Урок математики "Умножение числа на сумму" 4 класс

2
0
Материал опубликован 30 May

Конспект урока математики

Тема урока: Умножение числа на сумму

Цель урока:

познакомить со свойством умножения числа на сумму;

учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях;

совершенствовать умение решать задачи.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические (образовательные):

- учить раскладывать множитель на удобные слагаемые;

- учить сравнивать распределительное и сочетательное свойства умножения;

- учить составлять верные неравенства и задачи по выражению;

- учить соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

- актуализировать знания об умножении многозначных чисел.

Предметные:

- умеют раскладывать множитель на удобные слагаемые;

- умеют сравнивать распределительное и сочетательное свойства умножения;

- умеют составлять верные неравенства и задачи по выражению;

- умеют соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

- актуализируют знания об умножении многозначных чисел.

Развивающие:

- развивать умения наблюдать, выделять главное,

- анализировать, обобщать, сравнивать;

- развивать внимание, логическое мышление;

- развивать математическую речь, память;

- развивать познавательную активность.


Метапредметные:

Познавательные УУД (П):

- понимать информацию, предоставленную в виде правила;

- находить нужную информацию в учебнике, на доске;

- планировать свою деятельность;

Регулятивные УУД (Р):

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- выделять известные и неизвестные знания из темы урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;

Коммуникативные УУД (К):

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- устанавливать очередность действий;

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся интереса к изучению математики;

- воспитывать понимание значимости математики;

- воспитывать у обучающихся самостоятельность в получении

новых знаний.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учебе;

- адекватное понимание причин, успеха/неуспеха в учебной деятельности

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей обучающихся



Тип урока: открытие нового знания:

объяснительно-иллюстративный индивидуальная, фронтальная

Оборудование: Математика: 4 класс Моро М.И., УМК «Школа России», 2 часть; презентация, компьютер, интерактивная доска, карточки с заданием.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

(с элементами технологической карты урока)


Название этапа

Цель этапа

Деятельность учителя 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент 

Организация, подготовка детей к уроку

- Математику, друзья, не любить никак нельзя.

Очень строгая наука, очень точная наука.

Интересная наука – это математика!

-Доброе утро ребята! Присаживайтесь на свои места. Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь!

Стоя приветствуют учителя; выполняют указания учителя; занимают свои места.

Регулятивные:

- предвосхищение будущей деятельности

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- формирование позитивной самооценки

- формирование позитивной атмосферы в коллективе

Мотивация

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне 

-Мы начнём наш урок с улыбки. Улыбнитесь мне, а потом друг другу.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

Я желаю всем хорошего настроения на весь день.

Взаимодействуют с учителем; настраиваются на продуктивный урок

Личностные:

- проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание

Актуализация знаний

Актуализировать знания по пройденному материалу. Организовать подготовку и мотивацию обучающихся к самостоятельному выполнению пробного действия

Начнём наш урок с устного счёта.

- Устный счет.

2,3,4 слайд

1. Игра «Колобок».

- Помогите Колобку добраться до дома, чтобы его не съела лиса.



- Молодцы, Колобок живой и невредимый вернулся к бабушке с дедушкой. Давайте решим задачу.

2. Стол имеет прямоугольную форму. Ширина стола 1м, а длина в 2 раза больше. Найдите периметр стола.

3. 25x3=

- Ребята, как мы будем решать данный пример?





- А какое свойство мы использовали?

- Считают цепочку: 540 разделить на 60 будет 9, 9 умножить на 400 будет 3600, 3600 разделить на 300 будет 12, к 12 прибавить 988 будет 1000.

- Формула периметра прямоугольника: (а+в)x2, будет (2+1)x2=6.



- 25 разложим на сумму разрядных слагаемых 20 и 5 и каждое слагаемое умножим на 3, результаты складываем, будет 60 прибавить 15. Ответ 75.

- Распределительное свойство (умножение суммы на число).


Личностные:

- сформировать потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценке и моральных чувств

- проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение

Познавательные:

- умение анализировать полученную информацию

- умение воспроизводить ранее усвоенные знания и применять их

- умение синтезировать 

- умение строить речевое высказывание

- умение выбирать критерии и основания для сравнения и оценивания

Выявление и фиксирование затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации затруднения и на основе результатов этого анализа выявить места и причины затруднения, осознать, в чем состоит недостаточность знаний и умений обучающихся для выполнения поставленного задания

4 слайд

- Верно, а решите мне вот такой пример: 13x14. Мы можем применить то свойство, которое знаем?

