12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 г. Навашино»

Конспект урока биологии по теме:

«Обмен веществ и энергии»

6 класс

Подготовила: учитель биологии Семенова Е.Н.

Навашино

2017

Место урока в разделе: “Жизнедеятельность организмов” 6 класс (авторская программа и учебник Н.И.Сонина):

Урок является завершающим в блоке, посвященном изучению процессов питания, дыхания, выделения и транспорта веществ, обеспечивающих обмен веществ в клетках живых организмов; материал урока позволяет систематизировать знания учащихся.

Цель урока: сформировать понятие «обмен веществ и энергии», показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, взаимосвязь живых организмов в процессе обмена веществ и энергии между организмами и окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

- обеспечить в ходе урока усвоение понятий «обмен веществ и энергии», «холоднокровные и теплокровные организмы», «пищевые цепи и сети»;

- обеспечить формирование умения работать в группе, вести дискуссию по теме;

- систематизировать знания по темам «Питание», «Дыхание» и «Выделение»;

- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие:

- развитие умения применять новые знания на практике;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

Воспитательные:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке.

Тип урока:

урок изучения нового материала, с элементами систематизации, полученных ранее знаний.

Метод:

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Оборудование:

компьютер

мультимедийный проектор

интерактивная доска

мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии”

листы с заданиями для самостоятельной работы

Структура урока.

Организационный момент. Постановка задачи.

Слайд 1 (На фоне музыки) Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.

Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе их можно назвать живыми организмами? Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? Слайд 2

Питание

Дыхание

Подвижность

Выделение

Размножение

Рост и развитие

Раздражимость

Слайд 3

Слайд 4 Именно обмен веществ и энергии и есть тема сегодняшнего урока. Запись в тетрадь.

Слайд 5 Русский естествоиспытатель, Климент Аркадьевич Тимирязев, одну из лекций начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. Каким образом этот луч солнца попал в наш мозг? Цель нашего урока: узнать, как осуществляется обмен веществ между организмом и окружающей средой и между живыми организмами. На эти вопросы мы ответим с Вами в конце урока.

Изучение нового материала

Для того чтобы найти ответы предлагаю Вам отправиться в путешествие по живому организму. Помощниками в этом путешествии нам сегодня будут зайчик и яблоня. Слайд 6

У вас на столах лежат заготовки схем и комплекты карточек для их заполнения. Первый вариант будет составлять схему по организму растения, на примере яблони, второй – животного, на примере зайца. Итак, вы должны ответить на следующий вопрос: Какие вещества поглощают и выделяют живые организмы?

Заполняют схемы на листочках. (Музыка)

Слайд 7 Давайте проверим, что у вас получилось: Итак, в растительный организм поступают: кислород, углекислый газ, вода и минеральные вещества. Выделяется из растительного организма: пары воды, углекислый газ и кислород.

А в ходе каких процессов эти вещества поступают и выделяются из организма? (фотосинтез, почвенное питание, дыхание и выделение)

Слайд 8 Комментарии для первого варианта: Вещества, поступившие в растительный организм, не остаются неизменными. Что происходит с СО2, Н2О и солнечным светом? Они подвергаются различным превращениям – в результате фотосинтеза из них образуются сложные органические соединения, которые затем превращаются в вещества, необходимые растению. Они идут на построение новых клеток, расходуются в процессе дыхания или откладываются в семенах, плодах «про запас». При их разложении выделяется энергия, которая используется растением для жизнедеятельности.

Слайд 9 Очень хорошо, переходим ко второму варианту. Какие вещества поглощают и выделяют животные? Животные поглощают: жиры, белки, углеводы, воду, минеральные соли и кислород. Выделяют же они: воду, углекислый газ, непереваренные частицы пищи и продукты распада.

В ходе каких процессов эти вещества поглощаются и выделяются? (питание, дыхание и выделение)

Слайд 10 Комментарии для второго варианта: Животные получают питательные вещества в готовом виде – белки, жиры, углеводы – они имеют очень сложное строение и не могут непосредственно использоваться организмом. Только в результате пищеварения они переходят в более простые соединения, растворимые в воде, и уже в этом виде усваиваются организмом. Затем из них образуются другие сложные вещества, т. е. вещества тела животного.

Одновременно с образованием сложных веществ в организмах идет противоположный процесс – распад сложных соединений на более простые. Это сопровождается выделением энергии, которая расходуется на образование новых веществ, работу внутренних органов, поддержание температуры тела. Таким образом, в организме происходит обмен веществ. Как Вы думаете, что такое обмен веществ?

Запишем определение в тетрадь:

Слайд 11 Обмен веществ – это превращения, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии.

Обмен веществ – основа жизни. Многообразие живых организмов в природе, сложность их строения и поведения обусловили существование разных по сложности типов обмена веществ.

Слайд 12У одних организмов обмен веществ идет медленно, энергии в результате распада сложных соединений выделяется мало, поэтому температура тела зависит от окружающей среды. Таких животных называют холоднокровными. К этой же группе относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, температура их тела непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. Слайд 13

Слайд 12 Если же обмен веществ идет быстро, выделяется большое количество энергии, которая используется для согревания тела. Таких животных называют теплокровными. К ним относятся: птицы, млекопитающие. Температура тела этих животных не зависит от температуры окружающей среды. Поэтому они могут обитать и на берегу Северного Ледовитого океана, и высоко в горах. Слайд 14

Слайд 15 Как вы думаете, с чем связана интенсивность обмена веществ, и почему она различна у разных организмов? (Совершенствование кровеносной, дыхательной и нервной систем).

Закрепление знаний.

Слайд 16 Предлагаю Вам потренироваться, в этом задании необходимо распределить животных по группам: теплокровные и холоднокровные. (Работа ученика у доски с интерактивным заданием).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Давайте немного отдохнем. Я предлагаю Вам вновь вернуться в лес и посмотреть, что там делают обитатели.

Зайка проскакал (прыжки на носочках 8-10 раз).

Посмотрим вверх на деревья. Птичка пролетела (руки отводим назад и помахали крылышками).

Сова сидит на дереве - “ух, ух, ух” (на выдохе).

Бабочка летит (руки в стороны и помахали крылышками).

Зажмурить сильно глаза (1-2-3), затем открыть и помахать ресничками как бабочка. Повторить 2-3 раза.

Пришли на болото. Цапля идет (ходьба с высоким подниманием колен). 

Мы немного устали, отдохнем, сидя на пенечке и подышим. Развернули грудную клетку - вдох, наклонились вперед - выдох.
 

Слайд 17 Мы выяснили, как осуществляется обмен веществ внутри организма и между организмом и окружающей средой. А как вы думаете, организмы между собой обмениваются веществами и энергией?

Слайд 18 Что бы ответить на этот вопрос, давайте вернемся к высказыванию Климента Аркадьевича Тимирязева: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Ученик у доски: Давайте попробуем составить схему происходящих при этом процессов: солнечный луч попадает на пшеницу, которая в процессе фотосинтеза образует органические вещества, когда пшеница созреет, из нее изготовят хлеб, человек съест его, и в процессе обмена веществ построит из органических веществ пшеницы свои органические вещества: новые клетки, ткани, органы. Возможно и клетки головного мозга. Вот таким образом, путем сложных превращений солнечный луч попадает в наш мозг! Спасибо, садись на место. Слайд 19,20

Слайд 21 Итак, подведем итог работы: Растениям для жизнедеятельности необходимо получать из окружающей среды кислород, углекислый газ, воду и минеральные вещества. При воздействии солнечной энергии, при фотосинтезе, эти вещества из неорганических, превращаются в органические, энергия из солнечной превращается в энергию химических связей. Таким образом, яблоня из углекислого газа, воды и минеральных элементов создает для нас вкусные сладкие плоды. Эти вкусные плоды и листья съедают животные и получают для себя питательные вещества. Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии. Так происходит постоянный обмен веществ между организмами и окружающей средой.

Слайд 22 К сегодняшнему уроку, я просила Вас прочитать сказку «Сова» Виталия Бианки. Поднимите руки, кто прочитал. Молодцы. Давайте кратко перескажем ее содержание. Давайте попробуем составить схему этой сказки. Ученик у доски. (сова – мышь – шмель – клевер – корова – молоко – старик)

Слайд 23 Итак, автор показывает нам, как важен каждый компонент живой природы, если сова не будет охотиться на мышей, то с луга пропадут шмели, значит, они не опылят клевер, коровам нечего будет кушать, и они не дадут молока. Конечно это только сказка, но ведь в природе существуют очень разнообразные связи между организмами. Слайд 24 И эти связи называются пищевые цепи - пищевые взаимоотношения между растениями и животными. (запись определения)

Слайд 25 В реальной природе клевер может съесть и лось, и заяц, а самого зайца лиса или волк, поэтому складываются не пищевые цепи, а пищевые сети.

Слайд 26 Таким образом, задачами обмена веществ в природе являются:

передача вещества от одного организма другому;

передача энергии от одного организма другому;

регуляция численности животных или растений в популяции.

А сам обмен веществ способствует:

передачи энергии от одного организма к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе.

поддерживанию равновесия в природе.

Объяснить смысл поговорок:

Слайд 27 “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. - Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.

Слайд 28 “Хорошо поел – словно шубу надел”. – При расщеплении органических веществ, поступивших с пищей, выделяется энергия, часть которой рассеивается в виде тепла и обогревает тело.

Слайд 29

Домашнее задание

Параграф 14.

Прочитать сказку «Два Мороза», ответить на вопрос: почему Морозец не смог заморозить мужика?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.