142.

Прочитайте задачу.

Как лучше кратко записать условие ? (в таблице)

За 1 рейс

Кол-во рейсов

Всего ц

1 уч. – 52 ц

2 уч. – 52 ц

5 р.

4 р.


Какими способами можно решить задачу?

Решение

1 способ:

52 *5+52*4=468 (ц.) было перевезено картофеля

2 способ:

52 *(5+4) = 468 (ц.) было перевезено картофеля

          Ответ: 468 центнеров.

Какое свойство умножения вы использовали?



1.

Отвечают на вопросы учителя.


Дополняют цель своей деятельности на уроке.

Определяют тему урока и сравнивают её с темой в учебнике.



Записывают вместе с учителем пример.

Читают запись.

Отвечают на вопросы учителя.




Читают объяснение в учебнике.






Сравнивают, делают вывод, аргументируя его.



Сравнивают, делают вывод, аргументируя его.



Отвечают на вопрос учителя.



Выполняют движения под музыку.


Три ученика выходят к доске по очереди и выполняют задание с подробным объяснением.


Остальные выполняют в тетрадях.

Четвертый пример- самостоятельно.





Отвечают на вопрос учителя.












Отвечают на вопрос учителя.












Сравнивают, делают вывод, аргументируя его

2, 4, 11, 15, 8.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

3 – 4 мин.







- Работа с приложением МЭШ.

(https://uchebnik.mos.ru/app_player/72413)

Выполните в парах: первый пример читает и объясняет решение один ученик, а второй слушает, второй пример – меняемся.


t1715014100aa.png

Работают в парах: сначала один объясняет, другой слушает, потом наоборот.

13, 14, 15.

Самостоятельная работа с самопроверкой

3 – 4 мин

Работа с приложением МЭШ

(https://uchebnik.mos.ru/app_player/72548)



t1715014100ab.png

- Проверьте решение по образцу (на экране).

- Поднимите руку, кто верно решил все примеры? Кто допустил ошибки, исправил их?

- Молодцы!


Решают примеры самостоятельно.

Проверяют по образцу.

Фиксируют отметку за работу на данном этапе в «Лист успеха».




Поднимают руки.

5.

Включение в систему знаний и повторение (жизненная ситуация/ необязательный этап)

6 - 7 мин

- Ребята, а может нам пригодится в жизни умение делить число с остатком? Приведите примеры.


Работа в группах на маркерной доске.

Задание: решите задачу.

1 группа:

В магазин привезли 4 куска ткани красного цвета и 5 кусков ткани синего цвета. В каждом куске по 15 метров ткани. Сколько всего метров ткани привезли в магазин? Выбери выражение, с помощью которого можно ответить на вопрос задачи.

Укажите правильный вариант ответа:

15 : (4 + 5)

15 · (4 + 5)

15 - (4 + 5)


2 группа:

3 группа:

Проверка: представитель от команды выходит к доске, читает задачу, показывает и объясняет её решение.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.


Отвечают на вопрос, приводят примеры.


Работают в группах: решают задачу.












Выходят к доске, читают задачу и объясняют, как решали.

12, 13, 14,15.

Рефлексия деятельности

3 - 4 мин

1. - Ребята, чему мы хотели научиться вначале урока?

- Мы достигли своей цели?

- А каким способом?

- А как вы думаете есть ещё другие способы умножения числа на сумму?

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

- А сейчас посмотрите ещё раз на список вопросов об умножении, с которого мы начинали урок (на экране).

- Какие вопросы вы бы добавили после сегодняшнего урока?

2. - Ребята, оцените результат своей работы на уроке согласно вашей отметке за работу на каждом этапе урока в «Листе успеха».

- Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На сегодняшнем уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел ..

3. Отметки за урок….


4. Домашнее задание-карточка.

Закрепить умение выполнять умножение числа на сумму и решение задач вы можете с помощью карточки (на выбор 2 задания)



КАРТОЧКА «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

1.Решите примеры удобным

вам способом.

t1715014100ac.png

t1715014100ad.png

t1715014100ae.png

2. Разложите один из множителей

на слагаемые, чтобы выполнить умножение.

t1715014100af.png

t1715014100ag.png

t1715014100ah.png

3. Выполнить ЦДЗ (цифровое домашнее

задание 1-2 этапов урока)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1740450


- На этом наш урок закончен. Мне было очень приятно с вами поработать. Спасибо вам и математике!




1.

Отвечают на вопросы учителя









Предлагают добавить вопросы в список.


2. Оценивают с помощью «Листа Успеха» свою работу на уроке.







3.Слушают отметки.


4.Получают домашнее задание карточку, записывают на выбор 2 номера.


7.





Приложение к уроку:

Карточка «Домашнее задание»

1

1.Решите примеры удобным

вам способом.

t1715014100ac.png

t1715014100ad.png

t1715014100ae.png

2

2. Разложите один из множителей

на слагаемые, чтобы выполнить умножение.

t1715014100af.png

t1715014100ag.png

t1715014100ah.png


3

3. Выполнить ЦДЗ (цифровое домашнее

задание 1-2 этапов урока)

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1740450














Приложение МЭШ «Умножение числа на сумму»

ID приложения:70744

Создан:03.01.2019 16:10

Обновлен:22.02.2019 12:47

Загрузил(а):Власова



t1715014100aa.png

https://uchebnik.mos.ru/app_player/72413






Приложение МЭШ «Умножение числа на сумму»

ID приложения:70892

Создан:04.01.2019 01:20

Обновлен:30.01.2019 22:29

Загрузил(а):Власова Ольга Валерьевна



t1715014100ai.png

https://uchebnik.mos.ru/app_player/72548















t1715014100ab.png





Цифровое домашнее задание МЭШ



Уровень изучения:Базовый

ID:1740450

Создан:08.06.2020 12:45

Дата публикации:30.06.2020 12:39

Загрузил(а):Колмакова Ольга Васильевна

Школа автора:ГБОУ Школа № 1194

Автор:Колмакова Ольга Васильевна


t1715014100aj.png

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1740450/view





1 Выбрать и указать слова: фронтальная, индивидуальная, групповая или парная

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная разработка урока. Использовано большое количество различных приёмов. Разнообразие заданий способствует мотивации детей. Также обучающиеся анализируют, как им могут пригодиться полученные знания в жизни.

7 May

Интересный, грамотный, современный урок. Спасибо, Елена Анатольевна!

7 May

Замечательный современный урок. Буду использовать в своей работе. Спасибо, Елена Анатольевна!

9 May

Благодарю вас,Наталья Геннадьевна.

9 May

Замечательная разработка урока!. Обязательно воспользуюсь. Спасибо большое, Елена Анатольевна!!!

9 May

Вера Алексеевна,спасибо!

9 May

Отличный современный урок! Большое спасибо! Буду использовать в своей работе.

23 May

Отличная разработка урока! Очень понравилась!

23 May

Качественная методическая разработка. Спасибо, Елена Анатольевна!

23 May