- Конечно, здесь его применять не удобно. А вот другое свойство я бы, ребята, применила. А как вы считаете какое?

- У нас с вами возникло затруднение. Вот сегодня мы с вами выучим ещё одно свойство, чтобы научиться решать такие примеры.



- Нет.



- Мы этого свойства не знаем.

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание

- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их

- умение выбирать критерии и основания для сравнения и оценивания

Регулятивные:

- умение планировать свои действия

- умение различать способ и результат действия

- умение вносить необходимые коррективы в действие


Личностные:

- сформировать потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценке и моральных чувств

- проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать тему и цель урока. Построить план урока и определить средства достижения его цели.

Продолжает вести урок:

6 слайд

- Тема нашего урока: Умножение числа на сумму.


- Какую цель мы можем с вами поставить?



7 слайд

- Давайте составим план урока:


Познакомиться со способами умножения ______ на сумму.

Применить полученные _______ на практике.

Оценить ____.



- Узнают тему урока.



- Создать условия для знакомства со свойством умножения числа на сумму.



1. Познакомиться со способами умножения числа на сумму.

2. Применить полученные знания на практике.

3. Оценить себя.

Познавательные:

- поиск разнообразных способов решения задач

- формулирование проблемы, самостоятельное нахождение способов ее решения

- умение строить речевое высказывание

Коммуникативные:

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

- умение формулировать собственное мнение

- умение принимать иные точки зрения

Регулятивные:

- умение планировать свои действия

Личностные:

- сформировать потребности в самовыражении

- проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект в соответствии с планом; организовать фиксацию преодоления затруднения

8 слайд

- Посмотрите на слайд. У нас с вами есть голубые и розовые круги.

- Сколько у нас всего рядов?

- Сколько в одном ряду голубых и розовых кругов?

- Значит, чтобы узнать, что мы должны сделать. Найдём сумму 4 и 2. Сколько это будет?

- Сколько ещё раз у нас всего рядов?

- Мы нашли сумму целого ряда кругов, а, чтобы узнать сколько всего в 3 рядах кругов, что надо сделать?

- Сколько это будет?

- 18 кругов всего изображено на этом рисунке. Мы с вами нашли первый способ умножения числа на сумму.

- А как же можно решить по-другому? А мы можем посчитать столбики. Сколько кругов в одном голубом столбце?

- А сколько всего голубых столбцов?

- Как мы посчитаем сколько всего голубых кругов изображено на рисунке?

- А как мы посчитаем розовые круги? У нас в одном столбике 3 круга, а сколько всего таких столбиков?

- Как мы тогда посчитаем?


- Давайте найдём сумму голубых и розовых кругов. Что мы сложим?

- И получим?

- Тоже 18. Если в правых частях у нас получился ответ один и тот же, то что мы можем сказать?








9 слайд

- Откройте учебник на странице 42. Рассмотрите рисунок. Но перед этим давайте вспомним правила работы с учебником.

- А правильно ли мы сделали наши предположения?

- Ребята, посмотрите ниже под рисунком, нам надо умножить число на сумму разными способами. Давайте посмотрим, получится ли у нас так как мы с вами поработали. 16 умножить на сумму 2 и 3. Что делаем?

- А как ты умножаешь 16 на 5?




- А как ещё можно умножить 16 на сумму 2 и 3. Давайте посмотрим под цифрой 2 со скобочкой. Можно 16 умножить на первое слагаемое, 16 умножить на второе слагаемое, и сложить эти произведения. Получим 80. Видите, ребята, опять ответ один и тот же. Получается, что мы можем умножать число на сумму двумя способами.

10 слайд

- Какой пункт плана мы с вами сейчас выполнили?

- А какой следующий?

- Смотрят на слайд.


- 3 ряда.

- 4 голубых и 2 розовых.


- 6



- 3 ряда.

- 6 умножить на 3.



- 18.




- 3



- 4

- Мы 3 умножим на 4 и получим 12.

- 2



- Мы 3 умножим на 2 и получим 6.

- 12 и 6


- 18

- Чтобы умножить число на сумму, можно число умножить на первое слагаемое, потом число умножить на второе слагаемое, и произведение сложить. А можно сначала вычислить сумму и умножить число на полученный результат.

- Не мять страницы, учебник должен быть в обложке, не трогать грязными руками.



- Смотрят в учебник.


- Нахожу сумму 2 и 3 будет 5. И 16 умножаю на 5.



