Конспект урока математики «Угол. Виды углов» (Математика, 2 класс)

5
3
Материал опубликован 2 August 2021

Пояснительная записка к презентации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56»

(МБОУ СОШ № 56)

Ленинского района города Новосибирска


Методическая разработка урока математики во 2 В классе по теме:


«Угол. Виды углов»


Выполнила: Толстова Майя Владимировна,

учитель начальных классов


Новосибирск

2016



Тема

Угол. Виды углов.

Задача и цели темы

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»

Задачи урока:

образовательные:

- систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

- формировать познавательный интерес к математике.

развивающие:

- развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);

- развить эмоциональную сферу;

- развить коммуникативные умения;

- развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).

воспитательные:

- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

- способствовать сплочению классного коллектива.

Планируемый результат

Чертить углы на клетчатой бумаге, различать прямой, тупой и острые углы. Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления.


Основные понятия

Угол, прямой, тупой, острые углы, угольник.

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология.

Ресурсы


Учебник математики под редакцией М. И. Моро, М.А. Бантова.

компьютер, проектор, интерактивная доска, информационный модуль.

Вид работы

фронтальная, индивидуальная, в парах.



Тип урока: изучение нового материала или формирования первоначальных навыков.

УУД, формируемые на уроке:

Предметные.

Чертить углы на клетчатой бумаге, различать прямой, тупой и острые углы.

Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста рубрики, содержание).

2. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебнике.

3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

4. Выполнять задания по аналогии.

5. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Используя справочные материалы учебника.


Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия.

4. Осуществлять само и взаимопроверку работ.


Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила общения.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Оформлять свои мысли в устной речи.

4. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.


Личностные.


1. Принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

4. Адекватно воспринимать оценку учителя.



п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Контролирующие задания и УУД

1

Организационный момент

Цель – активизация учащихся.


Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Применять правила поведения на уроке


Ученики проверяют свою готовность к уроку.


Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок.


2

Мотивация к учебной деятельности.



Цель – побуждать детей к свободному высказыванию
















Побуждать детей к свободному высказыванию


Применять устные приемы сложения и вычитания, составлять ряд чисел в хронологическом порядке

- Сегодня мы отправимся в путешествие по интересной стране. Как вы думаете какими качествами должны обладать настоящие путешественники? (Сильные, смелые, ловкие, находчивые)

- Верно. А чтобы проверить обладаете ли вы нужными качествами, ответьте на мои вопросы.

Я буду задавать вопросы, а вы подойдете к доске, выберите карточку с правильным ответом и поместите в клетки на доске. (Карточки с ответами заранее прикреплены к доске в произвольном порядке, на обратной стороне нужной карточки-буква)

1. В каком числе 7 дес. 2 ед.?

2. Сумма чисел 8 и 7

3.Из 16 вычесть 8

4. Назовите число, которое стоит перед 37

5. Назовите число, которое стоит после 48

6. Разность чисел 27 и 6

7. Если к 5 дес прибавить 2 дес,

8. Какое число больше 42 на 5

9. Какое число меньше 59 на 6

Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают карточки.

Расставьте числа в порядке убывания. Что это значит – в порядке убывания?

- Если карточки расставлены правильно, то должно будет получиться слово. Перевернём карточки, какое слово получилось? (Геометрия). В эту страну мы и отправимся с вами сегодня. (Слайд 1)

- Как вы думаете, что изучает наука геометрия? (Фигуры.)

Итак, геометрия это раздел математики, изучающей геометрические фигуры.


УУД:

познавательные:

-выполнять устные вычисления в пределах 100.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;




3

Актуализация знаний.

Организовать создание проблемной ситуации


Учатся решать проблемную ситуацию, синтезировать, делать выводы

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.






По дороге в страну Геометрия, мы вышли с вами на поляну, где растет дикая яблоня. Ребята, посмотрите, а рядом с яблонькой ёжик, которому хочется спелых яблок, только ёжик не может их достать. Мы ему поможем?

Иди, (имя ребёнка) сорви яблочко. А яблоко, непростое, математическое, ежику оно не достанется, если (ребёнок) правильно решит нам пример в столбик на доске, а вы ребята – должны выполнить эту работу в тетради.

53+34= 32+41=

54-13= 97-12=

27+62= 62-41=

Вот мы и помогли ежику. Ребята, а в жизни вы часто помогаете окружающим? Как вы считаете, это хорошо, когда люди помогают друг другу?



УУД:

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мы

4

Самоопределение к деятельности

Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.

Учатся обобщать, синтезировать, делать выводы

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


- А мы тем временем идем дальше! Внимание! Первое испытание. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него, нужно назвать жителей этого города одним общим именем (Слайд 2)

Как вы их назовете? (Геометрические фигуры)

А где они встречаются нам в нашем классе? (Слайд 3). А за пределами школы? (если дети затрудняются с ответом, на доске появляется слайд (Слайд 4) с изображением знака ДД (треугольник, квадрат), скворечник(многоугольник), монета (круг) и т.п.).

- На какие 2 группы можно разделить эти фигуры? (фигуры с углами и фигуры без углов).

- Назовите фигуры без углов (Точка, прямая, отрезок, луч).

Назовите фигуры, у которых есть углы? (треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник).

Коммуникативные УУД:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

познавательные: -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ;

подведение под понятие

определение основной и второстепенной информации;


5

Постановка учебной задачи



Цель: самостоятельная формулировка темы и цели урока

Подвести к определению и самостоятельной формулировке темы и цели урока

Формулировать тему и цель урока, определяют задачи

(Слайд 5). Сравните лучи АВ и АС.

Что у них общего? (У них общее начало точка А)

Как вы думаете, как называется фигура, которую они образуют? (Угол)

- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие в страну геометрии? (Слайды 6, 7).

- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на стр. 8, прочитайте тему урока.

Ребята, а как можно построить угол? (Дети высказывают свои предположения). Найдите в учебнике эту информацию и проверьте свои предположения.

Итак, угол – это фигура, состоящая из 2 лучей, проведённых из 1 точки. (Слайд 8, по щелчку мыши появляется сначала точка, затем 1 луч, потом 2 –ой луч)

Лучи угла называются сторонами. А точка, в которой соединяются лучи – вершиной.

УУД:

познавательные

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ;



коммуникативные;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания


6

Открытие нового знания.

Организовать работу по анализу и классификации, работу в парах.

Обеспечить контроль за выполнением задания.






Осуществлять анализ, классификацию, работать в парах, формулировать собственное мнение и аргументировать его.






- Сейчас каждый из вас из листа бумаги сделает модель прямого угла. Как это сделать, подскажет учебник. (Работа с учебником. С. 8.)

Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.

Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.

Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (4)

Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.

Может кто-нибудь знает названия этих углов?

Это прямые углы (Слайд 9).

Покажите пальчиком каждый прямой угол.

Обозначьте разными цветами каждый прямой угол, как показано на слайде.

Поставьте точку на пересечении прямых.

Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла)

Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.

Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру)

- Прочитайте, как называется угол, который меньше прямого? (Острый)

- Как называется угол, который больше прямого? (Тупой).

Мы с вами уже прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту лабиринт Углов. (Слайды 10, 11). Чтобы в нем не заблудиться, вам нужно в парах нужно при помощи этого шпагата изобразить сначала прямой угол (дети в парах выполняют задание), затем тупой угол (выполняют) и острый угол (выполняют). А теперь начертите эти углы у себя в тетради и подпишите их названия! (выполняют)

- Три коридора лабиринта мы преодолели. Впереди самый главный. Он заканчивается дверью. Открыть её мы сможем, выполнив следующее задание.

Работа с учебником.

УУД

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные УУД:

самооценка на основе критерия успешности;


7

Физ. минутка

Организация и проведение «физ. минутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений



(Слайды 12, 13). Я буду показывать вам геометрические фигуры, если в них есть прямой угол - надо присесть, если есть острый угол– поднять руки вверх, есть тупой угол – наклониться.


коммуникативные:

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

8

Первичное закрепление

Организовать работу по анализу и классификации, работу в парах

Обеспечить контроль за выполнением задания.



.

Осуществлять анализ, классификацию, работать в парах

формулировать собственное мнение и аргументировать его.




t1627887672aa.gif

Карточки для самостоятельной работы.

Фамилия, имя _________________________________


1. _________________ – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.

2. Стороны угла – это …

а) отрезки; б) лучи; в) прямые.

3. Какие 3 вида углов вы можете назвать?

4. Раскрась фигуры, в которых есть прямые углы.











регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Личностные УУД:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

9

Рефлексия. Итог урока.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.






Контроль и корректировка самооценки обучающихся

Самостоятельно анализировать уровень усвоения темы








- Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики? (Слайд 14)

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я бы хотел…

Новые знания мне пригодятся…


Оцените свою работу на уроке. Прикрепите к доске круги соответствующего цвета: (слайд 15)

В прямоугольник– доволен собой, всё понял:

В овал– допускал неточность, не уверен в знаниях;

В треугольник – надо постараться и успех придёт.

УУД:

познавательные:

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; –следование в поведении моральным

Нормам и этическим требованиям .

коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

использование критериев для обоснования своего суждения;

планирование учебного сотрудничества;




Предварительный просмотр презентации

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ГДЕ ОНИ ВСТРЕЧАЮТСЯ?

В А С УГОЛ

Путешествие в страну Геометрии

УГОЛ. ВИДЫ УГЛОВ

К

А В С Прямые углы

ЛАБИРИНТ УГЛОВ

Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Новые знания мне пригодятся…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Майя Владимировна, сделайте, пожалуйста, ссылку на презентацию.

2 August 2021

https://effektiko.ru/journal/2016-1/present-for-lesson-2016-1/tvorcheskaya-prezentatsiya-dlya-uroka-matematiki-vo-2-klasse-po-teme-ugol-vidy-uglov вот ссылка, правда на другом ресурсе

2 August 2021