Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56»
(МБОУ СОШ № 56)
Ленинского района города Новосибирска
Методическая разработка урока математики во 2 В классе по теме:
«Угол. Виды углов»
Выполнила: Толстова Майя Владимировна,
учитель начальных классов
Новосибирск
2016
Тема
Угол. Виды углов.
Задача и цели темы
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»
Задачи урока:
образовательные:
- систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
- формировать познавательный интерес к математике.
развивающие:
- развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);
- развить эмоциональную сферу;
- развить коммуникативные умения;
- развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).
воспитательные:
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
- способствовать сплочению классного коллектива.
Планируемый результат
Чертить углы на клетчатой бумаге, различать прямой, тупой и острые углы. Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления.
Основные понятия
Угол, прямой, тупой, острые углы, угольник.
Межпредметные связи
Окружающий мир, технология.
Ресурсы
Учебник математики под редакцией М. И. Моро, М.А. Бантова.
Тип урока: изучение нового материала или формирования первоначальных навыков.
УУД, формируемые на уроке:
Предметные.
Чертить углы на клетчатой бумаге, различать прямой, тупой и острые углы.
Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста рубрики, содержание).
2. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебнике.
3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
4. Выполнять задания по аналогии.
5. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Используя справочные материалы учебника.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
3. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия.
4. Осуществлять само и взаимопроверку работ.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила общения.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Оформлять свои мысли в устной речи.
4. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Личностные.
1. Принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.
4. Адекватно воспринимать оценку учителя.
№ п\п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Контролирующие задания и УУД
1
Организационный момент
Цель – активизация учащихся.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
Применять правила поведения на уроке
Ученики проверяют свою готовность к уроку.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
2
Мотивация к учебной деятельности.
Цель – побуждать детей к свободному высказыванию
Побуждать детей к свободному высказыванию
Применять устные приемы сложения и вычитания, составлять ряд чисел в хронологическом порядке
- Сегодня мы отправимся в путешествие по интересной стране. Как вы думаете какими качествами должны обладать настоящие путешественники? (Сильные, смелые, ловкие, находчивые)
- Верно. А чтобы проверить обладаете ли вы нужными качествами, ответьте на мои вопросы.
Я буду задавать вопросы, а вы подойдете к доске, выберите карточку с правильным ответом и поместите в клетки на доске. (Карточки с ответами заранее прикреплены к доске в произвольном порядке, на обратной стороне нужной карточки-буква)
1. В каком числе 7 дес. 2 ед.?
2. Сумма чисел 8 и 7
3.Из 16 вычесть 8
4. Назовите число, которое стоит перед 37
5. Назовите число, которое стоит после 48
6. Разность чисел 27 и 6
7. Если к 5 дес прибавить 2 дес,
8. Какое число больше 42 на 5
9. Какое число меньше 59 на 6
Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают карточки.
Расставьте числа в порядке убывания. Что это значит – в порядке убывания?
- Если карточки расставлены правильно, то должно будет получиться слово. Перевернём карточки, какое слово получилось? (Геометрия). В эту страну мы и отправимся с вами сегодня. (Слайд 1)
- Как вы думаете, что изучает наука геометрия? (Фигуры.)
Итак, геометрия это раздел математики, изучающей геометрические фигуры.
УУД:
познавательные:
-выполнять устные вычисления в пределах 100.
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
3
Актуализация знаний.
Организовать создание проблемной ситуации
Учатся решать проблемную ситуацию, синтезировать, делать выводы
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
По дороге в страну Геометрия, мы вышли с вами на поляну, где растет дикая яблоня. Ребята, посмотрите, а рядом с яблонькой ёжик, которому хочется спелых яблок, только ёжик не может их достать. Мы ему поможем?
Иди, (имя ребёнка) сорви яблочко. А яблоко, непростое, математическое, ежику оно не достанется, если (ребёнок) правильно решит нам пример в столбик на доске, а вы ребята – должны выполнить эту работу в тетради.
53+34= 32+41=
54-13= 97-12=
27+62= 62-41=
Вот мы и помогли ежику. Ребята, а в жизни вы часто помогаете окружающим? Как вы считаете, это хорошо, когда люди помогают друг другу?
УУД:
регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мы
4
Самоопределение к деятельности
Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.
Учатся обобщать, синтезировать, делать выводы
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
- А мы тем временем идем дальше! Внимание! Первое испытание. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него, нужно назвать жителей этого города одним общим именем (Слайд 2)
– Как вы их назовете? (Геометрические фигуры)
А где они встречаются нам в нашем классе? (Слайд 3). А за пределами школы? (если дети затрудняются с ответом, на доске появляется слайд (Слайд 4) с изображением знака ДД (треугольник, квадрат), скворечник(многоугольник), монета (круг) и т.п.).
