Сценарий проведения занятия на тему «Периодическая система химических элементов»
ПЛАН УРОКА
ТЕМА УРОКА. «Периодическая система химических элементов»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Сформировать представления о строении периодической системы;
Освоение на практическом уровне закономерности изменения свойств элементов
Развивающая:
Развитие внимания, умения использовать изученный материал;
Овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности
Воспитательная:
Воспитание усидчивости, работы в парах.
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический.
ВИД УРОКА: модульное обучение
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ: тестирование
КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Дидактический материал: Таблица « Периодическая система химических элементов»
Компьютерная презентация урока
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
Вспомогательное оборудование: экран.
ХОД УРОКА
№ учебного элемента | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Затраченное время |
Организационный момент | Приветствие. Проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку | Приветствие. Староста предоставляет рапортичку с отметкой отсутствующих | 1 мин. |
УЭ - 0 | Предлагает учащимся с помощью кроссворда разгадать тему урока: «Периодическая система химических элементов» (Приложение) | Разгадывают тему урока и записывают ее в рабочий лист | 3 мин |
УЭ – 1 Актуализация знаний (тестирование) | Цель: Актуализация знаний и умений Организует проверку опорных знаний методом тестирования по 2 вариантам (Приложение 1). Обозначает время выполнения тестовой работы – 6 мин. Предлагает провести взаимопроверку выполненной работы по эталону Просит поставить отметки, полученные за тестовую работу и сдать работы | Выполняют тестовое задание Меняются работами со своими товарищами, проверяют её и оценивают. Ставят отметки и сдают работу | 10 мин |
УЭ -2 Изучение новой темы | Цель: Сформировать представление о строении периодической системы: Освоение на практическом уровне закономерностей изменения свойств элементов Дает информацию о строении периодической системы, а также о закономерностях изменения свойств элементов | Слушают объяснения учителя Самостоятельно заполняют рабочий лист. | 15 мин |
УЭ -3 Комплексное применение знаний, умений и навыков | Цель: Определить качество знаний по изученной теме. Предлагает учащимся выполнить задание в рабочих листах. Следит за самостоятельностью выполнения задания Дает консультации по оцениванию работы. | Слушают учителя Выполняют задание Оценивают выполненную работу | 2 мин |
УЭ – 4 Закрепляющий тренинг | Цель: Совершенствовать умения характеризовать элементы по их положению в периодической системе, объяснять изменения свойств элементов в периоде, группе Выполнения тестового задания Направляет работу учащихся. | Выполнение теста Проверяют правильность выполнения и выставляют оценку в рабочий лист | 10 мин |
УЭ - 5 Подведение итогов урока | Подводит итог и выставляет отметки | Подсчитывают количество заработанных баллов Сообщают учителю результат | 3 мин |
УЭ - 6 Домашнее задание | Выдает домашнее задание | Записывают домашнее задание | 1 мин |
Рабочий лист учащегося
Дата: ___________________________________________________________________________________________
ФИ _____________________________________________________________________________________________
Тема урока: ______________________________________________________________________________________
УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Выполнение теста по теме: «Периодический закон» (Приложение 1)
УЭ-2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Строение периодической системы
Периодическая система
__________________ ______________________
_________________ ________________ ______________ ______________
Период - ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Номер периода ___________________________________________________________________________________
величины | изменение | направление |
Порядковый номер | ||
Радиус атома | ||
Число энергетических уровней | ||
Число электронов на внешнем уровне | ||
Металлический свойства | ||
Неметаллические свойства |
Группы - ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Номер группы __________________________________________________________________________________
величины | изменение | направление |
Порядковый номер | ||
Радиус атома | ||
Число энергетических уровней | ||
Число электронов на внешнем уровне | ||
Металлический свойства | ||
Неметаллические свойства |
УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Задание 1. Определить период, группу, подгруппу, порядковый номер элементов
Кислород: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер ______
Азот: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер _______
Углерод: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер _______
Задание 2. Сравнить металлические свойства элементов, поставив знак больше или меньше.
