ГЛАВА ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Урок №1 ТЕМА УРОКА: Обмен веществ и энергии
Цели и задачи: Взаимообмен заданиями (ВЗ), по методике Ривина. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Ход урока
Орг.момент. Постановка целей и задач.
Актуализация знаний.
Сегодня мы должны изучить 6 текстов, посвященных вопросам обмена веществ в организме, понять роль воды, минеральных солей, органических веществ в организме человека, значение распада и окисления органических веществ, механизмы выделения продуктов обмена веществ из организма.
Работать будем по методике коллективного способа обучения – методике Ривина. Между всеми текстами нет логической зависимости, поэтому для работы в парах сменного состава подойдет любой партнер с цветовым сигналом, отличающимся от вашего. Если вы проработали полностью весь текст карточки и чувствуете готовность к выступлению, то отчитываетесь в группе контроля – малой группе, которая формируется из 4 подготовившихся учащихся. После выступления делаете пометку в экране учета и приступаете к работе над другой карточкой. На специальном столе располагается дополнительная литература – словари, справочники для работы с непонятными словами и терминами.
Изучение нового материала
Самостоятельная работа учащихся по методике Ривина.
Отчет учащихся в малых группах.
Отметка в «Экране учета выполненной работы»
Формулировка выводов, их обсуждение.
Алгоритм работы по методике Ривина
Получите текст и цветовой сигнал,
Запишите в тетради название текста.
Найдите первого партнера не с таким, как у Вас, цветовым сигналом.
Запишите на полях своей тетради его фамилию и укажите цветовой сигнал его темы.
Прочтите партнеру весь текст и с его помощью поделите текст на смысловые абзацы.
Прочтите первый абзац текста партнеру.
Выслушайте вопросы партнера по этому абзацу и ответьте на них. Это поможет Вам понять смысл абзаца.
Выпишите в тетрадь значение незнакомых терминов (см. дополнительную литературу)
Определите тип логического высказывания, заключенного в абзаце.
Предложите партнеру возможные варианты заголовков, выберите с его помощью оптимальный. Заголовок должен выражать смысл абзаца.
Попросите партнера записать заглавие абзаца в Вашу тетрадь.
Приступайте к работе над текстом партнера в последовательности, указанной в алгоритме с п.6
Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Найдите по цветовому сигналу, отличному от Вашего, следующего партнера, запишите его фамилию и цветовой сигнал на полях своей тетради.
Перескажите партнеру содержание предыдущего абзаца текста. Пересказ должен ввести партнера в суть изучаемого Вами текста.
Работайте над абзацем, так же как и над первым с п.6
Подготовьтесь к выступлению перед малой группой по окончании работы над текстом. Вам помогут записанные заголовки текстов.
Выступите перед малой группой. Ответьте на вопросы. Подайте тетрадь для отметки.
Выслушайте одно, два выступления в малой группе, задайте как минимум по одному вопросу выступавшим.
Сделайте необходимую пометку о выполненной работе на экране учета.
Сдайте отработанный текст с цветовым сигналом учителю, получите новый текст с цветовым сигналом.
Приступайте к работе над следующим текстом по данному алгоритму с п.2
Экран учета выполненной работы
Фамилия, имя учащегося |
Цветовой сигнал карточки |
Итоговый контроль |
|||||
1. |
|||||||
2. |
|||||||
3. |
Условные обозначения: + текст изучен, (+) по тексту отчитался.
Карточки для работы учащихся в парах сменного состава
Карточка №1 Обмен веществ: общая характеристика. Цветовой сигнал: зелёный. Источник: Текст №1 |
Карточка №2 Обмен белков. Цветовой сигнал: фиолетовый. Источник: Текст №2 |
Карточка №3 Обмен углеводов. Цветовой сигнал: синий. Источник: Текст №3 |
Карточка №4 Обмен липидов. Цветовой сигнал: желтый. Источник: Текст №4 |
Карточка №5 Обмен минеральных солей. Цветовой сигнал: красный. Источник: Текст №5 |
Карточка №6 Обмен воды. Цветовой сигнал: коричневый. Источник: Текст №6 |
Текст №1 Обмен веществ: общая характеристика.
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно- жизнь.
Проникнуть в тайны жизни человек пытался очень давно, чуть ли не на заре своей истории. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и окружающей средой. Совокупность этих процессов представляет собой основу жизни – обмен веществ. Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материала или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергию. Благодаря обмену веществ происходит расщепление и синтез молекул, входящих в состав клеток, разрушение и обновление клеточных структур и межклеточного вещества. Обмен веществ неотделим от процессов превращения энергии: энергия химических связей сложных органических молекул в результате химических превращений переходит в другие виды энергии, используемой на синтез новых соединений, для совершения работы, образования тепла и др.
Обмен веществ делится на два взаимосвязанных и единовременно протекающих процесса: пластический и энергетический обмен.
Пластический обмен- это процесс усвоения организмом веществ, которые он получает из окружающей среды. Совокупность реакций биосинтеза, протекающих в клетках организма называется ассимиляцией. Но реакции биосинтеза невозможны без энергии, которая выделяется в реакциях энергетического обмена, основой которого является диссимиляция – совокупность реакций распада и окисления высокомолекулярных веществ, идущих с выделением энергии. В свою очередь диссимиляция невозможна без ферментов, образующихся в ходе ассимиляции. В различные моменты жизни организма один из видов обмена может преобладать. Например, в период роста и развития организма наблюдается значительное усиление обоих процессов, но с усилением ассимиляции.
Организм животных и человека получает готовые органические вещества с пищей. Но чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные части. Этот процесс и осуществляется в системе органов пищеварения. Пищеварение, транспортировка питательных веществ, кислорода есть лишь подготовительная фаза обмена веществ. Создание специфических для организма веществ и структур, как и биологическое окисление органических веществ, обеспечивающих организм энергией, происходит в клетках тела и осуществляется по программе, заложенной в их наследственном аппарате.
Текст №2. Обмен белков
В начале прошлого столетия стало известно, что из всех тканей живого и растительного мира можно выделить вещества, по своим свойствам очень похожие на белок куриного яйца. Выяснилось, что они близки друг к другу и по составу. Поэтому им и было дано общее название – белки. Затем появился термин «протеины», от греческого слова «протос» - «первый, важнейший», что указывает на первостепенную роль белка.
Белки – это сложные высокомолекулярные соединения. если нагреть в присутствии кислоты белок, то он расщепляется на более простые составные части, названные аминокислотами.
В зависимости от набора аминокислот, входящих в молекулы белка, белки делятся на полноценные, содержащие все необходимые аминокислоты, и неполноценные, не содержащие некоторые из них. Полноценные белки преимущественно животного происхождения(мясо, рыба), неполноценные – растительного, кроме белков бобовых растений (например, сои), которые содержат полноценный белок, почему их считают заменителем мяса.
Белки, поступившие с пищей в организм, под воздействием ферментов пищеварительного тракта распадаются до аминокислот, которые всасываются в кровь и разносятся ею по всему организму. В клетках органов и тканей из них синтезируются белки, свойственные человеку. Не использованная часть белков подвергается распаду и удаляется из организма, а освобождающаяся энергия используется в других реакциях – энергетическая функция белков.
Белки необходимы не только для построения клеточных структур (строительная функция), но являются составной частью ферментов, гормонов и некоторых других веществ. Белки входят в состав ферментов в качестве катализаторов (ускорителей) многих химических реакций (каталитическая функция) и антител (защитная функция).
Белки в организме в запас не откладываются. В белках в среднем содержится 16% азота, т.е. вес белков в 6,25 раза превышает вес имеющегося в них азота (расчет на 100 г белка). Полученное количество азота умножают на 6,25 и получают количество белка в граммах. Суточная потребность в белках – в среднем 100-118 г; она зависит от возраста, характера профессии и других условий. Длительный недостаток белков вызывает тяжелые нарушения в организме: задержку роста и развития у детей, изменения в ферментативных системах организма, в железах внутренней секреции и др.
Текст №3. Обмен углеводов.
Углеводы широко распространены в природе. К ним относятся сложные углеводы- крахмал, сахар, хитин, пектин, целлюлоза; простые- глюкоза, фруктоза и др.
Сложные углеводы, поступающие в организм с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте до простых, которые поступают в кровь, а затем – в печень, где из глюкозы синтезируется гликоген. По мере надобности он снова превращается в глюкозу, которая и разносится по организму кровью. Гликоген откладывается не только в печени, он может накапливаться в мышцах и нервных клетках.
Глюкоза очень важна для сокращения мышц и работы нервной системы. Головной мозг может функционировать только в том случае, если к нему в качестве энергетического материала поступает глюкоза.
Углеводы легко распадаются и являются основным источником энергии в организме (они дают 75% всей необходимой нам энергии), особенно при физических нагрузках.
Сложные углеводы входят в состав соединительной ткани(строительная функция): связок, хрящей, костей. Кроме того, они играют большую роль в борьбе организма с инфекционными заболеваниями. К полисахаридам или сложным углеводам относится широко распространенное в животных тканях вещество – гепарин, который предохраняет кровь от свертывания (защитная функция).
В составе нуклеиновых кислот углеводы участвуют в передаче наследственной информации. Большое значение они имеют и в защите организма от некоторых ядовитых веществ. Углеводы взаимодействуют в печени со многими ядовитыми соединениями, переводя их в безвредные и легко растворимые вещества.
Суточная потребность человека в углеводах в среднем составляет 450-500 г.
Текст №4. Обмен липидов.
К липидам относятся жиры, жирные кислоты, некоторые витамины, желчные кислоты, половые гормоны, гормоны надпочечников, холестерол, серое и белое вещество мозга, тем самым выполняя регуляторную функцию. Поэтому роль липидов в организме человека велика.
Жиры – это в первую очередь энергетический материал: при окислении жиров выделяется в 2 с лишним раза больше энергии, чем при окислении такого же количества углеводов и белков: при окислении 1 г жира выделяется 9,3 ккал тепла, 1 г углеводов или белков – 4,1 ккал. Жир – необходимая составная часть клеток.
Невостребованные организмом количества жира откладываются в «жировых депо»- в подкожной клетчатке, сальнике, околопочечной клетчатке, в области таза. Жировая клетчатка обеспечивает теплоизоляцию нашего организма и служит амортизатором (пружинящая подушка). Последнее видно из такого примера: мы не замечаем тяжести своего тела, когда стоим. Большую роль в этом играют естественные жировые подушки, которые находятся в области сводов стопы и принимают на себя, амортизируют, весь наш вес. В этом легко убедитесь, если встанете на колени: очень скоро тяжесть тела даст о себе знать сильной болью. Таким образом, жировая прослойка защищает от механических повреждений.
Ненасыщенные жирные кислоты растительных жиров повышают сопротивляемость организма к различным инфекциям, снижают чувствительность к радиоактивному излучению, входят в соединение с холестерином и препятствуют его отложению в стенках сосудов, предупреждая болезнь сосудов – атеросклероз. Из ненасыщенных жирных кислот особенно большое значение имеют три: линолевая, линоленовая, арахидоновая. Первые две содержатся в растительных маслах, а третья (витамин F) – в животном жире – свином сале и яичном желтке.
Для человека наиболее целесообразно содержание жира в пище от 1 до 1,25 г на килограмм веса. Это значит, что если человек весит 70 кг, то он должен в день употреблять от 70 до 100 г жира. Половина потребляемых жиров должна быть животного, а половина – растительного происхождения. Если жир полностью исключить из пищи, организм будет синтезировать его из белков и углеводов. При голодании из жиров образуются углеводы.
Текст №5. Обмен минеральных солей.
Организму кроме органических веществ: белков, жиров, углеводов необходимы также минеральные соли и вода. Почти вся система Менделеева представлена в клетках нашего организма, однако роль и значение некоторых элементов в обмене веществ до сих пор еще недостаточно изучены.что касается минеральных солей, то выяснено, что они важные участники процесса обмена веществ в клетке. В организме больших запасов солей нет, поэтому необходимо их постоянное поступление. Сделать это нетрудно, так как в состав пищевых продуктов входит большинство минеральных веществ.
В зависимости от величины потребности организма в солях входящие в них элементы подразделяют на микро- и макроэлементы. К макроэлементам относят кальций, калий, натрий, хлор, фосфор. Микроэлементов значительно меньше. К ним относятся железо,кобальт, цинк, йод, медь и др.
Больше других солей мы употребляем поваренную соль. Она состоит из натрия и хлора. Натрий участвует в регулировании количества воды в организме, а хлор, соединяясь с водородом, образует соляную кислоту желудочного сока. Недостаточное потребление поваренной соли приводит к усиленному выделению из организма воды и недостаточному образованию соляной кислоты. При употреблении же большого количества поваренной соли вода задерживается в организме, и могут появиться отеки.
Калий – один из важнейших элементов клетки. Он необходим для поддержания нормальной возбудимости нервной и мышечной ткани. Вместе с натрием он способствует также регулированию водно-солевому балансу. Соли калия есть в картофеле, бобовых, тыквенных (например, огурцах) и других овощах.
Соли кальция и фосфора нужны для нормального развития костной ткани, фосфор очень важен и для нервной ткани. Кальций в большом количестве содержится в молоке, твороге, сыре, рыбе. Соотношение солей кальция и калия важно для нормальной деятельности мышцы сердца. При их отсутствии или недостатке сердечная деятельность замедляется.
Благодаря магнию осуществляется проводимость импульса по нервам, регулируется просвет кровеносных сосудов, а также работа кишечника. Солей магния много в печени, бобах, ржаном хлебе, овсяной муке.
Железо входит в состав гемоглобина. При недостатке железа развивается малокровие. Железом богаты яичный желток, мясо, фрукты и овощи.
Фтор входит в состав зубной эмали, поэтому у людей, живущих в тех местностях, где в воде мало фтора, чаще портятся зубы.
Йод – жизненно необходимый микроэлемент. Он участвует в синтезе гормонов щитовидной железы. При дефиците йода развивается заболевание железы. Большое количество йода содержится в морепродуктах.
Медь необходима в процессах кроветворения. При дефиците этого элемента в организме железо плохо усваивается, в результате развивается малокровие.
В сутки требуется до 10 г поваренной соли, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,5 г фосфора, 0,8 г кальция, 0,012 г железа, 0,001 мг меди. Поскольку минеральные вещества выводятся из организма постоянно, они должны быть в равном количестве восполнены с приемом пищи. Отсутствие солей в пищевом рационе может привести к смерти быстрее, чем полное голодание.
Текст №6. Обмен воды.
Вода и минеральные соли не являются источниками энергии и питательными веществами, но их роль чрезвычайно важна. Вода составляет до 65% веса организма, а у детей – до 80%. Без пищи человек может обходиться 40-50 дней, а без воды погибнет через несколько дней.
Внутренняя среда организма имеет постоянный водно-солевой состав. Организм поддерживает гомеостаз благодаря постоянному поступлению воды и минеральных солей из окружающей среды. Вода участвует во всех обменных процессах. Все питательные вещества и соли могут всосаться в кровь только в растворенном виде. И все химические процессы в клетках возможны лишь в присутствии воды. Вода участвует в регуляции температуры тела: выделяясь с потом, она испаряется и, охлаждая тело, предохраняет его от перегрева.
Потребность в воде в среднем составляет 2-2,5 л в сутки. Эта потребность удовлетворяется приблизительно так: 1 л в виде питья, 1 л содержится в пище и 250-300 мл образуется в организме человека в результате химических превращений.
Выводится вода из организма почками, потовыми железами и легкими. Количество выпитой и выделенной воды приблизительно одинаково. Правда, потребность в ней часто зависит от качества и количества пищи, температуры окружающего воздуха и т.д.
Человеку следует употреблять столько жидкости, сколько надо, чтобы покрыть весь её расход, иначе произойдет обезвоживание организма, и наступят серьезные нарушения жизнедеятельности.
При длительной нехватке воды страдает нервная система, появляются психические расстройства. Периоды полной апатии и сонливости сменяются зрительными и слуховыми галлюцинациями и судорогами. Нарушается деятельность жизненно важных нервных центров – дыхательного и сердечно-сосудистого.
Здоровый человек не должен ограничивать себя в питье, но полезно пить часто и понемногу. Выпивать сразу много жидкости вредно – ведь вся жидкость всасывается в кровь, и, пока её излишек не будет выведен почками, сердце работает с излишней нагрузкой.
Листок учителя.
Название текста |
Заголовок абзацев |
Литература, границы абзацев |
1. Обмен в-в |
1. Связь организма человека с окружающей средой. 2. Обмен в-в как единство взаимосвязанных противоположных процессов. 3. Стадии обмена в-в. |
Текст №1 «…образования тепла и др.» Т.№1 от «Обмен в-в делится…..но с усилением ассимиляции» Т.№1 «Организм животных…» до конца. |
2. Обмен белков |
1. строение белков как высокомолекулярных соединений. 2. основные функции белков в организме. 3. суточная потребность белка |
Текст №2 «В начале прошлого….считают заменителем мяса» Т.№2 «Белки, поступившие с пищей…(защитная функция)» Т.№2 «Белки в запас не откладываются…до конца. |
3. Обмен углеводов |
1. классификация углеводов. 2. превращение сложных углеводов в организме. 3. функция углеводов и суточная потребность |
Т.№3 «Углеводы распространены… фруктоза и др.» Т.№3 «Сложные углеводы…..нервных клетках.» «Глюкоза очень важна…до конца» |
4. Обмен жиров |
1. классификация липидов 2. жиры как источник энергии 3. Значение жировой клетчатки 4. ненасыщенные жирные кислоты 5. суточный рацион |
Т.№4 «К липидам относятся….в организме человека велика» Т.№4 «Жиры это в первую очередь….необходимая составная часть клеток» «Невостребованные организмом….механических повреждений» «Ненасыщенные жирные кислоты…. яичном желтке» «Для человека….до конца» |
5. Обмен солей |
1. значение минеральных солей 2. макро-, микроэлементы 3. значение макроэлементов 4.значение микроэлементов 5.суточная потребность |
Т.№5 «…до минеральных веществ» «В зависимости от величины…медь и др.» «Больше других…..и других овощах» «соли кальция и фосфора….развивается малокровие.» «В сутки требуется….до конца.» |
6. Обмен воды |
1. Содержание воды в организме и её роль. 2. Суточная потребность, её удаление 3. Нарушения, связанные с недостатком воды. |
Т.№6 «сначала…его от перегрева.» «Потребность в воде….нарушения жизнедеятельности.» «При длительной…до конца» |
Закрепление знаний.
Выполнить упражнения в рабочей тетради.
Домашнее задание. §35,упражнения рабочей тетради до конца
Тема: Витамины
Цели урока:
дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными группами витаминов;
на основе межпредметных связей биологии с химией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека;
дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Оборудование:
Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1 % раствор хлорида железа(III), яблочный (апельсиновый) сок, вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор йода, стаканчики, пипетки.
Иллюстрации фотографий больных с разными формами авитаминозов.
Плакаты с формулами некоторых витаминов.
Таблица “Содержание витаминов в различных продуктах”.
Литература о витаминах.
Продукты питания.
ХОД УРОКА
Образовательная: расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе. Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающая: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом. Умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению. Формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе.
Воспитательная: прививать практические навыки коммуникативного общения, научить применять теоретические знания на практике, совершенствовать навыки с лабораторным оборудованием и натуральными объектами.
Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа по карточкам:
Карточка №1 Используя опорную схему, дайте определение понятия обмена веществ в организме: Обмен веществ и энергии Пластический обмен Энергетический обмен Какова роль обмена веществ в организме? |
Карточка №2 Используя опорную схему, расскажите об обмене белков: Орг. в-ва распад в пластический обмен пищи кишечнике до простых в-в энергетический обмен (окисление в-в) СО2+ Н2О+ энергия |
Карточка №3 Используя схему, объясните следующие факты: Белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в её печени был обнаружен животный крахмал – гликоген.
БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ |
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
2. Что такое обмен веществ и энергии?
3. вычислите свою (примерную) суточную потребность в воде, если суточная потребность в ней для взрослого человека равна 40 г на 1 кг массы тела.
4. Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3%, а в вене, выходящей из печени,- 0,12% глюкозы.
5. При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Почему?
6. Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните, почему?
Есть вещества, которые тоже влияют на обмен веществ.
Это витамины. С ними мы сегодня и познакомимся.
Итак, тема сегодняшнего урока “Витамины”. Цель урока – познакомиться с разнообразием этих веществ и различными заболеваниями, которые возникают при их недостатке в организме.
Записываем тему урока: “Витамины”.
Работаем по плану:
ПЛАН УРОКА:
История открытия витаминов.
Классификация витаминов.
Жирорастворимые витамины.
а) Витамин А;
б) Витамин D.
Водорастворимые витамины.
а) Витамин С;
б) Витамин В.
Сохранность витаминов в пище.
Определение содержания витаминов А и С, в пищевых продуктах.
1. История открытия витаминов (доклад учащегося)
Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным.
Однако наука XIX столетия находилась в противоречии многовековой практикой. Жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей.
Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней (например, цинги, рахита, бери-бери, пеллагры) и характером питания.
Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности.
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К. Функом вещества понимал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, – соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.
2. Классификация витаминов.
Учитель химии: Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. (Записываем определение в тетрадь.) Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.
Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
Витамины имеют сложное строение (таблица).
Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.
3. Водорастворимые витамины.
Витамин С. Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).
Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).
Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Начиная с глубокой древности цинга подстерегала солдат в походах, на поле брани, под стенами осажденных крепостей, в осажденных городах. От нее жестоко пострадали крестоносцы, особенно в 1218г. на египетский портовый город Дамьетту. Плохо пришлось от цинги и войскам Людовика IX, осаждавшим Каир в 1268 г., когда Нил вышел из берегов, и разливом унесло провиант.
Учитель биологии: Витамин В. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
4. Жирорастворимые витамины.
Учитель химии: Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. В рыбьем жире – 15 мг %, печени трески – 4, .в сливочном масле 0,5, молоке – 0,025 мг %. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины. Из молекулы р-каротина образуется две молекулы витамина А. Р-каротина больше всего в моркови – 9,0 мг %, красном перце – 2, помидорах – 1, сливочном масле – 0,2–0,4 мг %. Витамин А разрушается под действием света, кислорода воздуха, при кулинарной обработке (до 30 %).
Учитель биологии: Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
Содержится витамин D почти исключительно в продуктах животного происхождения. Это печень трески, скумбрия сельдь, яичный желток, сливочное масло и другие.
5. Сохранность витаминов в пище (доклад учащихся).
В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве.
Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.
Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В.
Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле.
Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.
Учитель химии.
6. Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах (химический эксперимент).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Обнаружение витаминов
Определение витамина А в подсолнечном масле.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Обнаружение витамина С в яблочном соке.
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.
III. Заключение: (сказка)
– А сейчас мы принимаем гостей.
Автор:
Жили-были витамины
Людям пользу приносили
Через годик, через три}
Вдруг пришел Бери-бери
А за ним пришли другие
Тоже очень деловые
Тут Рахит и Слепота
И красавица Цинга
Тут и началась разборка
Первой молвила Слепотка.
Куриная слепота:
Если есть нехватка витамина А
То тогда грозит вам
Куриная слепота
Если ночью ты в пути –
Не найдешь куда идти
Будешь карликом ходить
Очень в росте тормозить
Будем с вами друзьями навеки
Обойдем все горы и реки
Обойдем все леса и поля
И будет слепой вся наша Земля.
Витамин А:
Ты нас так не запугаешь
Победим мы все равно
Витамины всех сильнее
Знают люди уж давно
Будем кушать мы морковку
И тебя побьем мы ловко (связывает куриную слепоту).
Автор: Вдруг промолвил тут хромой
Рахит:
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой
Мои ноженьки болят
В разны стороны глядят
Витамины, витамины
Все одна и та ж картина
Надоели вы нам всем
Я от боли всех вас съем.
Витамин D:
Молчи, уродец, я витамин D
Я живу в рыбьем жире, яичном желтке.
Если кость у тебя болит
То во всем виноват рахит.
Если вдруг ты им заболел –
Быстренько витамин D съел.
Помни: поможет этой беде
Только витамин D.
Автор: Влез тут в разговор Рахит.
Рахит:
Опять D на меня ворчит
Вы не слушайте его
Он старик уже давно
Вы меня послушайте
И витамин D не кушайте.
Витамин D:
Что ж ты пудришь всем мозги?
Рахит почувствуешь – беги
А витамин под буквой D
Принимай всегда, везде.
Если нет его с собой
То беги скорей домой
Съешь печенку и желток
И попей рыбий жирок
И рахит пройдет тогда
Обойдет тебя беда (связывает Рахит).
Автор: Витамины победили! Ура!
Бери-бери:
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Вы забыли про меня
Править миром буду я
Будут нервы у вас не в порядке
Будут судороги, припадки
Если витаминчики не будешь принимать
Ночью поздно ложиться спать
Фильмы страшные смотреть
Черный хлеб не будешь есть
По утрам не умываться
Каждый день со всеми драться
Можешь в ящик ты сыграть
Мне на это наплевать.
Витамин В:
Cвяжите скорей Бери-бери ноги
Вы не слушайте его никогда
От него всегда только беда
Слушайте меня, друзья
Я – витамин В1
И вам я необходим (связывает Бери-бери).
Цинга:
Думаете, что победили?
Про меня совсем забыли
Я – коварная Цинга
Много жизней унесла
Кровоточат ваши десны
Зубы пусть шатаются
Ваше тело пусть слабеет
Руки опускаются
Пусть придет эта беда.
Витамин С:
Ни за что и никогда
Я девчонка как картинка
Скажем просто – аскорбинка
Будем мы шиповник пить
И отвар хвои варить
Вот увидите тогда –
Убежит от нас цинга
С – латинская простая
Для врачей она святая
Лечит витамин цингу
Как лечить ее скажу
Ешь лучок, капусту, клюкву
Не забудь и про лимон
И Цинга пройдет как сон (связывает Цингу).
Автор:
Все болезни мы победили
Мы прогнали их от порога
Чтоб никогда они не приходили.
Все: Кушайте витаминов много!
IV. Закрепление
Игра «Витаминное домино»
Бери- бери |
Витамин D |
Рахит |
Витамин А |
Куриная слепота |
Витамин С |
Цинга |
Витамин РР |
Пеллагра |
Витамин В12 |
Малокро вие (анемия) |
Витамин В1 |
2-3 мг в сут |
Шиповник Черная смородина |
Витамин С |
Рыбий жир |
Витамин Д |
1,5-2,5 мг в сут |
Витамин А |
15 мг в сут |
Витамин РР |
2-3 мг в сут |
Витамин В6 |
Зерна злаков, печень |
– Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
Евгений Алексеевич
Панфилова Галина Борисовна