Урок химии «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева»
Предмет: химия.
Целевая аудитория: 9-11 класс (разновозрастное обучение)
Тема урока: Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева
Цели образования:
Обучения – экспериментальным путем выявить, как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов химических элементов в периоде, доказать истинность научных знаний.
Воспитания – формирование культуры общения, чувства сопричастности к общему делу, умения работать коллективно; воспитание культуры умственного труда, соблюдения техники безопасности при работе с реактивами.
Развития – развивать самостоятельность и волю учащихся, используя для этого решение экспериментальных задач; развивать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли.
Методы и методические приемы – исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок коммуникативного типа).
Вид: урок - практикум (урок учебного сотрудничества).
Технология: технология активных методов обучения.
Средства: набор реактивов, фильм.
Фаза1. Начало образовательного мероприятия
Этап 1. Перед уроком учащиеся распределяются по группам. Для этого им предложено выбрать химический элемент (на карточках написаны следующие элементы: золото, серебро, платина, медь, железо)
Этап 1. Инициация.
-Юные химики, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся глазами!»
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.
Этап 2. Вхождение в тему (определение целей урока)
«Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок».
Учащиеся класса читают стихи
1-й УЧЕНИК
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
Писал учебник для студентов...
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
(В то время знали 60.)
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был труд, надежда и терпенье
И вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
2-й УЧЕНИК.
Но вот дела отложены,
Расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Ученый собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается!»
А барин одевается
И к двери направляется.
Он к двери направляется...
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон!..
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит...
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон...
3-й УЧЕНИК.
То кружились,
То мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались,
То пылали,
То шипели,
То сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород...
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда:
– Стройся, войско!
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья.
— Поглядите! — злится литий. —
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!
4-й УЧЕНИК.
И бериллий мрачно мыслит:
— Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор,
Как несносен этот фтор!
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И азот не лезет в спор.
Но зато взорвался фтор:
– Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!
– Стойте! – крикнул углерод. —
Я и уголь, и алмаз.
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!
5-й УЧЕНИК.
— Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор!
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне
Все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бором –
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
А рядов-то восемь кряду.
Металлы – под металлами,
Едкие – под едкими,
Ковкие – под ковкими,
Идут своими клетками.
По порядку все стоит.
Вот Природы алфавит!
Этап 3. Определение цели урока, ожиданий и опасений учащихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).
На знаках химических элементов (на обратной стороне) учащимся необходимо записать свои ожидания и опасения.
Проговорить свои опасения и ожидания.
Фаза 2. Работа над темой
Вечером 1 марта 1869 года Д.И. Менделеев набело переписал составленную им таблицу под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года". Сегодня, когда наша страна отмечает День Науки, мы говорим о великом человеке. В завещании к своим детям он написал: «Трудитесь. Трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!». Пусть этот наказ будет девизом нашего урока.
Этап 1. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Вопросы:
Что вашему вниманию предложено на доске (записаны элементы третьего периода ПСХЭ Д.И. Менделеева)?
Как изменяются свойства простых веществ, образованных атомами химических элементов 4 периода?
Как это можно доказать? (учащиеся записывают электронные формулы строения атомов химических элементов 4 периода, объясняют закономерность изменения свойств атомов).
Какова современная формулировка периодического закона?
Чем отличается данная формулировка от формулировки Д.И. Менделеева (с использованием современных терминов) в 1869 году.
Этап 2. Проработка содержания темы (групповая работа учащихся над темой урока)
I. Сегодня на уроке мы должны опытным путем выявить, как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов химических элементов в периоде.
Обычно говорят, театр начинается с вешалки, а кабинет химии с техники безопасности. В ходе работы с реактивами Вам предстоит проявить знания правил охраны труда и техники безопасности.
Опыт1. Небольшое количество натрия (со спичечную головку) положите в пробирку с 2-3мл воды. Полученный раствор испытайте фенолфталеином. О чем говорит изменение окраски индикатора? Прилейте в пробирку раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Что произошла? Напишите уравнения реакций.
Опыт 2. В пробирку налейте 2-3мл воды. Добавьте стружку магния. Наблюдаются ли изменения? Подогрейте содержимое пробирки, испытайте индикатором. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Вывод. Как меняется активность металлов в периоде.
Опыт 3. К хлориду алюминия добавьте по каплям гидроксид натрия. Полученный осадок разделите на две пробирки, в первую пробирку добавьте соляную кислоту, во вторую – гидроксид натрия. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?
Опыт №4. В сухую пробирку поместите небольшое количество фосфора, нагрейте над спиртовкой. Какое вещество получили? Прилейте 2-3мл воды и взболтайте. Полученный раствор испытайте индикатором. Какова реакция среды? Напишите уравнения реакций.
Опыт №5. В сухую пробирку поместите небольшое количество серы, сильно нагрейте над спиртовкой. Какое вещество получили? После остывания прилейте 2-3мл воды и взболтайте. Полученный раствор испытайте индикатором. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.
II. Представитель каждой группы записывает на доске уравнения реакций того опыта, который соответствует номеру группы.
Вывод: Как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов химических элементов в периоде.
1) в периодах слева направо свойства высших оксидов и соответствующих им гидроксидов изменяются от основных через амфотерные к кислотным;
III. Просмотр фильма «Д.И. Менделеев»
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия (анализ и оценка урока).
Этап 1. Подведение итогов
Метод «Ассоциация». Что вы представляете, услышав фамилию Менделеев? Какие знания всплывают в памяти? Идет обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов»
Этап 2. Оцените свои знания
Внутри группы учащиеся оценивают вклад каждого ученика в выполнение работы. Выбирают критерий оценки работы каждого учащегося из предложенных вариантов (данные варианты оценки им известны):
Итоговая оценка представляет собой сумму индивидуальной оценки (счета очков) и средней оценки группы
Определение среднего балла на основании индивидуальных оценок.
Оценка результатов общего труда всех членов группы. Все члены
группы получают одинаковые оценки.
Оцениваются результаты тестирования одного, выбранного наугад члена группы.
Все члены группы получают ту же оценку, что и самый отстающий из них.
Итоговая оценка представляет собой сумму среднего группового балла и оценки за качество сотрудничества.
Этап 3. Рефлексия.
3. Вернемся к нашим карточкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, зачеркните их. Проговариваем, что сбылось, что нет и почему.
Завершается урок замечательными строками стихотворения.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть
Таблицу Менделеева я знаю наизусть.
Зачем её я выучила?
Могу сказать зачем!
В ней странность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента лишнего в ней
Нет ни одного.
В ней пробужденье дерева –
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Учите наизусть.
Литература.
- Габриелян О.С. учеб. для общеобразовательных учреждений. М: Дрофа, 2009.-270с.
- Лазарев Т.В., Арефьева И.Л. (ред.). Первая Всероссийская научно-методическая конференция. Интерактивные технологии в образовании.
- Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru.