Урок обобщения по литературному чтению в 3 классе к разделу «Мы с мамой и папой»

8
0
Материал опубликован 8 January 2016

Название работы: «Урок обобщения по литературному чтению в 3 классе»

Автор: Старцева Надежда Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 9 г. Ртищево Саратовской области»

 

Литературное чтение, 3 класс, ОС «Школа 2100»

Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ

Тема: «Обобщение по разделу»

Цель: обобщить знания по разделу, подготовиться к проверочной работе.

Задачи:

- образовательная:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести по определённым признакам;

- развивающая:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с текстом, словарями;

- воспитательная:

осознанное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному).

Оборудование Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. В одном счастливом детстве». Толковый словарь русского языка для школьников. Мультимедийный проектор, презентация, мяч, таблички с названием произведений, портреты писателей, выставка детских рисунков «Счастье – это когда тебя понимают».


 

Этапы урока

Деятельность учителя


 

Деятельность учеников

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Актуализация

знаний.

Неразлучные друзья

Есть на белом свете

Неразлучные друзья –

Взрослые и дети.

- Почему именно этими словами из детской песни я начала урок? Как называется раздел учебника?

(Слайд 2)

- На какой вопрос мы искали ответ на протяжении нескольких уроков? (Слайд 2)

- Давайте обобщим наши знания по разделу, может быть, даже получится создать «идеальный» образ детей и родителей. (идеальный – это какой?) работа с «Толковым словарём русского языка для школьников»

родители

дети

   
 

- Мы с мамой и папой

- Какими должны быть

отношения детей и родителей?

Словарь - с. 127


 

Познавательные УУД

1.  Подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II.

Развитие умений.

- Какие же произведения мы прочли? Кто их авторы?

- …пойдёт поработает у доски, и под портретом каждого писателя поместит табличку с названием его произведения.

Индивидуальное задание – соединить автора и произведение.

Фронтально: игра с мячом

- Я называю произведение – а вы автора:

- «Подарки под подушкой»

- «Если был бы я девчонкой»

- «Тайное становится явным»

- «Всё в порядке»

- А теперь наоборот

- С. Маршак

- А. Барто

- И. Дик

Молодцы!

- Прочтите слова, помещённые на доске. Чтение про себя

- На какие группы их можно разделить?

- Назовите жанры.

Размещаю в два столбика на доске

- В чём отличие стихотворения от прозы?

- А повести от рассказа?

.пойдёт заполнит таблицу.

Индивидуальное задание – заполнить таблицу

рассказ

Повесть

   
   
   

- Назовите героев.

Кому из героев принадлежат слова:

(слайд 3)

«- Вылитый Кощей!»

«- Не пора ли вам вставать?»

- «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет», - говорил о маме С. Есенин. Мама – самый близкий и любимый человек на земле.

Какой предстаёт перед нами мама в стихотворении «Всё в порядке» Э. Успенского? С. 104

- Покажите именно такую маму. (Чтение по ролям)

- Всем бы такую понимающую маму!

Начало заполнения таблицы слайд 4

родители

дети

спокойные

уравновешенные

с чувством юмора

 
 

- А теперь поговорим о маме Дениски из рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

- Зачем она заставляла Дениску есть кашу?

- Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать её слова?

Проследим, как менялось настроение мамы.

Чтение отрывка (с.126-127)

По ходу чтения вспоминаем значения слова «интеллигентный», подбираем синоним к слову «клевещите», «язвительно».

- Хорошо ли Дениска знал свою маму? - Какие слова это доказывают?

- Почему мама «смотрела долго» на сына?

- Почему она не наказала Дениску?

родители

дети

спокойные

уравновешенные

с чувством юмора

умеют понять и простить

 
 

- Драгунский помог нам ответить на главный вопрос урока?

- Какая пословица подошла бы к рассказу?

(Работа в парах)

Сначала думай, а потом делай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Волков бояться, в лес не ходить.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Вы писали сочинение о своей семье и многие выбрали тему «Мама – мой самый лучший друг». Давайте послушаем проиллюстрированные отрывки из сочинений.

(Зачитывается 3-4 отрывка), в таблицу добавляются слова

родители

дети

спокойные

уравновешенные

с чувством юмора

умеют понять и простить

добрые

умные.

многое умеют

 
 

Физминутка

- А согласны, что мамы тоже очень нуждаются в нашем понимании, нежности, заботе?

Всегда ли мы это осознаём?

Работа со стихотворением А. Барто. (с. 111)

Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

- Вы догадались, кто это она?

- О какой теплоте говорит мама? Что можно предположить?

Дочь удивилась: - Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

-А дочка как поняла?

- Ты не поймёшь, ещё мала,-

Вздохнула мать устало.

- Почему мама так сказала? Что можно предположить? Обратите внимание: мать «вздохнула устало»

А дочь кричит: - Я поняла!-

И тащит одеяло.

- Мама о какой теплоте говорит?

- А дочка это понимает?

- Так грустно, что порой за суетой, повседневными делами, мы забываем поговорить по душам, поделиться переживаниями, сомнениями, болью или радостью…В каком произведении ребёнку так хочется, чтобы мама присела рядом и поговорила с ним перед сном?

- Кто хочет прочитать его наизусть? Как будете читать? (с.115)

Чтение наизусть

- Готовясь к уроку обобщения, мы всегда стараемся найти и прочитать и другие произведения по теме. Что ещё удалось прочесть о маме?

Зачитываются отзывы

Читается рассказ Энвер Мамедханлы «Ледяная статуя» Приложение №1, видео слайд 5

- Вот такая она, всепоглощающая любовь матери.

- Ну а кто же ещё самый близкий для многих из вас и родной? Конечно, папа!

Какие они, ваши папы?

(Зачитываются отрывки из сочинений, Приложение №2)

Дополняется таблица слайд 6

родители

Дети

спокойные

уравновешенные

с чувством юмора

умеют понять и простить

добрые

умные

многое умеют

ответственные

 
 

Кто нам подарил стихи о папе?

- Какие замечательные иллюстрации вы сделали к этому произведению! (Выставка рисунков)

- Какими эпитетами вы бы наградили этого папу?

родители

Дети

спокойные

уравновешенные

с чувством юмора

умеют понять и простить

добрые

умные

многое умеют

ответственные

весёлые

заботливые

 
 

- Встретился ли вам в прочитанных произведениях ещё понимающий папа?

- Рассказ «Девочка на шаре» - один из самых грустных и серьёзных рассказов В. Драгунского. Поразмышляем, почему, когда папа с Дениской шли из цирка, тот молчал и у него было грустное и серьёзное лицо.

- Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь с родителями? Послушайте стихотворение Э. Успенского.

Совместное чтение с учеником

Слайды 7,8,9,10,11.12,13,14,15,16,17

Речка, поле, чёрный лес.

Голубая даль небес…

Яхта, шхуны, океаны,

Извержения, вулканы.

Ах, северный полюс,

Ах, Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

- Пусть он дома посидит.

К нему врач сейчас придёт…

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки. слайд 18

- Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

- На что жалуется герой стихотворения?

- Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет? Наверняка он безумно мечтает стать взрослым, как…

Из рассказа...

Как художник передал мечты Дениски? Какой отрывок вам хотелось бы пересказать? (с.106-108)

Подробный пересказ отрывков.

- Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы, бабушки? А вы можете назвать какие-либо фразы, словечки, адресованные вам неоднократно вашими родителями?

- Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание и взрослых, и детей?

- По вашему мнению, быть взрослым – это значит командовать детьми и делать то, что хочется, или взрослая жизнь это что-то ещё?

- Очень хорошо об этом сказано у Алины в сочинении.

- А у вас должны быть какие-нибудь обязанности по дому? У всех, или только у девочек? А почему я так спросила? Кто из поэтов с юмором напоминает нам о том, что дети должны помогать родителям?

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

Выразительное чтение стихотворения (с. 105)

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ваши родители были счастливы?

Заполняется таблица слайд 19

родители

Дети

спокойные

уравновешенные

с чувством юмора

умеют понять и простить

добрые

умные

многое умеют

ответственные

весёлые

заботливые

хорошо учатся

послушные

здоровые

весёлые

заботливые

помогают родителям

 

- А хотите знать, что делает ваших родителей счастливыми?

(видео) слайд 20

- Мы сегодня с удовольствием вспомнили произведения Э. Успенского, А. Барто, В. Драгунского, Маршака, создали образ практически идеальной семьи, в которой родители , а дети….

- Какой самый главный урок вы вынесли из прочитанного? На каких чувствах строятся отношения в семье?

Завершается заполнение таблицы слайд 21

родители

Дети

спокойные

уравновешенные

с чувством юмора

умеют понять и простить

добрые

умные

многое умеют

ответственные

весёлые

заботливые

хорошо учатся

послушные

здоровые

весёлые

заботливые

помогают родителям

Любовь, взаимопонимание

- Обобщите всё сказанное на уроке пословицей.

Один человек работает у доски

Самопроверка по учебнику

Самооценка по алгоритму

- Ю. Коринец

- Э. Успенский

- В. Драгунский

- Э. Успенский

- «Хороший день»

- «Перед сном»

- «Красные яблоки»

- стихотворение, повесть, мама, папа, дети, сестрёнка, рассказ, братишка, близкие и родные

- Жанры, герои

- Стихотворение, повесть, рассказ

- У стихов есть ритм, рифма

- мама, папа, дети, сестрёнка, братишка, близкие и родные

Маме из рассказов В. Драгунского «…Бы», « Тайное становится явным»

Маме из стихотворения С. Маршака «Хороший день»

- Спокойная, уравновешенная, с чувством юмора

- Она заботилась о нём

- Очень обрадовалась.

- С радостью, гордостью

- Да.

- «…глаза у неё стали зелёные, как крыжовник. А уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась»

- Хотела понять, что испытывает Дениска.

- Наверное, она увидела, что Дениска всё понял, ему стыдно.

- Да

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Сначала думай, а потом делай.

Ладошку я мамину крепко держу,

Теплом и заботой её дорожу.

Любовь наших мам нам путь освещает,

По жизни идти всем помогает.

-Мама, потому что «сказала дочке», и заглавие «Разговор с дочкой»

- душевной

- Что маме холодно, она мёрзнет.

-Наверное, дочка и раньше была не очень внимательна к маме.

-О душевной: заботе, близости, участии.

- Похоже нет, раз несёт одеяло.

- Стихотворение А. Барто «Перед сном».

- С. Маршак

- Отзывчивый, весёлый, понимающий, щедрый.

- Да. В рассказе Драгунского «Девочка на шаре»

- Он понимал Дениску, что это очень грустно и больно, что он никогда не увидит эту девочку, он уважал чувства сына, не смеялся над ним, жалел его…

- Мальчик мечтает о путешествиях, подвигах, а мама от всего его оберегает. Мальчик жалуется на непонимание.

- Дениска

«…Бы»

- Он их часто слышит.

- Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу.

- Нет, это ещё работа, труд, чувство ответственности за детей, за семью.

- Чтобы мы хорошо учились, не болели, слушались их…

- Отношения в семье строятся на любви и взаимопонимании.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙΙ. Итог.

Какие умения мы развивали сегодня на уроке?

Используется памятка

слайд 22

- Как оцениваете свою работу? Урок был для ума или для сердца?

Оценивание

- Пройдут года, и вы тоже станете мамами и папами. Интересно, какими вы будете? Будете ли помнить свои детские переживания, мечты? Мне очень хочется, чтобы вы выросли настоящими людьми, и я верю в это. Любите своих близких так, чтобы эта любовь насытила ваши сердца и связала такими тесными узами, которых сильнее в мире нет!


 

Организовывать свои действия: - ставить перед собой цель;

- оценивать результат.

Работать с информацией:

- находить

- осмысливать

-использовать

Общаться:

- владеть устной и письменной речью;

- понимать других;

- договариваться, сотрудничать друг с другом.

Развивать качества своей личности:

- учиться оценивать свои и чужие поступки;

- выказывать своё отношение к героям;

- выражать свои эмоции.


 


 

Используемая литература

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение. Учебник 3 класс. Часть 2. «В одном счастливом детстве», Баласс 2013

Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М. А. Яковлева «Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Прекрасный урок, спасибо

5 February 2016

Интересный урок.

13 February 2016

Похожие публикации