Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: Обобщение раздела «Люби живое. Про Мальку»

4
0
Материал опубликован 13 May 2022


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Тамерлана Кимовича Агузарова

с.Нижняя Саниба»

муниципального образования-Пригородный район РСО–Алания

______________________________________________________________________

t1652448307aa.gif

t1652448307ab.gif





t1652448307ac.gif

t1652448307ad.jpg

Учитель начальных классов : Кочиева Л.С.





2021 – 2022 уч. год







Вид урока: интегрированный урок литературного чтения, технологии, окружающего мира .



Цели урока:

Цели урока:

- закрепить умение работать с текстами и информацией: выразительно читать

тест, пересказывать близко к тексту и сжато, отвечать на вопросы;

- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать

творческие способности;

- прививать любовь к живым существам;

- воспитывать коллективизм и умение оценивать свою работу и

одноклассников.

Планируемые результаты:

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Планируемые результаты:

-личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских

писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание,

участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и

слышать друг друга;

-предметные: обобщить знания учащихся по изученной теме;

формировать познавательные способности детей, их интеллект, творческие

способности и кругозор; формировать ответственность перед товарищами,

умение прислушиваться к мнению окружающих.






Используемые средства обучения: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс, ноутбук, проектор, рисунки детей, картинки животных, проект, физминутка, музыка, отрывок передачи

« Вести», ролик « Мы и наши питомцы»,карточки, цветные квадраты со стороной 14 см, цветные карандаши.











Ход урока

Мотивационный этап.

Орган.

- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать это чувство. Я вижу, у вас поменялось настроение. Давайте поделимся этим с нашими гостями и займёмся нашим уроком.

- А урок я хочу начать со слов: « Чтоб человека в себе воспитать – надо много книг прочитать». Как же книги влияют на человека?

( Ответы детей)

Актуализация.

«Любить животных, и всё, что нас окружает». Вот о чём мы с вами поведём разговор на нашем сегодняшнем уроке. Ведь и раздел, который мы проходим по литературному чтению называется ? ( Ответы детей)

- Я предлагаю вам вспомнить произведения и авторов, которые нам знакомы по разделу.

- 1. …. И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны( Ответы детей)



2. … Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

( Ответы детей)



. Какая верная оказалась мамаша. Не каждая так может. ( Ответы детей)

-( О чём эти произведения?) ( Ответы детей)



_ А что нужно природе и животным от человека( Ответы детей)



II. Определение темы урока.

- Значит, о чём мы сегодня будем говорить? ( Ответы детей)



( Каким вы хотите видеть наш урок?) ( Ответы детей)



- А как мы сможем этого добиться?

( Ответы детей)

- Ребята, прослушайте отрывок песни, о ком эта песня( Ответы детей)



- А кто такая « мама» для вас? ( Ответы детей)



- Правильно, ребята. Мама есть нет только у человека, но и у животных, которые тоже способны любить своих детей, как люди.

Посмотрите на доску и помогите потерявшим детёнышам найти свою маму.

/ на доске картинки/

- Молодцы, ребята. Мы как уже сказали, животные способны очень сильно любить своих детёнышей . В этом мы с вами убедились изучив рассказы

( Ответы детей)

Работа над содержанием текста

/Работа с учебником. Работа в группах, в паре./

- Чему мы научились, изучив эти произведения?

1. Правильно и выразительно читать.

2.Составлять план пересказа произведения и определять главную мысль.

3.Уметь задавать вопросы и отвечать на них./

- Правильно. Вот мы и проверим. Мы с вами разделимся на 2 группы. А вы будете выполнять парную работу .

/ карточки/

1 группа

Найдите отрывок о том, что произошло у Лидии?



Найдите и зачитайте момент, где говорится о происшествии на реке?



3.Объясните значение слов: лава, верша, плёсо.







Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой.

Верша – это рыболовная снасть.

Плёсо - широкое водное пространство между островами, изгибами реки.





2 группа

Составить план пересказа произведения и определить главную мысль.

1._____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

4. _____________________________________________________

5. _____________________________________________________

Негодование Лидии.

Пропажа щенков.

Встреча с Малькой на реке.

Спасение.

Материнская верность.

Главная мысль рассказа – это великая материнская любовь , материнский инстинкт. Малька знает, что может утонуть, но она всё равно идёт кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.

- А вы, мои дорогие, придумайте по два вопроса для обеих групп.

ВОПРОСЫ:

Кто написал рассказы про Мальку?

Как бы вы озаглавили эти рассказы?

Куда делись щенята Мальки?

Как выглядела Малька? Ответы должны быть только прилагательными.

- Ребята, ответить на вопросы вам помогут ваши рисунки, которые вы сделали дома. Каждый нарисовал Мальку , представив её в рисунке .

/ рисунки на доске/

( Ответы детей)



- Молодцы, ребята. Справились с заданиями. Хвалю!



ФИЗМИНУТКА /« Хонга»/



VII. Итог урока. Рефлексия

_- О творчестве какого писателя сегодня мы с вами поговорили?

- Как называется рассказ Белова?

- Понравился ли он вам? Чем?

- Хотели бы вы иметь такую же собаку?

-– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

VIII. Домашнее задание

- Написать письмо Мальке. В письме можете рассказать о своей собаке, поделится секретами дружбы , написать о своих чувствах к ней.

- Ребята, а поднимите руки те, у которых дома есть собака.

/ стих/

У меня живёт собака

Милый маленький щенок.

Улыбака и кусака,

И пушистенький комок.

Много с ним вопросов разных:

И прогулка, и еда-

Но зато чудесный праздник

Он приносит нам всегда!

Я люблю его, ребята,

И хочу вам дать совет:

Если в доме есть собака,

Вы – счастливый человек!





Издавна собака считалась другом человека. Нас очень заинтересовала эта тема, и мы с вами решили узнать историю про собак.

Работали мы все вместе и подготовили проект, который называется

« Собака – друг человека» / слайд 1/



/ Защита проекта/



Собака - друг человека. Конечно, с этим известным фактом нельзя спорить. Роль собак трудно переоценить в современном мире. Изучив произведения Белова - мы решили побольше узнать о них.

Актуальность: Ответственное отношение к тем, кого приручили. / слайд 2/

Проблема: Как появилась собака в жизни человека/ слайд 3/

Гипотеза: Мы предположили, что жестокость к животным неизбежно переходит в жестокость к людям, порождает бессердечие и грубость, что недопустимо в нашем обществе/ слайд 4/

Цели исследования : / слайд 5/

Узнать, зачем в нашей жизни нужны собаки.

Узнать побольше интересного о жизни собак

Знакомится с породами собак

Какие профессии людей связаны с собаками.

Провести анкетирование среди учеников начальных классов в нашей школе.

Задачи: / слайд 6/

- провести анкетирование учащихся;

- изучить дополнительную литературу о собаках;

- изготовление компьютерной презентации «Собака- друг человека»

В нашей анкете были такие вопросы: / слайд 7/

1. Ты любишь собак?

2. Есть ли у тебя собака?

3. Собака – это друг человека?

4. Собака – это сторож дома?

5. Собака – это игрушка для детей?

Результаты анкеты: / слайд 8/

Опрошено 24 ученика.
Любят собак – 22 человека.

У 14 из них есть дома или во дворе собака.

Все ребята считают собак друзьями человека и охранниками дома

2.Основная часть

 2.1 Происхождение и история одомашнивания собак

Собака домашняя – млекопитающее из семейства волчьих (псовых).

Первых собак приручили 10 – 15 тысяч лет назад. / слайды 9-10/

Собака произошла от волка. Человек одомашнил собаку очень давно. Сейчас в мире существует около 400 пород собак.

Наука о собаках называется кинология. А человек, который дрессирует собаку, кинолог.

2.2. Собака на службе у человека.


Роль собак в жизни человека / слайды 11-13/

Собаки бывают: военные, полицейские, служебные, ездовые собаки, собаки - поводыри

В 20 веке собаки используются таможенниками, их обучают быть поводырями слепых, помогать инвалидам. / слайд 14/

На Севере незаменимы собачьи упряжки. Собака – это не только средство передвижения, но и верный, преданный друг. / слайд 15/

Собак – поводырей слепых, впервые начали обучать в Англии. Собака – проводник помогает слепому избежать опасности на улице. Это самая сложная дрессировка собак. / слайд 16/

Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке.

Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал.

Этот памятник стоит в Москве. Именно Лайка вошла в историю, как

первый земной обитатель, поднявшийся в космос. / слайд 17/

Есть памятник собаке Хатико в Японии.

Памятник собаке-проводнику слепых в Берлине


Разнообразие пород/ слайд 18/

Все современные породы собак подразделяются на: охотничьих, служебных и декоративных. А именно:……

Каждый из нас выбрал ту породу, которая ему больше нравится. ( Ответы детей)


К сожалению, есть люди, которые отказываются от своих собак .

27 декабря 2018 года принят закон о защите животных. В нём говорится, что люди должны ответственно относиться к животным. Не быть жестокими, заботиться и любить их.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"/ слайд 19/ / на доске/


По всему миру открываются приюты для животных. Такой приют есть и у нас во Владикавказе. / фильм « Открытие приюта»/

Заключение. / слайд 20/

Собака — верный друг человека, который не посмеётся и не предаст, поможет во всем, где может, поймет его настроение и попытается улучшить, несмотря на то, что он имеет четыре лапы и хвост и не умеет говорить. А взаимопонимание без слов еще более ценное. Поэтому стоит быть благодарным нашим любимцам за их преданность и отвечать им тем же самым. Плохих пород среди собак нет, ведь любая собака, в том числе даже самая простая дворняга, достойна любви или хотя бы сочувствия.  

Самое главное помнить слова Антуана де-Сент Экзюпери- великого французского писателя - лётчика:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Спасибо за внимание.



VIII Технология

- Ребята, вы проделали хорошую проектную работу. И сегодня я предлагаю на нашем уроке сделать собачку в технике оригами. / слайд 21/

- Что такое оригами? ( Ответы детей)



/ слайд22/

Приготовить два одинаковых квадрата со стороной 14 см/ слайды 23-34/

Сложить по диагонали.

Два внешних уголка сложить к центру. Получатся ушки собачки

Нижний уголок загнуть назад

Для туловища возьмем второй квадрат. Также сложим

по диагонали, чтобы наметить середину фигуры.

С изнаночной стороны, к намеченной линии, сгибаем уголки

Нижний уголок поднять вверх и согнуть.

Повернуть фигуру.

Соединить две основные детали.

Оформить мордочку.

-У вас есть всё необходимое на партах. Начинаем работать.

Своей собачке можете дать кличку. /музыка/

- Вы, ребята, очень хорошо поработали сегодня . Молодцы! Давайте мы подарим наши работы гостям и пожелаем им здоровья, мира и успехов . Пусть наши любимые звери приносят нам радость, покой, нежность и доброту.

Спасибо за урок.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.