Урок химии «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева»

1
0
Материал опубликован 27 March 2016

Предмет: химия.

Целевая аудитория: 9-11 класс (разновозрастное обучение)

Тема урока: Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Цели образования:

Обучения – экспериментальным путем выявить, как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов химических элементов в периоде, доказать истинность научных знаний.

Воспитания – формирование культуры общения, чувства сопричастности к общему делу, умения работать коллективно; воспитание культуры умственного труда, соблюдения техники безопасности при работе с реактивами.

Развитияразвивать самостоятельность и волю учащихся, используя для этого решение экспериментальных задач; развивать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли.

Методы и методические приемы – исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок коммуникативного типа).

Вид: урок - практикум (урок учебного сотрудничества).

Технология: технология активных методов обучения.

Средства: набор реактивов, фильм.

 

Фаза1. Начало образовательного мероприятия


Этап 1. Перед уроком учащиеся распределяются по группам. Для этого им предложено выбрать химический элемент (на карточках написаны следующие элементы: золото, серебро, платина, медь, железо)

Этап 1. Инициация.

-Юные химики, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся глазами!»

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.

Этап 2. Вхождение в тему (определение целей урока)

«Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок,

Как чудо Природы,

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок».

 

Учащиеся класса читают стихи
1-й УЧЕНИК
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
Писал учебник для студентов...
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
(В то время знали 60.)
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был труд, надежда и терпенье
И вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.

2-й УЧЕНИК.
Но вот дела отложены,
Расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Ученый собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается!»
А барин одевается
И к двери направляется.
Он к двери направляется...
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон!..
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит...
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон...

3-й УЧЕНИК.
То кружились,
То мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались,
То пылали,
То шипели,
То сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород...
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда:
– Стройся, войско!
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья.
— Поглядите! — злится литий. —
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!

 

4-й УЧЕНИК.
И бериллий мрачно мыслит:

Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор,
Как несносен этот фтор!
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И азот не лезет в спор.
Но зато взорвался фтор:
– Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!
– Стойте! – крикнул углерод. —
Я и уголь, и алмаз.
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!

5-й УЧЕНИК.
— Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор!
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне
Все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бором –
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
А рядов-то восемь кряду.
Металлы – под металлами,
Едкие – под едкими,
Ковкие – под ковкими,
Идут своими клетками.
По порядку все стоит.
Вот Природы алфавит!

Этап 3. Определение цели урока, ожиданий и опасений учащихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).

На знаках химических элементов (на обратной стороне) учащимся необходимо записать свои ожидания и опасения.

Проговорить свои опасения и ожидания.

Фаза 2. Работа над темой
Вечером 1 марта 1869 года Д.И. Менделеев набело переписал составленную им таблицу под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года". Сегодня, когда наша страна отмечает День Науки, мы говорим о великом человеке. В завещании к своим детям он написал: «Трудитесь. Трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!». Пусть этот наказ будет девизом нашего урока.

Этап 1. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Вопросы:

Что вашему вниманию предложено на доске (записаны элементы третьего периода ПСХЭ Д.И. Менделеева)?

Как изменяются свойства простых веществ, образованных атомами химических элементов 4 периода?

Как это можно доказать? (учащиеся записывают электронные формулы строения атомов химических элементов 4 периода, объясняют закономерность изменения свойств атомов).

Какова современная формулировка периодического закона?

Чем отличается данная формулировка от формулировки Д.И. Менделеева (с использованием современных терминов) в 1869 году.

Этап 2. Проработка содержания темы (групповая работа учащихся над темой урока)

I. Сегодня на уроке мы должны опытным путем выявить, как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов химических элементов в периоде.

Обычно говорят, театр начинается с вешалки, а кабинет химии с техники безопасности. В ходе работы с реактивами Вам предстоит проявить знания правил охраны труда и техники безопасности.

Опыт1. Небольшое количество натрия (со спичечную головку) положите в пробирку с 2-3мл воды. Полученный раствор испытайте фенолфталеином. О чем говорит изменение окраски индикатора? Прилейте в пробирку раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Что произошла? Напишите уравнения реакций.

Опыт 2. В пробирку налейте 2-3мл воды. Добавьте стружку магния. Наблюдаются ли изменения? Подогрейте содержимое пробирки, испытайте индикатором. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

 

Вывод. Как меняется активность металлов в периоде.

Опыт 3. К хлориду алюминия добавьте по каплям гидроксид натрия. Полученный осадок разделите на две пробирки, в первую пробирку добавьте соляную кислоту, во вторую – гидроксид натрия. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?

Опыт №4. В сухую пробирку поместите небольшое количество фосфора, нагрейте над спиртовкой. Какое вещество получили? Прилейте 2-3мл воды и взболтайте. Полученный раствор испытайте индикатором. Какова реакция среды? Напишите уравнения реакций.

Опыт №5. В сухую пробирку поместите небольшое количество серы, сильно нагрейте над спиртовкой. Какое вещество получили? После остывания прилейте 2-3мл воды и взболтайте. Полученный раствор испытайте индикатором. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.

II. Представитель каждой группы записывает на доске уравнения реакций того опыта, который соответствует номеру группы.

Вывод: Как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов химических элементов в периоде.

1)      в периодах слева направо свойства высших оксидов и соответствующих им гидроксидов изменяются от основных через амфотерные к кислотным;

III. Просмотр фильма «Д.И. Менделеев»

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия (анализ и оценка урока).
Этап 1. Подведение итогов

Метод «Ассоциация». Что вы представляете, услышав фамилию Менделеев? Какие знания всплывают в памяти? Идет обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов»

Этап 2. Оцените свои знания

Внутри группы учащиеся оценивают вклад каждого ученика в выполнение работы. Выбирают критерий оценки работы каждого учащегося из предложенных вариантов (данные варианты оценки им известны):

Итоговая оценка представляет собой сумму индивиду­альной оценки (счета очков) и средней оценки группы

Определение среднего балла на основании индивидуальных оценок.

Оценка результатов общего труда всех членов группы. Все члены
группы получают одинаковые оценки.

Оцениваются результаты тестирования одного, выбран­ного наугад члена группы.

Все члены группы получают ту же оценку, что и самый отстающий из них. 

Итоговая оценка представляет собой сумму среднего группового балла и оценки за качество сотрудничества.

Этап 3. Рефлексия.

3. Вернемся к нашим карточкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, зачеркните их. Проговариваем, что сбылось, что нет и почему.

Завершается урок замечательными строками стихотворения.

Пусть зимний день с метелями 
Не  навевает грусть
Таблицу Менделеева я знаю наизусть.
Зачем её я выучила?
Могу сказать зачем!
В ней странность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента  лишнего в ней
Нет ни одного.
В ней пробужденье дерева –
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
 
Учите наизусть.

 

Литература.

  1. Габриелян О.С. учеб. для общеобразовательных учреждений. М: Дрофа, 2009.-270с.
  2. Лазарев Т.В., Арефьева И.Л. (ред.). Первая Всероссийская научно-методическая конференция. Интерактивные технологии в образовании. 
  3. Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации