12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Беляева Ирина Владимировна3531 Мое профессиональное кредо:
«Это невозможно!» - сказала Причина,
«Это безрассудство!» - отметил Опыт,
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость,
«Попробуй!» - шепнула Мечта.
«Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки» Россия, Приморский край, с. Кремово Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок обучения грамоте по теме «Мягкий и твёрдый разделительные знаки»
Урок 84 (с. 74 - 75)
Тема | Мягкий и твёрдый разделительные знаки |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с мягким и твердым разделительными знаками, развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Читают слова с разделительным мягким знаком, объясняют, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и; устанавливают различия между разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости; производят фонетический анализ слова с опорой на схему; определяют роль новой буквы – разделительного твердого знака (ъ); читают стихотворные тексты; выполняют задания к стихотворным текстам; отвечают на вопросы по содержанию текста; пересказывают текст |
Личностные результаты | Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буквы ь, ъ не обозначают никакого звука; разделительные мягкий и твердый знаки; слого-звуковой анализ слова; стихотворения, пословицы |
Образовательные ресурсы | Нитки, шнурок. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчи-вость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||||||
II. Речевая разминка | Фронтальная. Словесный. Звуковая игра, беседа | – Как гудит сильный ветер? – Как шумят деревья? – Как фыркает ежик? – Как рычит собака? – Что мы сейчас произносили? | Произносят звуки. Отвечают на вопросы. – Звуки | Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки | Фронтальный. Устные ответы | ||||||
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Мы знакомы с ь, обозначающим мягкость согласных. Сегодня познакомимся с буквой ь как разделительным знаком | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. | – Что изображено на картинке? – Выполните слого-звуковой анализ слова листья. | Рассматривают предметную картинку с изображением листьев и схему – модель | Производят фонетический анализ слова листья с опорой на схему. | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова | ||||||
1. Слого-звуковой анализ слова | Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя | – В последнем слоге слова лис-тья согласный звук [т’] примыкает к слиянию [j’а]. Но буква й после согласных не пишется. Чтобы произнести слияние как [j’а], между согласной буквой и буквой я ставится особый знак – разделительный. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак | слова. Выполняют слого-звуковой анализ слова листья | Устанавливают, что в последнем слоге после мягкого согласного [т’] слышится слияние [j’а]. Обсуждают проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] – [т’j’а]? | |||||||
2. Чтение слов с разделительными буквами ь и ъ (учебник, | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, объяснение учителя | – Прочитайте слова. – Определите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак? – В качестве разделительного знака используется еще одна буква ъ, она называется разделительный твердый знак . На месте гласных букв после буквы ъ также при чтении должны отчетливо слышаться слияния | Читают слова. – Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. – Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я | Читают слова с разделительным мягким знаком, объясняют, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Читают слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, устанавливают различия | Фронтальный. Чтение, устные ответы | ||||||
3. Знакомство с буквами ь и ъ. Чтение стихотворений | Фронтальная. Словесный. Чтение | – Прочитайте стихотворения про буквы ь и ъ. На что похожи эти буквы? – Выложите буквы из нитки или шнурка | Находят буквы ь и ъ на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из нитки или шнурка выкладывают буквы | Находят буквы ь и ъ | Фронтальный. Устные ответы, моделирование | ||||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений | |||||||
4. Работа с иллюстрацией и стихотворением (учебник, с. 74) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Рассмотрите иллюстрацию | Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы. Читают | Для ответов на вопросы привлекают известную информацию, составляют рассказ по картинке | Фронтальный. Чтение, устные ответы | ||||||
5. Работа с пословицами (учебник, с. 74) | Групповая. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте пословицы. Почему так говорят? | Читают. Отвечают | Высказывают свое мнение. Умеют работать в группе | Групповой. Чтение, устные ответы | ||||||
V. Закрепление знаний и способов действий Прочитай слова | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Докажите, что в некоторых словах разделительный мягкий знак необходим | Читают. Выполняют задание | Применяют знания о разделительном мягком знаке для выполнения задания | Фронтальный. Устные ответы, упражнение | ||||||
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |