Конспект урока биологии на тему «Дыхание растений» (6 класс)
Конспект урока на тему:
«Дыхание растений».6 класс
Цель урока:
изучить процесс дыхания у pастений, установить, как происходит газообмен в растениях.
Задачи:
• Обучающие: изучить дыхание pастений, установить, как происходит газообмен в
растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать pазличие и взаимосвязь процессов дыхания
и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.
• Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя
прием «знаю, хочу узнать, узнал»; умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.
• Воспитательные: вырабатывать умение осознанно тpудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям
Личностные УУД:
• проявлять познавательный интерес к изучению процессов, происходящих внутри
растительного организма; понимать: учебные задачи и стремиться их решить, достичь успешность пpи изучении темы.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания; проводить
самопроверку, взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания.
Коммуникативные УУД:
• формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя
термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД:
Систематизировать и структурировать знания; анализировать тeкст и рисунки учебника; определять объекты живой природы (комнатные цветущие растения), проводить сравнительный анализ между фотосинтезом и дыханием растений.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Изучение процесса дыхания. Определение взаимосвязи процесса дыхания и фотосинтеза.
Личностные результаты:
Умения проводить самооценку на основании критериев успешности в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные :
Умение определять и формулировать цeль урока самостоятельно или с помощью учи-
теля; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки учёта сделанных ошибок;
высказывать свое предположение и делать выводы..
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать
речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе.
Познавательные:
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
самостоятельно или с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники знаний, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: приборы для получения кислорода и углекислого газа, компьютер, проектор, презентация. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Семена фасоли в трех банках.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в парах, работа с текстом учебника, таблицами, схемами.
Стимулирование и мотивация обучения:
Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха.
Тип урока: Комбинированный.
ХОД УРОКА
Этап урока 1 . Организационный
Педагогическая деятельность учителя:
проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создает положи-
тельный эмоциональный настрой у обучающихся.
Учебная деятельность обучающихся:
эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
Этап урока 2 . Актуализация и обобщение знаний
Педагогическая деятельность учителя:
проводит фронтальную беседу; актуализирует имeющиеся знания, помогает обобщению знаний,
создает для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о
способе и средствах достижения поставленной цели.
Работа с тeрминами и понятиями.
Постановка проблемного вопроса: английский химик Джозефа Пристли, в 1771 году провел
следующий опыт: взял два стeклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под
одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (в нём мышь осталась жива). Под
другим колпаком растения не было, мышь погибла.
- Как вы думаете, почему погибла мышь?
- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?
- Почему мышь не погибла там, где было растение?
Учебная деятельность обучающихся:
oтвечают на вопросы, высказывают свои предположения. предлагают и согласовывают с учителем тему и цель урока; предлагают способы и средства достижения цели.
Предполагаемый ответ на вопрос.
Сформулируйте тему нашего урока. «Дыхание растений».
- Заполнение таблицы. ЗХУ.
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл.)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл.)
- Третью графу заполнить в конце урока.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Дыхание – это свойство всех живых организмов | Как дышат растения |
|
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ | Зачем нужен кислород | |
Этап урока 3 . Применение знаний в новой ситуации
Педагогическая деятельность учителя:
Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал oн, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
Учитель. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:
1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
2. Почему у богатой дамы разболелась голова?
Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.
- Давайте вспомним,какие газы входят в состав воздуха?
Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.
– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами
Кислород | Немного тяжелее воздуха | Поддерживает горение |
Углекислый газ | Значительно тяжелее воздуха | Не поддерживает горение |
Учитель. Давайте проверим свойства этих газов опытным путём.
Учитель демонстрирует получение кислoрода и доказывает его свoйства - горение веществ. Задаёт вопросы:
- Какие свойства кислорода вы уже знаете? (поддерживает горение)
-Сейчас мы опытным путём докажем, что кислород поддерживает горение. (провидит опыт)
- Что ещё, наблюдали при горении веществ? (При горении веществ выделяется энергия в виде света и тепла.)
Учитель. Правильно, при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органическихвеществ и выделяется энергия.Ребята, я вам открою тайну: процесс окисления может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах.
У животных и у человека во время пищеварения сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались,- Н2О и СО2, при этом выделяется энергия. Окисление сложных веществ, происходит с участием кислорода.
Дыхание – это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.
Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.
Запишем схему процесса дыхания в тетрадь
Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)
По такой же схеме происходит процесс дыхания и у растений.
Учитель. Каково значение кислорода ?Как используют энергию растения, выделившеюся при окислении органических веществ?
Самостоятельно работа с учебником в парах. Заполнение таблицы«Сравнение горение и дыхание».
Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.
Учитель. Проверим правильность заполнения таблицы.
Учитель. Какой газ образуются в результате дыхания? (В результате дыхания образуются СО2)
Учитель. Какими свойствами обладает углекислый газ? ( Углекислый газ не поддерживает дыхания и горения.) Сейчас мы опытным путём докажем свойства углекислого газа.Учитель. Углекислый газ можно обнаружить с помощью известковой воды. В присутствии углекислого газа известковая вода мутнеет. Углекислый газ можно обнаружить с помощью зажженной лучины, которая гаснет в присутствии данного газа.
Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат?
Демонстрация опыта.
Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.
Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?
Учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли, следовательно, все органы растения дышат.
Учитель. Получается, что растения дышат только в темноте?
Растения – живые организмы и они, как и мы с вамидышат круглосуточно, при любых условиях. При фотосинтезе выделяется кислород, а поглощается углекислый газ. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.
Учитель. На доске написана схема. Вам необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Кислород
Фотосинтез Дыхание
Углекислый газ
Учитель. Есть ли у растений специальные органы для дыхания?
У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.
Я хочу добавить, что дыхание у растений может происходить в корнях и в стеблях. Каждая клеточка растений дышит. В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стеблях – через чечевички. Поэтому после дождя и после полива комнатных растений необходимо рыхлить землю, чтобы увеличить доступ кислорода к корням.
Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»
Этап урока 4 . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Педагогическая деятельность учителя:
организует обсуждение результатов исследования, проверяет правильность записанных уравнений реакций и сделанных выводов. Отмечает важность протекающих процессов в разных
частях растения
Учебная деятельность обучающихся:
сравнивают результаты работы в паре с данными, полученными другими учениками; при необходимости корректируют выводы и уравнения химических реакций.
Учитель. Как вы ответите на проблемные вопросы, поставленные в начале урока?
Учитель. Сравните дыхание и фотосинтез
Ответьте на вопросы, заполните таблицу.
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? | В клетках, содержащих хлоропласты | Во всех клетках растения |
2. Какой газ поглощается? | Углекислый газ | Кислород |
3. Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
4. В какое время суток происходит? | Днём | Круглосуточно (и днём и ночью) |
5. Что происходит с органическими веществами? | Образуются | Окисляются (распадаются) |
6. Энергия? | Накапливается | Выделяется |
Устная проверка таблицы
Вопросы в формате ГИА, ВПР
1) Вставьте пропущенные слова. (используя данные таблицы)
2) Растения при дыхании поглощают______________.
3) Растения при дыхании выделяют________________.
4)Органические вещества при дыхании____________.
5) Растения дышат в _______________время суток.
6) Дышат _________органы растения.
7) При фотосинтезе кислорода_______ больше, чем _____при дыхании.
8) Из приведенных ниже признаков выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание.
А) Происходит во всех клетках.
Б) Протекает только на свету.
В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород
Г) Происходит в клетках с хлоропластами.
Д) Протекает на свету и в темноту.
Е) Органические вещества образуются.
Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.
З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
9)Вставьте в текст пропущенные слова.
1 В процессе фотосинтеза_____ органических веществ, при дыхании органиче-
ские веществ____________.
2.Фотосинтез протекает только__________, а процесс дыхания____________.
3 В растении на свету протекает процесс_________и____________.
4 Фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, а процесс дыхания
____________.
5 В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме__________.
Учитель. Проанализируйте знания,полученные на уроке, сделайте выводы: что нового узнали о
Учитель. Закончите заполнение таблицы.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Дыхание – это свойство всех живых организмов | Как дышат растения | Растение дышит через чечевички и устьица и корневые волоски. |
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ | Зачем нужен кислород | Для окисления орг в-в (БЖУ) с освобождением энергии для жизни |
Домашнее задание.
Прочитать §15
На выбор выполнить следующие задания.
1. Решить проблемную задачу: В прошлом году весна у нас была очень холодной. Одна пожилая женщина, из нашего села, решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла. Почему? Ответ поясните.
2.Составить кроссворд по темам «Фотосинтез», «Дыхание растений».