Урок мужества в 9 классе «Блокада Ленинграда»
КОНСПЕКТ УРОКА МУЖЕСТВА
Учитель: Бердникова Юлия Олеговна
Предмет: история
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Блокада Ленинграда
Цель урока: дать представления о стойкости и мужественности ленинградцев в дни блокады Ленинграда
Задачи:
Познавательные: разобрать термин «блокада», познакомиться с жизнью Ленинграда в условиях блокады, охарактеризовать примеры мужества и стойкости ленинградцев; проанализировать военные действия Советской армии об организации обороны Ленинграда.
Развивающие: развить навыки изложения фактов, умения давать оценку событиям, объяснять события на основе нескольких источников, умения самовыражаться.
Воспитательные: сформировать чувство патриотизма и гражданственности, научить навыкам нравственного воспитания, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, развитие чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сегодня в нашем классе проходит урок мужества. 27 января Россия отмечает одну из самых скорбных и трагических дат. А что это за дата мы будем разбираться на нашем уроке.
А пока давайте вспомним, что мы знаем о Великой Отечественной войне?
2. Актуализация знаний
«Чистая доска»
(На доске прикреплены листочки с датами и терминами. Задача учеников правильно назвать определение или назвать событие, которое произошло в этом году. Если назвали правильно, учитель снимает листочек с доски. В конце остаётся чистая доска)
1 сентября 1939
22 июня 1941
«Тайфун»
«Искра»
«Январский гром»
«Багратион»
9 мая 1945
1418
Г. К. Жуков
24 июня 1945
3. Изучение нового материала
Что может быть страшнее, чем война? 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное наступление на Ленинград.
«Чёрный ящик»
Перед вами чёрный ящик. Внутри него я спрятала предметы. Вы должны мне их назвать.
Учитель по очереди достаёт из ящика предметы (кусочек хлеба, солдатская пилотка, кусочек сахара, хлебная карточка, котелок)
Ребята, скажите, что объединяет все эти предметы? Что между ними общего?
Примерные ответы: война. Блокада Ленинграда
Абсолютно верно. Речь сегодня пойдёт о 900-дневной блокаде города Ленинграда.
Кто может назвать дату полного снятия блокады Ленинграда?
27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 г.
Гитлер поставил перед своей армией цель – захватить и разрушить город. В Ленинграде находились крупнейшие военные предприятия, крупнейший морской порт. Несколько веков подряд – столица Российского государства. При каком царе возник город? Как Ленинград называется сейчас? (Санкт-Петербург). Гордость Советской страны. Поэтому Гитлер мечтал завоевать Ленинград.
Как вы понимаете слово «блокада»?
Блокада – окружение войск с целью уничтожения путём прекращения связей с внешним миром.
Датой начала блокады считается 8 сентября 1941 года. В этот день была прервана связь города с остальной страной. В октябре жители Ленинграда ощутили нехватку продовольствия. В ноябре начался настоящий голод. Были зафиксированы случаи потери сознания и голодные обмороки от истощения прямо на рабочем месте или на улице; а затем и первые случаи каннибализма.
В первый год блокады суточная норма хлеба рабочим составляла 250гр. Детям и старикам всего по 125гр в день. Когда была сделана прибавка хлебного пайка люди, истощённые от голода, выходили на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы хлеба вселяло людям небольшую надежду.
Как вы думаете, почему люди так радовались прибавке всего нескольких граммов хлеба?
Первые месяцы блокады унёсли жизни 100 тысяч человек. Среди них – ленинградская девочка Таня Савичева. Блокада отняла у неё жизни её родных, и сделали Таню сиротой. Девочка вела дневник, в который записывала дату и время смерти её родственников.
Положение в городе было катастрофическое. Продукты и продовольствие кончилось. В городе находились 2,5 млн населения. Чтобы защищать свой город их нужно было кормить. Единственная нить, связывающая Ленинград с внешним миром была – дорога по Ладожскому озеру. ГКО приказал проложить по льду Ладожского озера дорогу, по которой в осаждённый город доставлялось продовольствие, боеприпасы, а вывозились раненные, женщины и дети. Эта дорога помогла многим ленинградцам сохранить жизнь. Этот путь получил название «Дорога жизни».
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почётное звание «Город-Герой». В память о 900 днях блокады Ленинграда, ленинградцы посадили аллею из 900 берёз.
Физкультминутка
Отдых наш — физкультминутка. (Шагаем на месте)
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.) Раз и два, раз и два!
О чем поют воробушки
О чем поют воробушки (Шагаем на месте)
В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс)
— Мы выжили! (Хлопаем в ладоши)
— Мы дожили! (Прыжки на месте)
— Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте)
Очень трудно так стоять
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
4. Закрепление изученного материала
«Телеграмма»
По итогам урока учащиеся пишут своё отношение, мысли, идеи по поводу блокады Ленинграда в форме короткой телеграммы на листах бумаги и развешивают в классе. После того, как ребята прочитают телеграммы друг друга, учитель может провести краткий обзор содержания телеграмм.
5. Подведение итогов. Рефлексия
«Чемодан, мясорубка, корзина»
На столах у учащихся находятся картинки (чемодан, мясорубка, корзина). Задача учащихся – выбрать картинку, которая соответствует их состоянию после окончания урока.
Чемодан – я готов взять знания из урока и применять их в дальнейшем;
Мясорубка – информацию переработаю и систематизирую;
Корзина – урок оказался не интересным, все знания выброшу
Учащиеся приклеивают свои картинки на доску, чтобы учитель видел оценку своей деятельности.
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение «Один день из жизни блокадника…»
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Аладышева Татьяна Петровна