а) Al Na; б) O S; в) P As; г) Ca Mg
УЭ-4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выполнение тестового задания
УЭ-5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
УЭ-1 | УЭ-3 | УЭ-4 | Итог |
Приложение
п | р | о | б | и | р | к | а | ||||||||||||||||||||||||||||||
м | о | л | е | к | у | л | а | ||||||||||||||||||||||||||||||
у | р | а | в | н | е | н | и | е | |||||||||||||||||||||||||||||
х | и | м | и | я | |||||||||||||||||||||||||||||||||
о | к | с | и | д | ы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
и | н | д | е | к | с | ||||||||||||||||||||||||||||||||
р | е | а | к | и | я | ||||||||||||||||||||||||||||||||
з | к | з | о | т | е | р | м | и | ч | е | с | к | и | е | |||||||||||||||||||||||
в | е | щ | е | с | т | в | о | ||||||||||||||||||||||||||||||
с | о | л | и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
к | о | э | э | ф | и | ц | и | е | н | т | |||||||||||||||||||||||||||
в | а | л | е | н | т | н | о | с | т | ь | |||||||||||||||||||||||||||
я | в | л | е | н | и | я | |||||||||||||||||||||||||||||||
с | в | о | й | с | т | в | а | ||||||||||||
к | и | с | л | о | т | ы | |||||||||||||
р | а | с | т | в | о | р | |||||||||||||
а | т | о | м | ||||||||||||||||
э | л | е | м | е | н | т | |||||||||||||
м | о | л | ь | ||||||||||||||||
ф | о | р | м | у | л | а |
Приложение 1
Тест по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева
Вариант 1.
Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в:
А) 1861 году; Б) 1864 году; В) 1869 году; Г) 1875 году
Какое свойство химических элементов Д.И. Менделеев положил в основу их классификации?
А) относительную атомную массу; В) величину заряда ядра;
Б) строение внешних электронных слоев; Г) валентность
Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов – это формулировка
А) закона сохранения масс; Б) закона постоянства состава вещества;
В) периодического закона; Г) закона сохранения энергии
Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный оксид:
А) N; Б) K; В) S; Г) Zn
В каком из числовых рядов наблюдается периодичность:
А) 8,2,10,4,6,12; Б) 2,4,6,8,10,12; В) 2,4,6,24,6; Г) 12,2,10,4,6,8
Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами кальция:
А) калий; Б) барий; В) алюминий; Г) свинец.
Вариант 2.
К моменту открытия Периодического число известных элементов составляло:
А) 52; Б) 63; В) 71; Г) 89
Формулировка периодического закона связана с
А) физическими и химическими свойствами элементов;
Б) зарядом ядра; В) порядковым номером элементов;
С возрастанием порядкового номера периодически повторяется:
А) заряд ядра атома; Б) число энергетических уровней;
В) общее число электронов; Г) химические свойства элементов
Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный гидроксид:
А) Na; Б) Al; В) N; Г) S
Валентность атома кислорода равна:
А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4
Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами алюминия:
А) калий; Б) барий; В) галий; Г) свинец.
Приложение 2
Ответы | Алгоритм оценивания |
УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1 вариант: 1В,2А,3В, 4Г,5В,6Б 2 вариант: 1Б,2Б,3Г,4Б,5Б,6В | УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 6 правильных ответов – «5» 5 правильных ответов – «4» 4 и ниже – «3» |
УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ Задание 1. Определить период, группу, подгруппу, порядковый номер элементов Кислород: период - 2, группа- VI, подгруппа - главная, порядковый номер - 8 Азот: период - 2, группа - V, подгруппа – главная, порядковый номер – 7 Углерод: период - 2, группа- IV, подгруппа – главная, порядковый номер – 6 Задание 2. Сравнить металлические свойства элементов, поставив знак больше или меньше. а) Al < Na; б) O < S; в) P < As; г) Ca > Mg | УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ За каждое правильное выполненное задание 1 балл. Суммарное число 2 балла |