Учебно-методическая разработка интегрированного урока математики и экологии «Математика и природа» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сынтульская средняя общеобразовательная школа»
филиал Лощининская НОШ
Учебно - методическая разработка интегрированного урока
по математике с элементами экологии
Тема: Математика и природа.
(Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.)
2 класс
Волкова Ольга Александровна
учитель начальных классов
2017
Пояснительная записка
Образовательное учреждение |
МОУ "Сынтульская СОШ" филиал Лощининская НОШ |
Учитель |
Волкова Ольга Александровна Учитель начальных классов |
Предмет |
Математика + экология |
Издательство, автор учебника |
Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др - М.: Просвещение, 2012 |
Тема урока/внеклассного мероприятия |
Математика и природа (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) |
Класс |
2 |
Актуальность и обоснование выбранной темы |
2017 год в России объявлен Годом экологии. В рамках программы считаю важным проведение уроков по школьным дисциплинам экологической направленности. Данный урок, проведенный в необычной форме, способствует не только активному закреплению вычислительных навыков, умения решать задачи, уравнения, геометрический материал, но и воспитанию экологической культуры. |
Цель |
Создание условий для закрепления и обобщения умений и навыков по изученным темам, установить связь математики и экологии, формировать метапредметные умения средствами урока; |
Задачи: |
1.Закрепить приемы устных и письменных вычислений в пределах 100; 2. Формировать умение решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; 3. Проверить степень усвоения понятия фигура "прямоугольник"; 4. Упражнять в нахождении периметра прямоугольника; 5. Повторить названия компонентов сложения и вычитания, отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами.; 6. Воспитывать экологическую культуру; умение работать в парах, группах. Формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. |
Планируемые результаты |
Предметные: знать приемы устных и письменных вычислений в пределах 100, умение решать задачи; знать компоненты сложения, вычитания, устанавливать между компонентами связь; уметь находить среди фигур прямоугольники, находить периметр прямоугольника. Метапредметные: Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении, адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. Регулятивные: Рефлексивные умения: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самопроверку, контроль в форме сличения с эталоном. Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. Познавательные: Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста. Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. Личностные: формирование позитивной самооценки, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять навыки работы в группах и парах, проявлять экологическую культуру. |
Тип урока |
Интегрированный урок закрепления полученных знаний |
Вид интеграции: |
Межпредметная |
Методы |
Словесные, наглядные, практические. |
Форма проведения урока |
Фронтальное обучение. |
Формы работы с детьми |
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная |
Оборудование |
Презентация , мультимедийные средства, тетрадь, карточки с ответами для составления пословицы, изображение планеты, ладошки |
Структура урока
Этап урока |
Время |
Цель для учителя |
Цель для учащихся |
1. Оргмомент. Мотивация |
2 мин |
Настроить на положительные эмоции через тренинг, способствовать созданию внутреннего комфорта. |
Эмоциональный настрой на урок, желание работать. |
2. Постановка темы, целей и задач урока |
2 мин. |
Подвести учащихся к определению темы урока, целей и задач урока. |
Сформулировать тему урока. Принятие целей и задач урока, готовность к восприятию материала. |
3.Актуализация знаний. Устный счет |
6 мин |
Организовать и направить к восприятию материала через актуализацию опорных знаний и проблемный вопрос. Отрабатывать устные вычислительные навыки в пределах 100, решение простых задач. |
Упражняются в устном счете, вспоминают вычислительные приемы в пределах 100 |
4. Обобщение и систематизация знаний |
25 мин |
Отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами, решать задачу на нахождение неизвестного третьего слагаемого разными способами, закрепить понятие "прямоугольник" и правило нахождения периметра прямоугольника. |
Вспомнить и отработать решение задач разными способами, связь между компонентами, нахождение периметра прямоугольника. |
5. Самостоятельная работа учащихся |
6 мин |
Проверка умения самостоятельно работать с заданиями на письменное вычисление в пределах 100 |
Самостоятельно провести письменные вычисления в пределах 100, осуществить проверку в парах и составить пословицу. |
6. Итог урока. Рефлексия |
3 мин |
Зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Сможет аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. |
7. Домашнее задание |
1 мин |
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
Правильно выполнить домашнее задание. |
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
1. Оргмомент. Мотивация |
Слайд 1. Послушайте мудрое высказывание Писателя М.М. Пришвина: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. - Для чего нужно охранять природу? Слайд 2 - Действительно, наша планета - это наш дом. Вы уже ни раз слышали, что наша планета тяжело больна. Что это за болезнь? - А кто допустил такую болезнь, кто заразил наш "Дом"? - Да, ее болезнь - последствие нашего невежества. Человек вот уже много лет не щадя природу, использует ее богатства. Какое же нас ждет будущее? Послушайте стихотворение А Игнатовой "Недалекое будущее" Человек идет скучает Не цветет в траве фиалка. Что стоишь – глядишь уныло? - Чтобы не случилось такой беды, мы должны помочь нашей планете. Давайте сегодня на уроке продумаем некоторые пути для ее спасения . |
-Да - Она - наш дом, чтобы был свежий воздух, чтобы было где жить животным. - Она загрязнена. - Человек Ученик читает стихотворение. |
Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. Коммуникативные : планируют учебное сотрудничество Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
2.Постановка темы, цели и задач урока |
- Сегодня у нас урок математики необычный. Мы будем не только закреплять математические знания, но и говорить о природе. - Кто из вас знает, как математика связана с природой? Слайд 3.(По щелчку мыши появляются цель и задачи) - Какая тема нашего урока? - Тема нашего урока "Математика и природа" Математика - наука Очень интересная. Ну а связь ее с природой Для людей полезная. - Какая цель урока? Будем мы решать задачи, Уравнения в придачу, Вспомним мы об умножении, Вычитании, сложении. Будем правильно считать И друг другу помогать! - Какие задачи на урок для себя мы ставим? |
Выслушиваю разные ответы детей. - установить связь математики и природы. - Решать задачи, уравнения, примеры. |
Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму ;прогнозирование; Познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3. Актуализация знаний. Устный счет |
Слайд 4- 5( по щелчку появляются ответы, расставляются числа в порядке увеличения) 1. Выполнив первое задание, мы узнаем , как называется наука, которая связывает человека и природу, подсказывает нам , как правильно себя вести в природе. Найди значения выражений, расставь ответы в порядке увеличения.
к
52 - 8 = 44
0
45 + 21=66
о
64 - 10 = 54
и
6 + 72 = 78
Э
39 + 3 = 42
я
100 - 20 = 80
г
9 + 59 = 68
л
10 + 46 = 56 - Слышали ли вы такое слово? - А кто знает, чем занимается эта наука? - Слово к нам пришло из латинского языка. Состоит из двух частей: "экос" - дом, "логос"- учение. Если соединить два этих слова, то получается, что "экология" - наука о доме. Но не о доме в прямом смысле, а о нашем общем доме - природе. Слайд 6.(по щелчку устанавливается закономерность) - Один из врагов природы - это мусор. Почему? 2. Мы расставили числа в порядке увеличения. У нас получился вот такой числовой ряд: 42,44,54,56,66,68,78,80, . - Если мы правильно установим закономерность и найдем последнее число в ряду, то узнаем сколько лет разлагается такой мусор, как консервные банки? Слайд 7(по щелчку появляется решение) 3. А теперь будем решать экологические задачи: Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Пластиковый пакет разлагается на 10 лет дольше, чем кожура от банана. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? Слайд 8( по щелчку появляется решение и новый вопрос с другим решением) - Учащиеся нашей школы в прошлом году собрали 8 пакетов мусора, а в этом году 14 пакетов. На сколько больше пакетов мусора собрали школьники в этом году, чем в прошлом? Сколько пакетов мусора мы собрали за эти два года, чтобы очистить природу нашей деревни от загрязнения? Слайд 9. -Посмотрите, какой страшный вред наносит природе мусор, брошенный человеком. Какой совет людям мы могли бы дать? |
Дети решают, находят значения выражений и расставляют их в порядке увеличения. Получается слово "Экология" - Изучает как человек влияет на природу. - От него бактерии и микробы, гибнут растения и животные. - 90 лет 2 + 10 = 12 (лет) 14 - 8 = 6(п.) Ответ: на 6 пакетов больше. 8 + 14 = 22 (п.) Ответ: 22 пакета. - Не бросать мусор в природе, а складывать его в мусорные контейнеры и вывозить на переработку. |
Предметные:умение устно вычислять в пределах 100, решать простые задачи. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: умение учиться работать по предложенному учителем плану, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. |
4. Обобщение и систематизация знаний |
Слайд 10( по щелчку мыши появляется отгадка) - Открываем тетради. Подписываем число. - Отгадайте загадку Он большой, густой, зелёный - Кому и зачем нужен лес? - Какие деревья можно встретить в лесу? - А знаете ли вы, сколько лет растут деревья? - Поработаем письменно в тетрадях. Слайд 11( по щелчкам появляются ответы) №1. Решив уравнения и найдя их корень, мы узнаем продолжительность жизни некоторых деревьев. Рябина Х + 12 = 92 Ольха 95 - у = 25 Осина В - 64 = 36 - Посмотрите, какой большой промежуток времени должен пройти, чтобы дерево стало взрослым. А человек может его спилить за считанные минуты, оставив других людей и животных без чистого воздуха, дома и пищи. Какой совет мы дадим лесорубам? Слайд 12( по щелчку появляется краткая запись) №2. - Посмотрите на картинку. Какой же способ сохранения и увеличения количества деревьев, лесов существует? -Давайте составим задачу о том, как ребята сажали деревья по краткой записи. Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята? - Сколько способов решения у этой задачи? - Реши задачу двумя разными способами. 1 способ 70 - ( 30+23) = 17(к.) Ответ : 17 кленов посадили ребята. 2 способ 70 - 30 - 23=17 (к.) Ответ: 17 кленов посадили. |
- Лес -дом для животных, дает человеку тепло(дрова), пищу (ягоды и грибы), материал для строительства, очищает воздух. Выслушиваю ответы детей. - Нет 3 ученика по очереди решают на доске, остальные в тетрадях. Проверка совместная. - Не вырубать леса. - Сажать деревья. Ученики составляют задачу по краткой записи. - 3 способа. Ученики решают задачу совместно с учителем на доске и в тетрадях. |
Предметные: умение решать уравнения, опираясь на связь между компонентами; решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, находить периметр прямоугольника. Метапредметные: Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом; Регулятивные: оценивают результаты своей деятельности, корректируют их; Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют точно выражать свои мысли. |
Физминутка |
Слайд 13(щелчком на звук включить музыку. По щелчку меняются фигуры) - Давайте вспомним, что такое прямоугольник. На экране появляются фигуры. Если это прямоугольник, то прыгаем, если нет, то приседаем.
|
-Прямоугольник - геометрическая фигура, у которой все углы прямые, противоположные стороны равны. |
|
Слайд 14( по щелчкам появляется картинка леопарда, задание: дополни до 25 и после ответов детей последовательно появляется слово "воздух") №3 (устно) (На экране остаются только прямоугольники с числами)
15 4 2 18 10 5
- Мы с вами нашли все прямоугольники. На каждом прямоугольнике написаны числа. На какие две группы можно разделить эти числа? - Ребята, на нашей планете исчезают по вине человека не только леса, но и животные. Некоторых животных осталось совсем маленькое количество. Экологи называют такие группы животных - исчезающие виды. Например, дальневосточный или амурский леопард. Живет он в Приморском крае России. Их численность составляет всего 25 диких кошек. И таких исчезающих животных очень много. Чтобы они совсем не исчезли, какой совет дадим людям? - А теперь давайте с вами дополним числа на прямоугольниках до 25 и прочитаем получившееся слово. - Какое слово получилось? - А знаете ли вы, что загрязняет воздух? - Что очищает воздух? Слайд 15-16( по щелчкам появляется эталон для проверки решения, картинки для выбора ответа, проверка правильного ответа) №4 Найдите периметр прямоугольника и узнаете, какое дерево является лучшим "пылесосом" воздуха от грязи. 5 см 3 см Р - ?см
Береза - Р = 14 см Тополь - Р = 16 см Липа - Р = 12 см Клён - Р = 18 см Тополя- лучшие «пылесосы».Одно дерево будет производить кислорода в три раза больше, чем, скажем, то же дерево липы. Сам же тополь поглощает углекислый газ просто в гигантских количествах. Легко размножаются, как и берёза, быстро растут. Из тополей можно получать дёготь, краски, витамины, душистые эфирные масла и еще много важных в народном хозяйстве материалов. Тополь применяют и в медицине для изготовления антисептических и жаропонижающих лекарств. |
- Однозначные и двузначные. - Не убивать, не вырубать леса. Дети устно дополняют до 25 и открывается слово "воздух" - Машины, заводы, фабрики. - Деревья. Ученики самостоятельно работают. Проверка по эталону. Сообщение делает ученик |
||
6.Самостоятельная работа учащихся с самоконтролем |
Слайд 17 № 5. Составь из примеров цепочку (каждый следующий пример начинается с ответа предыдущего), и ты прочтешь пословицу. Вычисли, записывая решение столбиком. 68 - 54 52 + 48 100 - 17 14 + 38 59 + 9 83 - 24 Проверка осуществляется в парах. - Теперь складываем пословицу в соответствии с порядком ответов в примерах. Слайд 18 "Кто землю лелеет - того земля жалеет. ( На карточках написаны с одной стороны ответы, с другой слова из пословицы) |
Ученики сначала самостоятельно в парах выстраивают цепочку из примеров, решают их, проверяют решение друг у друга, а затем совместно складывают пословицу в соответствии с порядком ответов. |
Предметные: умение производить письменные вычисления в пределах 100. Метапредметные: Регулятивные: планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону, контроль и самоконтроль. Коммуникативные: организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, коррекция своих действий Познавательные: анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода |
7. Итог урока. Рефлексия |
- Как вы понимаете смысл пословицы? - Как мы можем сохранить нашу землю от загрязнения? - Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Теперь болезнь природы угрожает здоровью человека. Это касается всех людей Земли. Только сообща люди могут вылечить планету. Не разрушайте этот мир, Ты – тоже часть ее чудес, - Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем? Что вы усвоили и закрепили на уроке? - Давайте защитим нашу планету, закроем ее ладошками, спасем от гибели. Если вам урок понравился и вы старались работать на нем активно, то поддержите нашу планету, прикрепите ладошки. |
- Кто землю будет беречь, тот будет счастливо на ней жить. - Решали задачи, примеры, находили периметр. узнавали способы сохранения природы. - Ученики оценивают урок и качество своей работы и крепят ладошки к модели планеты. |
Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор |
8. Домашнее задание |
Слайд 19 Составить задание по математике на экологическую тему. |
Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду. |
Литература
Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе, Москва "Учитель", 2005г;
2. Максименко Н.А. Математика. Занимательные сказочные экологические задания на уроках в начальной школе, Москва "Учитель", 2006г;
3. Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России» М.И. Моро и др. (М.: ВАКО) 2013 ;
4. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, Москва «Просвещение» 2011;
5. Учебник «Математика 2 класс» в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012г. под редакцией М.И. Моро и др.
Список в сети Интернет
1. Экологические задачи на уроках математики -http://skorohodova3.rusedu.net/post/6075/68123
2. Задачи на экологическую тему 1-4 классы-
http://nachalo4ka.ru/zadachi-na-ekologicheskuyu-temu-1-4-klassyi/
3. Самые редкие животные на земле-
http://basetop.ru/top-10-samyih-redkih-zhivotnyih-na-zemle/
4. Картинки - https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20по%20экологии&stype=image&lr=10773&noreask=1&source=wiz
Приложение
Кто
землю
лелеет -
того
земля
жалеет.