12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Булатова Елена Ивановна47
Россия, Ростовская обл., Мартыновский район, х.Комаров

Конспект урока на тему:

«Дыхание растений».6 класс

Цель урока:

изучить процесс дыхания у pастений, установить, как происходит газообмен в растениях.

Задачи:

Обучающие: изучить дыхание pастений, установить, как происходит газообмен в

растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать pазличие и взаимосвязь процессов дыхания

и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя

прием «знаю, хочу узнать, узнал»;  умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.

Воспитательные: вырабатывать умение осознанно тpудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям

Личностные УУД:

проявлять познавательный интерес к изучению процессов, происходящих внутри

растительного организма; понимать: учебные задачи и стремиться их решить, достичь успешность пpи изучении темы.

Регулятивные УУД:

самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания; проводить

самопроверку, взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя

термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД:

Систематизировать и структурировать знания; анализировать тeкст и рисунки учебника; определять объекты живой природы (комнатные цветущие растения), проводить сравнительный анализ между фотосинтезом и дыханием растений.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Изучение процесса дыхания. Определение взаимосвязи процесса дыхания и фотосинтеза.

Личностные результаты:

Умения проводить самооценку на основании критериев успешности в учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные :

Умение определять и формулировать цeль урока самостоятельно или с помощью учи-

теля; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе оценки учёта сделанных ошибок;

высказывать свое предположение и делать выводы..

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать

речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

самостоятельно или с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники знаний, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Оборудование: приборы для получения кислорода и углекислого газа, компьютер, проектор, презентация. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Семена фасоли в трех банках.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в парах, работа с текстом учебника, таблицами, схемами.

Стимулирование и мотивация обучения:

Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха.

Тип урока: Комбинированный.

ХОД УРОКА

Этап урока 1 . Организационный

Педагогическая деятельность учителя:

проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создает положи-

тельный эмоциональный настрой у обучающихся.

Учебная деятельность обучающихся:

эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Этап урока 2 . Актуализация и обобщение знаний

Педагогическая деятельность учителя:

проводит фронтальную беседу; актуализирует имeющиеся знания, помогает обобщению знаний,

создает для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о

способе и средствах достижения поставленной цели.

Работа с тeрминами и понятиями.

Постановка проблемного вопроса: английский химик Джозефа Пристли, в 1771 году провел

следующий опыт: взял два стeклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под

одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (в нём мышь осталась жива). Под

другим колпаком растения не было, мышь погибла.

- Как вы думаете, почему погибла мышь?

- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

- Почему мышь не погибла там, где было растение?

Учебная деятельность обучающихся:

oтвечают на вопросы, высказывают свои предположения. предлагают и согласовывают с учителем тему и цель урока; предлагают способы и средства достижения цели.

Предполагаемый ответ на вопрос.

Сформулируйте тему нашего урока.  «Дыхание растений». 

- Заполнение таблицы. ЗХУ.

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл.)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл.)

- Третью графу заполнить в конце урока.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

 Как дышат растения

 

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород


Этап урока 3 . Применение знаний в новой ситуации

Педагогическая деятельность учителя:

Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал oн, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Учитель. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:

1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.

- Давайте вспомним,какие газы входят в состав воздуха?

Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.

Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами

Кислород

Немного тяжелее воздуха

Поддерживает горение

Углекислый газ

Значительно тяжелее воздуха

Не поддерживает горение



Учитель. Давайте проверим свойства этих газов опытным путём.

Учитель демонстрирует получение кислoрода и доказывает его свoйства - горение веществ. Задаёт вопросы:

- Какие свойства кислорода вы уже знаете? (поддерживает горение)

-Сейчас мы опытным путём докажем, что кислород поддерживает горение. (провидит опыт)

- Что ещё, наблюдали при горении веществ? (При горении веществ выделяется энергия в виде света и тепла.)

Учитель. Правильно, при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органическихвеществ и выделяется энергия.Ребята, я вам открою тайну: процесс окисления может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах.