- Я 10 умножаю на 5 получаю 50. 6 умножаю на 5 получаю 30. И в сумме будет 80.











- Первый.


- Второй. Научиться применять полученные знания на практике.

Познавательные:

- извлекать информацию из схем, текстов и иллюстраций

Регулятивные:

- планирование своих действий

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки характера сделанных ошибок

- планирование своих действий в соответствии с задачей

Первичное закрепление во внешней речи


- Давайте выполним №144 на странице 42.

Вычисли значения выражения двумя способами.

9∙ (6+3) 8∙ (4+5) 6∙ (5+2)

Давайте будем проговаривать и записывать в тетрадь решение.

- Следующий номер, который мы выполним с вами – это №145.

Вычисли удобным способом.

7∙(10+4) 8∙(5+3) 6∙(20+5) 19∙(7+3)

- А как здесь удобнее вычислить. У нас ведь два способа умножения числа на сумму. Нам надо выбрать какой более будет удобен в данных случаях. По одному выходим к доске и объясняем. Записываем с доски в тетрадь.

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

- Выполняют упражнение и записывают в тетрадь.

- В 1 примере удобнее каждое число умножить на каждое слагаемое.

- Во 2 примере удобнее найти сумму, а потом умножить на число.

- В 3 примере удобнее каждое число умножить на каждое слагаемое.

- В 4 примере удобнее найти сумму, а потом умножить на число.

- Второй.


Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов, выявление границ применимости нового знания, использование его в системе ранее изученных знаний

- Вы хорошо работаете. Давайте теперь решим задачу под №147.


- Прочитайте условие задачи.

11 слайд

- Давайте заполним таблицу, которая на слайде, теми данными, которые мы с вами знаем.

- Какой вопрос задачи?




- Что нужно знать?




- Верно, вот в таблице у нас есть знаки вопроса.

- Я могу узнать сколько с 1 участка?

- Как?

- Я могу узнать за второй?

- Как?

- А во сколько действий задача?

- Ребята, а может быть кто-то подумал, как решить эту задачу в два действия?

- Как вы считаете, во сколько мы действий запишем задачу?

- Прошу кого-то выйти к доске и написать решение задачи.

- Читают условие задачи.

- Заполняют таблицу данными.


- Сколько всего центнеров картофеля фермер вывез с двух участков?

- Сколько центнеров картофеля фермер вывез с 1 участка и сколько вывез со 2 участка.



- Да.

- Я знаю сколько за один рейс вывез и сколько количество рейсов.

- Да.

- Я знаю сколько за второй рейс вывез центнеров картофеля и сколько количество рейсов.

- В 3 действия.

- Можно найти количество рейсов (5+4) будет 9. И 52 умножить на 9.

- В 2.


- Записывает решение задачи.

Регулятивные:

- выполнение учебных действий в материализованной речевой и умственной форме

Познавательные:

- структурирование знаний

- установление причинно-следственных связей

Самостоятельная работа по эталону


- Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас есть карточки под №1.

1. Укажи значение выражения 4∙8∙25∙6

А) 4800

Б) 48000

В) 480

2. Какое число надо умножить на 34, чтобы получить 34000?

А) 10

Б) 100

В) 1000

3. На какое число разделили 1400, если получили 100?

А) На 14

Б) На 140

В) На 1400

4. Укажи значение выражения a∙500, если a=60

А) 30000

Б) 300

В) 3000

- Выполняют самостоятельную работу.

1. А

2. В

3. А

4. А


Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. - Какая была тема нашего урока?


- А какая у нас была цель урока?




- Давайте мы выполним последний пункт нашего плана оценим себя.

- Если вы считает,что на занятии вы все поняли,поднимите зеленую звезду.

- Если вы считаете,что вы не усвоили информацию на занятии, поднимите красную звезду.

- Умножение числа на сумму.

- Создать условия для знакомства со свойством умножения числа на сумму.

Оценивают свои результаты освоения учебного материала 

Регулятивные:

- адекватная самооценка


Познавательные:

- установление причинно-следственных связей

- построение речевого высказывания


Личностные:

- формирование границ собственного “знания” и “незнания”

Приложение № 1



Карточка № 1

Укажи значение выражения 4х8х25х6

4800

48000

480

Какое число нужно умножить на 34, чтобы получить 34 000?

10

100

1000

На какое число разделили 1400, если получили 100?

На 14

На 140

На 1400

Укажи значение выражения Ах500, если а=60?

30000

300

3000



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей