Урок математики «Рубль и копейка» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока математики ТЕМА «Рубль и копейка» | Цель урока: формировать представление о единице стоимости – рубль, копейка, Задачи обучения. Личностные: Развивать познавательный интерес к учебному предмету «Математика» Способствовать развитию способности к самооценке результата своей деятельности Развивать мотивацию к учебной деятельности Метапредметные: регулятивные: Развивать умение понимать и принимать учебную задачу Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; Учить оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя познавательные: Способствовать формированию умения выделять из предложенного текста (рисунка) на слух информацию по заданному условию Формировать умение действовать по аналогии коммуникативные: Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. Учить формулировать свои затруднения Формировать умение слушать и понимать других. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи Предметные: Актуализировать знания учащихся по предыдущим темам Научить сравнивать единицы стоимости – рубль, копейка Формировать наглядное представление о единицах стоимости – рубль, копейка Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи Познакомить с соотношением между единицами стоимости | ||
Учитель начальных классов Федяева Ирина Александровна ________ | |||
УМК «Школа России» Технология обучения – проблемно-диалогическая Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ) Оборудование. у учителя: мультимедийная презентация, учебник у учащихся: учебник, карточки, монеты Библиографический список Моро М.И. Математика. 2 класс. Ч.1 [Текст]/ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова. 2-е изд. – М: Просвещение,2011. – 112 с. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 2 класс. [Текст]/Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2016. – 464 с. |
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности | |||
-Здравствуйте, встали красиво, спинки выпрямили. Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики, садитесь. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Послушав эти 4 строчки, кто мне скажет, как надо вести себя на уроке? - Можно выкрикивать ответ? - Что нужно сделать, чтоб ответить? Покажите, как настоящий ученик должен поднимать руку. | - здравствуйте. Сидеть тихо, отвечать громко, не бояться Нет Поднять руку | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД Личностные: 1. Формировать интерес к учению. 2.Повысить учебную мотивацию. 3.Формировать внутреннюю позицию ученика. Метапредметные: 1. познавательные: - Умение выделять необходимую информацию 2. коммуникативные: - Учить строить устные речевые высказывания | |
Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания | |||
- Посмотрите, у каждого на парте есть листочек, возьмите его, на нем вы будете записывать свои ответы. - Сели все ровно, красиво, соседу не мешаем. Возьмите ручки и внимательно слушайте задание. -Запишите в столбик числа, которые содержат 3дес.и 8 ед.. 6дес. и 6 ед., 9дес., 10 дес., 4дес -Уменьшите каждое из чисел на 20 единиц и запишите полученные числа во второй столбик рядом (привожу пример по оформлению) - Проверим себя, посмотрите на слайд. Над правильными ответами поставьте знак +, если ответ неправильный то знак -. Посчитайте количество +. У кого 5 плюсов поднимите руку, у кого 4? Есть те у кого все -. Таких у нас нет, хорошо. Молодцы, но у кого были ошибки, что мы советуем? - Правильно, нужно поработать над классами - Многие из вас смогли выполнить это задания, давайте же посмотрим, справитесь ли вы со следующим. Рассмотрите ряд чисел 12,23,34,45,…, - Числа с каждым разом увеличиваются или уменьшаются? - Подумайте, на какое число постоянно увеличиваются числа в ряду. Кто догадался? - Как ты это узнал? - Посмотрите, ряд не закончен, какое число должно быть следующее? - Молодцы, все же они знают, все умеют. | . (38,66,90,100,40.) (18,46,70,80,20.) Повторить названия классов Увеличиваются 11 Из большего вычитал меньшее 56 | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: Развивать познавательный интерес к учебному предмету «Математика» Метапредметные: познавательные: Учить выделять из предложенного текста, на слух информацию по заданному условию коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других. Предметные: Актуализировать знания учащихся по предыдущим темам | |
Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. | |||
Создание проблемной ситуации и побуждение к осознанию противоречия | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Метапредметные: познавательные: Учить выделять из предложенного текста (рисунка), информацию по заданному условию Формировать умение слушать и понимать других. умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи | ||
- Ребята, посмотрите на слайд, что это за здание? - Вы ходите в магазин с родителями? Зачем? - Посмотрите, кто это? - Буратино, как и мы, решил сходить в магазин и купить тетрадки для учебы. Папа Карло ему сказал, купи тетради по наименьшей цене. Смотрит Буратино на витрину и видит: стоят две тетрадки, одна стоит 50 к., а другая 1 р. Какую тетрадь купит Буратино? Буратино купил тетрадь за рубль, потому что знает, что 1 меньше 50, а значит если меньше то дешевле. Верно рассуждает Буратино? | Магазин Да, купить одежду, продукты Буратино Мнения детей разные, кто то говорит за 50 к., кто то за 1 р. Мнения разные | ||
Побуждение к формулированию учебной проблемы и построению плана достижения цели | |||
- Скажите, какое число больше 50 или 1? - Значит ли это что Буратино должен купить тетрадь по цене 1 р? - Чтобы мы помогли Буратино, что нам надо знать? - Кто может сказать какая тема нашего урока? | 50 Нет/да Что такое к., что такое р. Что больше к. или р. Деньги | ||
Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать подводящий диалог. | |||
Подводящий диалог | Предметные: - Актуализировать знания учащихся по предыдущим темам ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: Развивать познавательный интерес к учебному предмету «Математика» Метапредметные: регулятивные: Развивать умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; | ||
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? - Зачем нам нужен кошелек? -Когда появились первые деньги неизвестно, но самому древнему упоминанию о них - 4500лет. (четыре с половиной тысячи лет) Посмотрите какое большое число. (на слайде дата) В древности деньги делали из камня, брусков соли и даже из перьев. (монеты на слайде) Первые монеты были изготовлены в Турции. Их делали из природного сплава золота и серебра. - Посмотрите, на слайде перед вами монеты. Здесь у нас и копейки и рубли, какой формой монеты? - Посмотрите, какие бывают копейки. (1,5, 10, 50) - Посмотрите на эти монеты (1 р, 2р, 5 р, 10р) - тут у нас уже что изображено? - Кто мне назовет, какие есть монеты с рублями? - Ребята, запомните буквой к «ка» обозначают копейки, а буквой р «эр» рубли. - Почему Буратино купил тетрадь за 1 р., а не за 50 коп? - Верно, Буратино подумал, что 1 меньше пятидесяти, поэтому купил тетрадь за 1 р., - Почему он так поступил? - Ребята, чтобы нам помочь Буратино надо знать, сколько копеек содержится в рубле? А на уроке математики где мы это можем узнать, что открывает нам новые знания? Есть ли у нас такой помощник на уроках? - Давайте узнаем, а поможет нам учебник, давайте откроем его на стр. 16. Кто мне прочитает в верхнем левом углу карточки. - Тогда давайте посчитаем. У нас одна тетрадка стоит 50 к., а другая 1 р. Какая тетрадка стоит меньше, почему? - Если у нас 100 копеек, то сколько это рублей? А один рубль это сколько копеек? - Важно ли знать значения копейки и рубля? Где нам это пригодится? - Ребята, а есть ли 50 (пятидесяти копеечная) монета? - Какие еще есть? Приведите пример. - Посмотрите, а как мне получить 2 копейки, если нет такой монеты? - Правильно, а если я возьму две монеты по 5 к и одну монету по 10 к. Будет одинаковая сумма? Почему? - Верно, вариантов много, главное уметь считать. - Если мне нужно 3 р то какие монеты я возьму? - Если мне нужно 8 р то какие монеты я возьму? Физминутка - Мы хорошо поработали, давайте немного разомнемся. Утром наш жучок проснулся Потянулся, улыбнулся. Раз – росой умылся Два – красиво потянулся Три – нагнулся и присел | кошелек там находятся деньги круглой рубли Он не знал разницы между копейками и рублем? он не знал разницы между рублем и копейкой. учебник 1 р.. = 100 к. 100 к. = 1 р. За 50 к., потому что в 1 р. Содержится 100 к., а 50 к. меньше 100 (ста) Да Когда мы ъотим расплатиться за проезд, идем в магазин надо взять две монеты по 1 к. да надо взять две монеты по 1 (одной) копейки да, потому что две монеты по 5 к. будет 10 к., что равно одной монете про 10 к. 2 р и 1 р 5 р, две монеты по 2 р и одну по 1 р. | ||
Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания. | |||
- Кто запомнил? Кто может без учебника сказать, сколько в одном рубле содержится копеек? - Сколько у нас рублей, если у нас 100 к.? - А теперь первая колонка скажет нам сколько копеек содержится в рубле (2,3) - Молодцы. | 100 1 рубль | Метапредметные: регулятивные: Развивать умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; Предметные: - познакомить учащихся с новой единицей стоимости - рубль и преобразования ее в более маленькие | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. | |||
Давайте с вами выполним задание №3. Посмотрите все на рисунок на левом поле. У вас изображено 2 кошелька. Кто прочитает задание? - Поработаем сначала с первым кошельком. Сколько всего монет? - Какая первая монета? - Какая вторая монета? - Мы уже ответили, что всего две монеты, а сколько всего тогда копеек? - Как вы узнали? - Скажите, а 1 р. Больше 55 к.? почему? - Посмотрите на второй кошелек. Сколько там монет? - Какая самая верхняя монета? - Вторая, какая монета? - И третья, какая монета? - мы сказали, что всего три монеты, а сколько копеек всего? - Как вы узнали? - Скажите, а в каком кошельке больше денег в первом или во втором? - Почему? | Две 50 к. 5 к. 55 к. К 50 к. прибавили 5 к. Больше, потому что 1 р. = 100 к. Три 1 к. 50 к. 10 к. 61 к. Мы к 50 к прибавили 10 к. получили 60 к и к ним прибавили еще 1 к. Во втором Потому что 61 к. больше 55 к. | Метапредметные: регулятивные: Развивать умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. | |||
Практическая работа - Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. - Теперь поработаем в парах, вспомним правила, посмотрите на слайд. - У вас на парте есть монеты, по 50 к. и 10 к. Вам нужно, работая сообща, из этих монет собрать 1 р. Разными вариантами за ограниченное время. Ваша задача поработать не только на время, но и найти как можно больше вариантов. Все свои варианты вы должны записать, например: 50 к.+…= 1 р. Самопроверка на слайде: 50+50 50+10(5 монет) 50+10+10+10+10+10 и …10 (10 монет) -Проверьте, если нет ошибок то нарисуйте круг, 1 ошибка – галочка, две ошибки и больше – крестик | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД Личностные Способствовать развитию способности к самооценке результата своей деятельности Метапредметные: регулятивные: Учить оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя Коммуникативные: Учить формулировать свои затруднения Предметные: Актуализировать знания учащихся по предыдущим темам | ||
Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового знания в системе с ранее изученным материалом. | |||
Работа над текстовой задачей | |||
I этап. Анализ задачи | |||
- Ребята, а сейчас давайте решим задачу. №4 Задача номер 4. - Послушайте внимательно задачу. -О чем говорится в задаче? -Что известно? -Что нам нужно найти? - Запишем краткую запись: (запись ведется с ответами учеников на доске и в тетрадях учеников) - Сколько у Иры было монет? - Какие были монеты? - Сколько она израсходовала рублей на покупку тетрадей? - Что найдем? Составим краткую запись Б.– 5р. И 6р. Из. – 6р. Ост. - ? | О монетах У Иры было две монеты 5р. И 2р., израсходовала 6 р. Сколько рублей осталось Две 5 р.и 2 р. 6 р. Сколько р. Осталось Б.– 5р. И 6р. Из. – 6р. Ост. - ? | Метапредметные: регулятивные: Развивать умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме коммуникативные: Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи | |
II этап. Поиск решения задачи. | |||
- Сейчас чтобы вам легче было решить я буду рисовать схему, вам ее записывать не надо. - Зная, что у Иры было две монеты, по сколько? - Что узнаем? - Узнав, сколько всего денег было у Иры, и зная, сколько она израсходовала на покупку тетради, сколько? - что мы узнаем? - Мы ответим на вопрос задачи? | По 5 р. И по 2 р. Сколько всего денег было 6 р. Сколько рублей осталось Да | Метапредметные регулятивные: Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме коммуникативные: Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи | |
III этап. План решения. | |||
- Что найдем 1 действием? - Каким действием? - Что найдем 2 действием? - Каким действием? | Сколько всего рублей было у Иры Сложением Сколько рублей осталось Вычитанием | Метапредметные: коммуникативные: Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | |
III этап. Решение задачи. | |||
- Хорошо. Запишете решение задачи и ответ. - Какой ответ у вас получился? | 5+2=7 (р.) – было всего у иры 7-6=1(р.) Ответ: 1 рубль остался у Иры. | Метапредметные: регулятивные: Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме | |
IV этап. Проверка решения задачи. | |||
- О чем спрашивалось в задаче? - Что такое 1р.? - Мы ответили на вопрос задачи? | Сколько рублей осталось у Иры после покупки тетради. Осталось у Иры после покупки тетради да | Метапредметные: коммуникативные: Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | |||
-Что мы сегодня делали на уроке? - Закончите предложения. 1 р. = …к. … к. = 1 р. Я научился … Мне понравилось… Урок окончен. До свидания. | -изучали рубли и копейки | Личностные: Способствовать развитию способности к самооценке результата своей деятельности Метапредметные: регулятивные: Формировать умение осуществлять саморефлексию коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи |