Урок обучения грамоте по теме «Мягкий и твёрдый разделительные знаки» (1 класс)
Урок 84 (с. 74 - 75)
Тема |
Мягкий и твёрдый разделительные знаки |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с мягким и твердым разделительными знаками, развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Читают слова с разделительным мягким знаком, объясняют, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и; устанавливают различия между разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости; производят фонетический анализ слова с опорой на схему; определяют роль новой буквы – разделительного твердого знака (ъ); читают стихотворные тексты; выполняют задания к стихотворным текстам; отвечают на вопросы по содержанию текста; пересказывают текст |
Личностные результаты |
Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Буквы ь, ъ не обозначают никакого звука; разделительные мягкий и твердый знаки; слого-звуковой анализ слова; стихотворения, пословицы |
Образовательные ресурсы |
Нитки, шнурок. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчи-вость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
||||||
II. Речевая разминка |
Фронтальная. Словесный. Звуковая игра, беседа |
– Как гудит сильный ветер? – Как шумят деревья? – Как фыркает ежик? – Как рычит собака? – Что мы сейчас произносили? |
Произносят звуки. Отвечают на вопросы. – Звуки |
Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки |
Фронтальный. Устные ответы |
||||||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Мы знакомы с ь, обозначающим мягкость согласных. Сегодня познакомимся с буквой ь как разделительным знаком |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
||||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. |
– Что изображено на картинке? – Выполните слого-звуковой анализ слова листья. |
Рассматривают предметную картинку с изображением листьев и схему – модель |
Производят фонетический анализ слова листья с опорой на схему. |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
||||||
1. Слого-звуковой анализ слова |
Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя |
– В последнем слоге слова лис-тья согласный звук [т’] примыкает к слиянию [j’а]. Но буква й после согласных не пишется. Чтобы произнести слияние как [j’а], между согласной буквой и буквой я ставится особый знак – разделительный. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак |
слова. Выполняют слого-звуковой анализ слова листья |
Устанавливают, что в последнем слоге после мягкого согласного [т’] слышится слияние [j’а]. Обсуждают проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] – [т’j’а]? |
|||||||
2. Чтение слов с разделительными буквами ь и ъ (учебник, |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, объяснение учителя |
– Прочитайте слова. – Определите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак? – В качестве разделительного знака используется еще одна буква ъ, она называется разделительный твердый знак . На месте гласных букв после буквы ъ также при чтении должны отчетливо слышаться слияния |
Читают слова. – Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. – Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я |
Читают слова с разделительным мягким знаком, объясняют, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Читают слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, устанавливают различия |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
||||||
3. Знакомство с буквами ь и ъ. Чтение стихотворений |
Фронтальная. Словесный. Чтение |
– Прочитайте стихотворения про буквы ь и ъ. На что похожи эти буквы? – Выложите буквы из нитки или шнурка |
Находят буквы ь и ъ на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из нитки или шнурка выкладывают буквы |
Находят буквы ь и ъ |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
||||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|||||||
4. Работа с иллюстрацией и стихотворением (учебник, с. 74) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Рассмотрите иллюстрацию |
Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы. Читают |
Для ответов на вопросы привлекают известную информацию, составляют рассказ по картинке |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
||||||
5. Работа с пословицами (учебник, с. 74) |
Групповая. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте пословицы. Почему так говорят? |
Читают. Отвечают |
Высказывают свое мнение. Умеют работать в группе |
Групповой. Чтение, устные ответы |
||||||
V. Закрепление знаний и способов действий Прочитай слова |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Докажите, что в некоторых словах разделительный мягкий знак необходим |
Читают. Выполняют задание |
Применяют знания о разделительном мягком знаке для выполнения задания |
Фронтальный. Устные ответы, упражнение |
||||||
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |