Урок обобщения по литературному чтению в 3 классе к разделу «Мы с мамой и папой»
Название работы: «Урок обобщения по литературному чтению в 3 классе»
Автор: Старцева Надежда Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 9 г. Ртищево Саратовской области»
Литературное чтение, 3 класс, ОС «Школа 2100»
Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ
Тема: «Обобщение по разделу»
Цель: обобщить знания по разделу, подготовиться к проверочной работе.
Задачи:
- образовательная:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести по определённым признакам;
- развивающая:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с текстом, словарями;
- воспитательная:
• осознанное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному).
Оборудование Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. В одном счастливом детстве». Толковый словарь русского языка для школьников. Мультимедийный проектор, презентация, мяч, таблички с названием произведений, портреты писателей, выставка детских рисунков «Счастье – это когда тебя понимают».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формирование УУД, ТОУУ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний. |
Неразлучные друзья Есть на белом свете Неразлучные друзья – Взрослые и дети. - Почему именно этими словами из детской песни я начала урок? Как называется раздел учебника? (Слайд 2) - На какой вопрос мы искали ответ на протяжении нескольких уроков? (Слайд 2) - Давайте обобщим наши знания по разделу, может быть, даже получится создать «идеальный» образ детей и родителей. (идеальный – это какой?) работа с «Толковым словарём русского языка для школьников»
|
- Мы с мамой и папой - Какими должны быть отношения детей и родителей? Словарь - с. 127
|
Познавательные УУД 1. Подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Развитие умений. |
- Какие же произведения мы прочли? Кто их авторы? - …пойдёт поработает у доски, и под портретом каждого писателя поместит табличку с названием его произведения. Индивидуальное задание – соединить автора и произведение. Фронтально: игра с мячом - Я называю произведение – а вы автора: - «Подарки под подушкой» - «Если был бы я девчонкой» - «Тайное становится явным» - «Всё в порядке» - А теперь наоборот - С. Маршак - А. Барто - И. Дик Молодцы! - Прочтите слова, помещённые на доске. Чтение про себя - На какие группы их можно разделить? - Назовите жанры. Размещаю в два столбика на доске - В чём отличие стихотворения от прозы? - А повести от рассказа? ….пойдёт заполнит таблицу. Индивидуальное задание – заполнить таблицу
- Назовите героев. Кому из героев принадлежат слова: (слайд 3) «- Вылитый Кощей!» «- Не пора ли вам вставать?» - «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет», - говорил о маме С. Есенин. Мама – самый близкий и любимый человек на земле. – Какой предстаёт перед нами мама в стихотворении «Всё в порядке» Э. Успенского? С. 104 - Покажите именно такую маму. (Чтение по ролям) - Всем бы такую понимающую маму! Начало заполнения таблицы слайд 4
- А теперь поговорим о маме Дениски из рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» - Зачем она заставляла Дениску есть кашу? - Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать её слова? Проследим, как менялось настроение мамы. Чтение отрывка (с.126-127) По ходу чтения вспоминаем значения слова «интеллигентный», подбираем синоним к слову «клевещите», «язвительно». - Хорошо ли Дениска знал свою маму? - Какие слова это доказывают? - Почему мама «смотрела долго» на сына? - Почему она не наказала Дениску?
- Драгунский помог нам ответить на главный вопрос урока? - Какая пословица подошла бы к рассказу? (Работа в парах) Сначала думай, а потом делай. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Волков бояться, в лес не ходить. Нет милее дружка, чем родная матушка. Вся семья вместе, так и душа на месте. - Вы писали сочинение о своей семье и многие выбрали тему «Мама – мой самый лучший друг». Давайте послушаем проиллюстрированные отрывки из сочинений. (Зачитывается 3-4 отрывка), в таблицу добавляются слова
Физминутка - А согласны, что мамы тоже очень нуждаются в нашем понимании, нежности, заботе? Всегда ли мы это осознаём? Работа со стихотворением А. Барто. (с. 111) Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. - Вы догадались, кто это она? - О какой теплоте говорит мама? Что можно предположить? Дочь удивилась: - Мёрзнешь ты И в летние денёчки? -А дочка как поняла? - Ты не поймёшь, ещё мала,- Вздохнула мать устало. - Почему мама так сказала? Что можно предположить? Обратите внимание: мать «вздохнула устало» А дочь кричит: - Я поняла!- И тащит одеяло. - Мама о какой теплоте говорит? - А дочка это понимает? - Так грустно, что порой за суетой, повседневными делами, мы забываем поговорить по душам, поделиться переживаниями, сомнениями, болью или радостью…В каком произведении ребёнку так хочется, чтобы мама присела рядом и поговорила с ним перед сном? - Кто хочет прочитать его наизусть? Как будете читать? (с.115) Чтение наизусть - Готовясь к уроку обобщения, мы всегда стараемся найти и прочитать и другие произведения по теме. Что ещё удалось прочесть о маме? Зачитываются отзывы Читается рассказ Энвер Мамедханлы «Ледяная статуя» Приложение №1, видео слайд 5 - Вот такая она, всепоглощающая любовь матери. - Ну а кто же ещё самый близкий для многих из вас и родной? Конечно, папа! Какие они, ваши папы? (Зачитываются отрывки из сочинений, Приложение №2) Дополняется таблица слайд 6
Кто нам подарил стихи о папе? - Какие замечательные иллюстрации вы сделали к этому произведению! (Выставка рисунков) - Какими эпитетами вы бы наградили этого папу?
- Встретился ли вам в прочитанных произведениях ещё понимающий папа? - Рассказ «Девочка на шаре» - один из самых грустных и серьёзных рассказов В. Драгунского. Поразмышляем, почему, когда папа с Дениской шли из цирка, тот молчал и у него было грустное и серьёзное лицо. - Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь с родителями? Послушайте стихотворение Э. Успенского. Совместное чтение с учеником Слайды 7,8,9,10,11.12,13,14,15,16,17 Речка, поле, чёрный лес. Голубая даль небес… Яхта, шхуны, океаны, Извержения, вулканы. Ах, северный полюс, Ах, Южный. Он каждому мальчику нужный. Ну а мама говорит: - Пусть он дома посидит. К нему врач сейчас придёт… Он свалился с табуретки, Ему выпишут таблетки. слайд 18 - Со своей любимой мамой Я, боюсь, несчастный самый. - На что жалуется герой стихотворения? - Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет? Наверняка он безумно мечтает стать взрослым, как… Из рассказа... Как художник передал мечты Дениски? Какой отрывок вам хотелось бы пересказать? (с.106-108) Подробный пересказ отрывков. - Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы, бабушки? А вы можете назвать какие-либо фразы, словечки, адресованные вам неоднократно вашими родителями? - Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание и взрослых, и детей? - По вашему мнению, быть взрослым – это значит командовать детьми и делать то, что хочется, или взрослая жизнь это что-то ещё? - Очень хорошо об этом сказано у Алины в сочинении. - А у вас должны быть какие-нибудь обязанности по дому? У всех, или только у девочек? А почему я так спросила? Кто из поэтов с юмором напоминает нам о том, что дети должны помогать родителям? Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Выразительное чтение стихотворения (с. 105) - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ваши родители были счастливы? Заполняется таблица слайд 19
- А хотите знать, что делает ваших родителей счастливыми? (видео) слайд 20 - Мы сегодня с удовольствием вспомнили произведения Э. Успенского, А. Барто, В. Драгунского, Маршака, создали образ практически идеальной семьи, в которой родители , а дети…. - Какой самый главный урок вы вынесли из прочитанного? На каких чувствах строятся отношения в семье? Завершается заполнение таблицы слайд 21
- Обобщите всё сказанное на уроке пословицей. |
Один человек работает у доски Самопроверка по учебнику Самооценка по алгоритму - Ю. Коринец - Э. Успенский - В. Драгунский - Э. Успенский - «Хороший день» - «Перед сном» - «Красные яблоки» - стихотворение, повесть, мама, папа, дети, сестрёнка, рассказ, братишка, близкие и родные - Жанры, герои - Стихотворение, повесть, рассказ - У стихов есть ритм, рифма - мама, папа, дети, сестрёнка, братишка, близкие и родные Маме из рассказов В. Драгунского «…Бы», « Тайное становится явным» Маме из стихотворения С. Маршака «Хороший день» - Спокойная, уравновешенная, с чувством юмора - Она заботилась о нём - Очень обрадовалась. - С радостью, гордостью - Да. - «…глаза у неё стали зелёные, как крыжовник. А уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась» - Хотела понять, что испытывает Дениска. - Наверное, она увидела, что Дениска всё понял, ему стыдно. - Да - Нет милее дружка, чем родная матушка. - Сначала думай, а потом делай. Ладошку я мамину крепко держу, Теплом и заботой её дорожу. Любовь наших мам нам путь освещает, По жизни идти всем помогает. -Мама, потому что «сказала дочке», и заглавие «Разговор с дочкой» - душевной - Что маме холодно, она мёрзнет. -Наверное, дочка и раньше была не очень внимательна к маме. -О душевной: заботе, близости, участии. - Похоже нет, раз несёт одеяло. - Стихотворение А. Барто «Перед сном». - С. Маршак - Отзывчивый, весёлый, понимающий, щедрый. - Да. В рассказе Драгунского «Девочка на шаре» - Он понимал Дениску, что это очень грустно и больно, что он никогда не увидит эту девочку, он уважал чувства сына, не смеялся над ним, жалел его… - Мальчик мечтает о путешествиях, подвигах, а мама от всего его оберегает. Мальчик жалуется на непонимание. - Дениска «…Бы» - Он их часто слышит. - Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу. - Нет, это ещё работа, труд, чувство ответственности за детей, за семью. - Чтобы мы хорошо учились, не болели, слушались их… - Отношения в семье строятся на любви и взаимопонимании. Вся семья вместе, и душа на месте. |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Итог. |
– Какие умения мы развивали сегодня на уроке? Используется памятка слайд 22 - Как оцениваете свою работу? Урок был для ума или для сердца? Оценивание - Пройдут года, и вы тоже станете мамами и папами. Интересно, какими вы будете? Будете ли помнить свои детские переживания, мечты? Мне очень хочется, чтобы вы выросли настоящими людьми, и я верю в это. Любите своих близких так, чтобы эта любовь насытила ваши сердца и связала такими тесными узами, которых сильнее в мире нет!
|
● Организовывать свои действия: - ставить перед собой цель; - оценивать результат. ●Работать с информацией: - находить - осмысливать -использовать ● Общаться: - владеть устной и письменной речью; - понимать других; - договариваться, сотрудничать друг с другом. ●Развивать качества своей личности: - учиться оценивать свои и чужие поступки; - выказывать своё отношение к героям; - выражать свои эмоции.
|
|
Используемая литература
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение. Учебник 3 класс. Часть 2. «В одном счастливом детстве», Баласс 2013
Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М. А. Яковлева «Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя.
Анна Александровна Бодягина
Надежда