Конспект урока математики «Значение растений для дыхания человека» (6–7 классы)
Пояснительная записка к занятию.
Тема урока |
«Значение растений для дыхания человека» |
Цель урока |
Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения мастерства по решению задач на определение роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов: Предметные результаты устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; умения применять изученные понятия в решении задач повседневной жизни. Метапредметные результаты под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы; умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные результаты коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; |
Задачи урока |
Задачи урока по предмету математика: Совершенствовать вычислительный навык, развивать умение составлять и решать текстовые задачи различных типов Задачи урока по предмету биология: Выявить в процессе познавательной деятельности содержание ключевого понятия дыхание растений на уровне первичного знакомства с ключевыми понятиями. Анализировать в процессе работы в парах содержание рисунков для получения представления о сущности и значении дыхания растений; Сравнить ключевые понятия дыхания и фотосинтез по заданным критериям для уточнения сущности этих процессов; Выявить затруднения учащихся использования знаний для решения учебных задач. |
Место урока в системе воспитательной работы класса/ образовательного учреждения |
Урок используется при изучении курса биологии 5-7 класс раздел «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА»; при повторение курса математики 5-7 класса по теме «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» |
Тип (вид) урока |
Интегрированный урок |
Используемое оборудование |
Секундомер, презентация, мультимедийный проектор, ПК |
Конспект урока/ занятия (в таблице).
Использование дидактического материала (для презентаций № слайда) |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые современные образовательные технологии |
||
1. Организационный момент |
|||||
Слайд 1,2 (презентация № 1) |
Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель: Сегодня у нас необычный урок и тема урока тоже необычна. На уроке присутствуют два учителя. Мы проведём интегрированный урок и будем говорить о теме урока с позиций двух школьных предметов - математики и биологии. А эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». А пока определите, на сколько процентов вы готовы к уроку? |
Определяют уровень своей готовности к уроку, отвечают на вопрос. |
|||
2. Актуализация опорных знаний (Подвод к теме через опыт) |
|||||
Слайд 3 (презентация № 1) |
(Фронтальная беседа с использованием рисунков растений, опорных схем жилкования и листорасположения). Учитель биологии: 1) На рисунке изображены листья растений. Какие листья относят к простым, а какие к сложным? 2) Какие типы жилкования листьев вы знаете? Учитель математики: 3) какими числами исчисляется количество листовых пластинок? 4) условные обозначения каких типов жилкования взяты из математики? Учитель биологии: 5) назовите три основные функции листа |
Отвечают на вопросы с использованием рисунков ( простые: сирень, яблоня, клён, одуванчик; сложные: клевер, шиповник, малина, земляника, люпин). Отвечают на вопрос (дуговое, сетчатое и параллельное). Отвечают на вопрос (нечетными и четными числами); (дуговое и параллельное жилкование); Отвечают на вопрос (фотосинтез, газообмен, испарение воды); |
Обучение на основе учебных задач и ситуаций. |
||
3.Создание проблемной ситуации. (Постановка эксперимента) |
|||||
Слайд 3 (презентация № 1) |
Учитель биологии: делаем глубокий вдох и зажимаем пальцами нос по сигналу учителя математики, который засекает время начала эксперимента. Когда у вас иссякнет воздух, вы поднимете руку. Учитель математики: Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Учитель биологии: Каковы же признаки живого организма? А могут ли растения обходиться без воздуха? Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Что мы будем изучать на уроке? Запишем тему в тетрадь: «Значение растений для дыхания человека» Как вы думаете, а что мы будем изучать в ходе этой темы? |
Проводят эксперимент. Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании. Делают предположения, отвечают на вопрос. |
Технология проблемного обучения |
||
4. Целеполагание и мотивация |
|||||
Учитель математики: Какова цель урока? Сегодня мы попробуем решить эти вопросы.Помогает формулировать цели и гипотезу. Цель: выяснить какое значение растения играют в жизни человека. Гипотеза: продолжительность жизни человека от количества деревьев. |
Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу. Моя цель на уроке узнать о…. |
||||
5.Физукультминутка |
|||||
http://infourok.ru/material.html?mid=33897 |
Проводит физкультминутку. |
Выполняют упражнения |
Здоровьесберегающие технологии |
||
6. Усвоение новых знаний (Создание проблемной ситуации) |
|||||
Учитель биологии: Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли. "Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых". Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании. После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух. Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик. Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт. Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли. – Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив…. – Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса. 1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб? 2. Почему у богатой дамы разболелась голова? |
Слушают.
Ответ учащихся: в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. |
Технология проблемного обучения |
|||
7. Закрепление решением |
|||||
Слайд -5,6 (презентация № 1) |
Учитель математики: -Сейчас у нас хорошо развита техника, работают фабрики, заводы, и каждый день расходуется много кислорода и образовывается отравляющего газа. -А как решить проблему, чтобы было больше необходимого для жизни кислорода и меньше отравляющего газа? -Почему? По данным ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, в нашем регионе проживает 3213000 человек, Давайте вычислим, какое количество кислорода необходимо жителям нашей области? Задача №1. Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 3213000 человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений? Задача №2. Для прироста 500г сухой массы сосны (без учета воды) дерево поглощает 920г углекислоты из воздуха и выделяет в атмосферу 720г кислорода. Сколько будет взято углекислоты и будет выделено кислорода, если прирост сухой массы сосны составит 4кг 500г? Учитель: А сейчас определим, на сколько, вы разобрались в теме урока и достигли ли вы своей цели на уроке. Вам предстоит ответить на пять вопросов, На слайде будет вопрос или задача, и четыре варианта ответов. Выбирайте на пультах, ответ, которой по вашему правильный. Вопросы для PROClass 1.Растения выделяют при дыхании: А)кислород; б)азот; в)углекислый газ; г) хлор. 2.Растения выделяют при фотосинтезе: А) кислород; б)азот; в)углекислый газ; г) хлор. 3.В какое время суток растение дышит: А) днём; б) ночью; в) ночью и днем; г) не дышит. 4. На 50 кв. км леса находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1 га безлесного пространства? Решение 1.40000: 5000 = 8 (кг пыли над 1 га леса). 2.8 * 12 = 96 (кг пыли над безлесным пространством). Ответ: 96 кг. Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. На территории села Елховка посажено 100 взрослых деревьев. Определите, сколько человек обеспечивает кислородом такое количество деревьев. (100х 3 = 300). |
Отвечают на вопрос
(Сажать деревья) (Потому что деревья, когда растут, питаются углекислотой и выделяют кислород.) Решают задачу. Решение № 1 1) 0,43 * 3213000 = 1381590 (кг кислорода). 2) 0,8 * 3213000 = 2570400 (кг углекислого газа). 3) 1381590: 80 = 26875 (га зеленых насаждений). Ответ: 1381590 кг кислорода, 26875 га зеленых насаждений. Решение № 2 4кг 500г=4500г 4500:500=9(раз) больше стала масса 920·9=8280(г) углекислоты 720·9=6480(г) кислорода Ответ: 8кг 280г, 6кг 480г.
Работаю с пультами для голосования PROClass |
Интерактивные технологии
«Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass» |
||
5. Рефлексия учебной деятельности |
|||||
Скоро прозвенит звонок, Пора заканчивать урок. О чём мы говорили сегодня на уроке? Всё ли было понятно на уроке? Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы, подводят итоги урока. |
Технология сотрудничества. |
|||
6. Информация о домашнем задании |
|||||
Задание на выбор: 1. Решить проблемную задачу: В прошлом году весна у нас была холодной. Одна пожилая женщина, из нашего села, решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла. Почему? Ответ поясните. 2.Численность учащихся в ГБОУ СОШ с.Елховка 436 человек Проанализируйте достаточно ли насаждений на школьном участке и в помещении школы для нахождения учащихся в ней ежедневно. |
|||||
Мы считаем, что этот урок для вас был поучительным и полезным. Надеемся, что вы увидели связь между предметами, изучаемыми в школе математикой и биологией. В школе, как и в жизни всё взаимосвязано. |
Интернет -источники:
www.moodle.srkc.ru›file.php/blog
http://26школа.рф/one.htm?id=363
http://www.samregion.ru/sam_region/card/population/
http://infourok.ru/material.html?mid=33897
Литература:
1.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986
2. Сухова Т.С., Строганов В.А. Биология. 5-6 классы Москва, «Вентана – Граф» 2012 год.
3. Сухова Т.С., Строганов В. И. Биология. 5-6 классы .Методическое пособие.Москва, «Вентана – Граф» 2012 год.
4. Пономарева И.Н., Корнило¬ва О.А., Кучменко В.С.; Биология. 7 класс .Москва, «Вентана – Граф» 2014г.
5.Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
6.Журналы «Математика в школе», 1980-2008.
Интегрированный урок по теме «Значение растений для дыхания человека» в 6 классе (биология и математика)
Дементьева Ирина Михайловна