12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Морозова Татьяна453
Работаю учителем надомного обучения с детками с тяжёлыми нарушениями. Трудно. Но любой успех значительнее вдвойне.
Россия, Костромская обл., Солигалич
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Блокада Ленинграда
PPTX / 3.65 Мб

/data/files/g1547304954.pptx (Блокада Ленинграда)Урок истории в 9 классе в коррекционной школе VIII вида

«Блокада Ленинграда»

Цель:  

    -дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады

    Задачи

    Образовательные: 

-объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев); дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда;

    Коррекционно-развивающие:

развивать умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

    Воспитательные: 

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать гордость за свою страну.

Ход урока:

Ведущий: (слайд 1) Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград. Гитлер поставил перед собой задачу захватить и уничтожить этот город. (слайд 2)

: 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают. (слайд 3)

Немецко-фашистское командование назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось. До 10 июля фашисты проходили по 26 км в сутки, во 2-й и 3-й декадах июля – уже только по 5 км, а в августе – всего по два.

Ведущий: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. (слайд4)

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Из секретной директивы немецкого военно – морского штаба “ О будущности Петербурга” от 22 сентября 1941 года: “Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советского России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. ( слайд 5)Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города”. Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.

Слайд 6,7

Стихотворение (читает учащийся) « 8 сентября, обычный день недели». 

К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов... Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде (слайд 8)

Ведущий: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

Слайд 9 В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые

Слайд 10) В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков.

Текст (читают дети)

1. Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что они мускулистые и у них мало жира. Люди превращались в каких-то стариков. Все мышцы были видны и сосуды тоже. И все такие дряблые были. Кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые.

2. Я была в семье самая молодая и сильная. И каждый день ходила получать хлеб. Иногда стоишь-стоишь, а хлеба не было. Все мои лежали на кроватях в одной комнате. Все в валенках, под ватными одеялами. Рядом с буржуйкой ведро с водой, которое к ночи замерзало до дна. Потом вставали по очереди и откалывали кусочки льда, чтобы согреть воду.

3. Ко мне как-то пришел мой школьный товарищ и спросил: “Не сохранился ли ваш кот? Мы хотели бы его съесть, потому что мама и бабушка уже умирают”. Кота уже не было, и он ушел. Через неделю я пошла к ним. В комнате темно и они все трое лежат мертвые: бабушка, мать и он.

Ведущий 2: В перечне блокадной еды всякое можно найти – конопляные зерна от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали приводные ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла, использовали олифу, лекарства, специи, вазелин, глицерин, всевозможные отходы растительного сырья. Хлебный паек сократился до 125 граммов.

Блокадник:

4. Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досытья поесть хлеба.
А я сказала себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек.
Вот с этого я начинаю утро, только с этого. Я не вру. Пью чай две чашки крепкого, и это богатство. Когда умирал человек и ты к нему подходил, он ничего не просил – ни масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!.


 

11 слайд Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых

Ведущий: Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. Но осуществить этот план враг до конца не смог. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

12 слайд За первые месяцы блокады тысячи жителей влились в ряды народного ополчения, в партизанские отряды, направились на строительство оборонительных рубежей. Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек.

13 слайд Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики — своих пулеметов. В осажденном городе каждый человек был воином.

14 слайд В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин.

15-16 слайды Вместе со взрослыми на заводах трудились и дети. Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”.

Стихотворение читает ученик «Я не был на фронте, но знаю..»

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом. Запасы продовольствия таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. инженерно- технические работники получали 250 граммов хлеба в сутки, а служащие, иждивенцы и дети – всего 125! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. (показать кусочек хлеба)

Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941 - 1942 город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессиленные и измученные непрерывными бомбежками ленинградцы жили в холодных комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Замерзли водопровод и канализация. Тускло светили коптилки. Воду для питья брали прямо из Невы, с трудом спускаясь на лед. Остановились автобусы, трамваи. На работу ходили пешком. Основным транспортом стали детские саночки. На них везли скарб, воду, тяжело больных, а в основном, умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось около 400 тыс.). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Ведро воды, равно как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой.

Стихотворение (читает ученик) «Девчонка руки протянула» 

Слайд 17 Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких записей.

Женя умерла 28 дек. в 12 час. утра 1941.

Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17марта в 5 час. Утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апр. В 2 ч. дня 1942 г.

Дядя Леша умер10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама умерла 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.

Савичевы умерли”. “Умерли все”. “Осталась одна Таня”.

Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область, но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, вскоре она умерла

Слайд 18

Слайд 19: Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”. Слайд 20

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги» – писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц. Слайд 21

Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё

Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период из города было эвакуировано 554 186 человек.

Ведущий: 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!

Диктор: Говорит ЛЕНИНГРАД! Говорит ЛЕНИНГРАД! БЛОКАДА ПРОРВАНА!!!!!

Ведущий: В 1943 году фашисты сбросили на Ленинград более 3 тыс. бомб, выпустили по нему около 67 тыс. снарядов. Ленинград знал, что выстоял, знал, что победил.

Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Ведущий: 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Слайд 22

У Вечного огня!.. Я знаю, что хочу. 
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.

Слайд 23

Ведущий:  слайд 24 В блокаду, только по официальным данным, от голода умерли 641 тысяча горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч человек), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года население города сократилось до 560 тысяч человек.

51 слайд

Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу.
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь... 
И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня 
И прокляни меня, жар вещего костра. 
Свет Вечного огня. Слайд 25

Ведущий: Объявляется минута молчания…. Прошу всех сесть.

Диктор:

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

Ведущий: За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание "Город-герой". Слайд 25


 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


ГЛАВНЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Призовой фонд свыше 200 000 рублей и сотни отличных подарков для кураторов: вебинары, лэпбуки и книги!


9-11 класс

Коллаж на тему «Моё будущее»
Регистрация

1-4 класс

Сказочные поделки своими руками
Регистрация

Для дошкольников (3-7 лет)

Рисунок на тему «Портрет мамы»
Регистрация

5-8 класс

Укради название и сочини историю
Регистрация

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.