Основные этапы организации учебной деятельности
|
Содержание педагогического взаимодействия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные учебные действия (комментарии)
|
I. Мотивационный настрой
УУД-коммуникативные: (умение организоваь своё рабочее место)
|
-Какое сегодня у вас настроение?
-Вдохните глубоко, задуйте свечу!
-Пожелайте друг другу удачи.
Запишем число, кто дети сегодня доволен своей оценкой, почему?
Поблагодарите детей за их старание.
-Прочтите слова, записанные на доске:
Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, скажи-ка, а?
Что общего в записанных словах?
Назовите тему урока.
|
Эмоциональный отклик Определение темы и содержания урока.
|
коммуникативные: (умение организоваь своё рабочее место)
|
II. Актуализация опыта учащихся
|
–Действительно мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.
- -Какие цели вы поставите перед собой?
Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем мы урок с истории.
Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита. В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.
|
Дают предположения значению слов
Работа с доп. информацией
|
Познавательные: учится самостоятельно находить образные выражения, характеризующие родной язык
Регулятивные (умение ставить перед собой цели)
|
III. Изучение нового материала
Физминутка
|
Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье) Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)
Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)
Итак, когда пишется разделительный ь?
|
Работа по заданию
В паре составьте алгоритм своих действий, вырабатывают закономерность написания разделительного ь
Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.
(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)
|
Познавательные:
Находить слова, помогающие представить родной язык
|
IV. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности
|
-Запишите слова, вставляя разделительный ь:
ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)
– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуй сформулировать правило
|
Работа в паре
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.
|
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
|
V. Контроль и самоанализ Физминутка
|
-Из слов составь предложение:
ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В
Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.
– Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье)
– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)
- Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Слон и Леопард очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давай им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)
|
С\Р
|
|
VI. Подведение итогов
|
Достигли вы поставленной цели? Что нового узнали? Чему научились?
Д/З:
|
|
Коммуникативные
|
VII .Рефлексия
|
Работая в паре, оцените свою работу на уроке
|
Работа в паре
|
|