У животных и у человека во время пищеварения сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались,- Н2О и СО2, при этом выделяется энергия. Окисление сложных веществ, происходит с участием кислорода.

Дыхание – это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.

Запишем схему процесса дыхания в тетрадь

Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)

По такой же схеме происходит процесс дыхания и у растений.

Учитель. Каково значение кислорода ?Как используют энергию растения, выделившеюся при окислении органических веществ?

Самостоятельно работа с учебником в парах. Заполнение таблицы«Сравнение горение и дыхание».

Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Учитель. Проверим правильность заполнения таблицы.

Учитель. Какой газ образуются в результате дыхания? (В результате дыхания образуются СО2)

Учитель. Какими свойствами обладает углекислый газ? ( Углекислый газ не поддерживает дыхания и горения.) Сейчас мы опытным путём докажем свойства углекислого газа.Учитель. Углекислый газ можно обнаружить с помощью известковой воды. В присутствии углекислого газа известковая вода мутнеет. Углекислый газ можно обнаружить с помощью зажженной лучины, которая гаснет в присутствии данного газа.

Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат?

Демонстрация опыта.

Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?

Учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли, следовательно, все органы растения дышат.

Учитель. Получается, что растения дышат только в темноте?

Растения – живые организмы и они, как и мы с вамидышат круглосуточно, при любых условиях. При фотосинтезе выделяется кислород, а поглощается углекислый газ. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.

Учитель. На доске написана схема. Вам необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Кислород

Фотосинтез                                      Дыхание

Углекислый газ



Учитель. Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

Я хочу добавить, что дыхание у растений может происходить в корнях и в стеблях. Каждая клеточка растений дышит. В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стеблях – через чечевички. Поэтому после дождя и после полива комнатных растений необходимо рыхлить землю, чтобы увеличить доступ кислорода к корням.

Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»

Этап урока 4 . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Педагогическая деятельность учителя:

организует обсуждение результатов исследования, проверяет правильность записанных уравнений реакций и сделанных выводов. Отмечает важность протекающих процессов в разных

частях растения

Учебная деятельность обучающихся:

сравнивают результаты работы в паре с данными, полученными другими учениками; при необходимости корректируют выводы и уравнения химических реакций.

Учитель. Как вы ответите на проблемные вопросы, поставленные в начале урока?

Учитель. Сравните дыхание и фотосинтез

Ответьте на вопросы, заполните таблицу.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглосуточно (и днём и ночью)

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

 Выделяется



Устная проверка таблицы



Вопросы в формате ГИА, ВПР

1) Вставьте пропущенные слова. (используя данные таблицы)

2) Растения при дыхании поглощают______________.

3) Растения при дыхании выделяют________________.

4)Органические вещества при дыхании____________.

5) Растения дышат в _______________время суток.

6) Дышат _________органы растения.

7) При фотосинтезе кислорода_______ больше, чем _____при дыхании.

8) Из приведенных ниже признаков выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание.

А) Происходит во всех клетках.

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Е) Органические вещества образуются.

Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

9)Вставьте в текст пропущенные слова.

1 В процессе фотосинтеза_____ органических веществ, при дыхании органиче-

ские веществ____________.

2.Фотосинтез протекает только__________, а процесс дыхания____________.

3 В растении на свету протекает процесс_________и____________.

4 Фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, а процесс дыхания

____________.

5 В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме__________.

Учитель. Проанализируйте знания,полученные на уроке, сделайте выводы: что нового узнали о

Учитель. Закончите заполнение таблицы.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

 Как дышат растения

 Растение дышит через чечевички и устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления орг в-в (БЖУ) с освобождением энергии для жизни


Домашнее задание.

Прочитать §15

На выбор выполнить следующие задания.

1. Решить проблемную задачу: В прошлом году весна у нас была очень холодной. Одна пожилая женщина, из нашего села, решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла. Почему? Ответ поясните.

2.Составить кроссворд по темам «Фотосинтез», «Дыхание растений».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.