- На какие 2 группы можно разделить эти фигуры? (фигуры с углами и фигуры без углов).
- Назовите фигуры без углов (Точка, прямая, отрезок, луч).
– Назовите фигуры, у которых есть углы? (треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник).
Коммуникативные УУД:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
–определение основной и второстепенной информации;
5
Постановка учебной задачи
Цель: самостоятельная формулировка темы и цели урока
Подвести к определению и самостоятельной формулировке темы и цели урока
Формулировать тему и цель урока, определяют задачи
(Слайд 5). Сравните лучи АВ и АС.
– Что у них общего? (У них общее начало точка А)
– Как вы думаете, как называется фигура, которую они образуют? (Угол)
- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие в страну геометрии? (Слайды 6, 7).
- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на стр. 8, прочитайте тему урока.
Ребята, а как можно построить угол? (Дети высказывают свои предположения). Найдите в учебнике эту информацию и проверьте свои предположения.
Итак, угол – это фигура, состоящая из 2 лучей, проведённых из 1 точки. (Слайд 8, по щелчку мыши появляется сначала точка, затем 1 луч, потом 2 –ой луч)
Лучи угла называются сторонами. А точка, в которой соединяются лучи – вершиной.
УУД:
познавательные
–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ;
коммуникативные;
–выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
–аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
–осознанное и произвольное построение речевого высказывания
6
Открытие нового знания.
Организовать работу по анализу и классификации, работу в парах.
Обеспечить контроль за выполнением задания.
Осуществлять анализ, классификацию, работать в парах, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
- Сейчас каждый из вас из листа бумаги сделает модель прямого угла. Как это сделать, подскажет учебник. (Работа с учебником. С. 8.)
– Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.
– Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.
– Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (4)
– Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.
– Может кто-нибудь знает названия этих углов?
– Это прямые углы (Слайд 9).
– Покажите пальчиком каждый прямой угол.
–Обозначьте разными цветами каждый прямой угол, как показано на слайде.
– Поставьте точку на пересечении прямых.
– Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла)
Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.
– Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру)
- Прочитайте, как называется угол, который меньше прямого? (Острый)
- Как называется угол, который больше прямого? (Тупой).
Мы с вами уже прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту лабиринт Углов. (Слайды 10, 11). Чтобы в нем не заблудиться, вам нужно в парах нужно при помощи этого шпагата изобразить сначала прямой угол (дети в парах выполняют задание), затем тупой угол (выполняют) и острый угол (выполняют). А теперь начертите эти углы у себя в тетради и подпишите их названия! (выполняют)
- Три коридора лабиринта мы преодолели. Впереди самый главный. Он заканчивается дверью. Открыть её мы сможем, выполнив следующее задание.
Работа с учебником.
УУД
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные УУД:
–самооценка на основе критерия успешности;
7
Физ. минутка
Организация и проведение «физ. минутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений
(Слайды 12, 13). Я буду показывать вам геометрические фигуры, если в них есть прямой угол - надо присесть, если есть острый угол– поднять руки вверх, есть тупой угол – наклониться.
коммуникативные:
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
8
Первичное закрепление
Организовать работу по анализу и классификации, работу в парах
Обеспечить контроль за выполнением задания.
.
Осуществлять анализ, классификацию, работать в парах
формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Карточки для самостоятельной работы.
Фамилия, имя _________________________________
1. _________________ – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
2. Стороны угла – это …
а) отрезки; б) лучи; в) прямые.
3. Какие 3 вида углов вы можете назвать?
4. Раскрась фигуры, в которых есть прямые углы.
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Личностные УУД:
–адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
9
Рефлексия. Итог урока.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Контроль и корректировка самооценки обучающихся
Самостоятельно анализировать уровень усвоения темы
- Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики? (Слайд 14)
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я бы хотел…
Новые знания мне пригодятся…
Оцените свою работу на уроке. Прикрепите к доске круги соответствующего цвета: (слайд 15)
В прямоугольник– доволен собой, всё понял:
В овал– допускал неточность, не уверен в знаниях;
В треугольник – надо постараться и успех придёт.
УУД:
познавательные:
–рефлексия способов и условий действия;
–контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Личностные
–самооценка на основе критерия успешности;
–адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; –следование в поведении моральным
Нормам и этическим требованиям .
коммуникативные:
–выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
–формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
–использование критериев для обоснования своего суждения;
https://effektiko.ru/journal/2016-1/present-for-lesson-2016-1/tvorcheskaya-prezentatsiya-dlya-uroka-matematiki-vo-2-klasse-po-teme-ugol-vidy-uglov
вот ссылка, правда на другом ресурсе