Конспект урока биологии на тему «Обмен веществ» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Автор: Кунгурякова Екатерина Владимировна учитель биологии и химии ГБОУ-ООШ№12
п. Шмидта г.о. Новокуйбышевск
Тема: Обмен веществ – главный признак жизни
Цель: познакомить учеников с обменом веществ живых организмов
Задачи:
Образовательные: знать особенности обмена веществ у живых организмов
Развивающие: развить понятий «обмен веществ», «образование веществ», «разрушение веществ, использование энергии»; развитие умений различать биологические процессы обмен веществ у живых организмов, знать значимость обмена веществ, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере изучения обмена веществ живых организмов; нравственное воспитание на примере цельно направленного использования энергии организмами.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации и видеофрагментов).
Оборудование: компьютер и проектор для мультимедийной презентации.
Ход урока.
Организационный момент
Изучение нового материала
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.
Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов. (высказывают свое мнение)
Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.
Давайте запишем тему нашего урока: Тема: Обмен веществ – главный признак жизни.
Давайте же разберемся что такое обмен веществ.
Рассмотрим изображение на слайде
Исходя из выше сказанного попробуйте дать характеристику понятия обмен веществ.(дети предлагают свои версии)
Молодцы, давайте запишем понятие в тетрадь:
Как вы думаете, а полученную энергию в ходе процесса обмена веществ как используют организмы? А для этого прочитайте материал в учебнике на стр 88, последний абзац и ответьте на вопросы:
На какие процессы используют энергию растения?
На какие процессы использую энергию животные?
Рассмотрим рис 54 а, что наблюдаете на нем (процесс прорастания семян). Является ли он процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, а способны ли сами семена при прорастании выделять тепло? А для этого давайте проведем виртуальный опыт (использование ЭОР прорастание семя).
И так, какой вывод можно сделать после проведенного опыта? (растения и их семена выделяют тепло, следовательно, они используют и преобразовывают энергию в процессе жизнедеятельности).
Теперь рассмотрим рис. 54б, что наблюдаете (процесс вскармливание птенцов), а он является процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, почему данный процесс очень энергетически затрачен для птиц? (дети говорят, что энергия тратиться на поиск пищи, полет и процесс самого кормления птенца)
Как вы думаете, а что или кто является источниками поступления органических веществ в организмы? Давайте прочитаем материал со стр 89, и постараемся ответить на вопросы:
Какие вещества являются основными источниками энергии?
Какие организмы сами создают органические вещества, а какие питаются готовыми?
Благодаря какому процессу организмы получают питательные вещества в организм и как именно они их используют?
Закрепление материала.
Давайте же попробуем сформулировать, на что именно тратят энергию живые организмы, а для этого запишем в тетрадь схему со слайда:
Домашнее задание.
Учит параграф 23, готовит устно вопросы после параграфа, записать понятия в словарь из последней схемы.
Медведева Татьяна Александровна