12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена1372
Прекрасного настроения всегда не хватает, если сам об этом не позаботишься!!!Всем позитива!!!
Россия, Алтайский край, Рубцовск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

16.10. 2017г. Тема: Разделительный мягкий знак (ь).Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

Цель: создание условий для формирования мотива и совершенствования начальных умений и навыков учебной деятельности

Задачи:

образовательная : закрепить знания о частях речи; учить определять корень в словах, находить чередующиеся гласные, дать общее понятие о разделительный мягкий знак (ь).Правописании слов с разделительным мягким знаком (ь).;

развивающая: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи

воспитательная: воспитание интереса к родному языку; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Тип урока: повторения и закрепления знаний

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (комментарии)

I. Мотивационный настрой

УУД-коммуникативные: (умение организоваь своё рабочее место)

-Какое сегодня у вас настроение?

-Вдохните глубоко, задуйте свечу!

-Пожелайте друг другу удачи.

Запишем число, кто дети сегодня доволен своей оценкой, почему?

Поблагодарите детей за их старание.

-Прочтите слова, записанные на доске:

Слова собрала я здесь не зря:
Дере
вья, листья и скамья,
Коло
сья, братья и семья
Что в них за правило,
скажи-ка, а?

Что общего в записанных словах?

Назовите тему урока.

Эмоциональный отклик Определение темы и содержания урока.

коммуникативные: (умение организоваь своё рабочее место)

II. Актуализация опыта учащихся

Действительно мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.

- -Какие цели вы поставите перед собой?

Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем мы урок с истории.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита. В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.

Дают предположения значению слов

Работа с доп. информацией

Познавательные: учится самостоятельно находить образные выражения, характеризующие родной язык

Регулятивные (умение ставить перед собой цели)

III. Изучение нового материала

Физминутка

Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье) Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)

Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)

Итак, когда пишется разделительный ь?

Работа по заданию

В паре составьте алгоритм своих действий, вырабатывают закономерность написания разделительного ь

Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков

Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.

(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)

Познавательные:

Находить слова, помогающие представить родной язык

IV. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности

-Запишите слова, вставляя разделительный ь:

ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ

Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

А теперь попробуй сформулировать правило

Работа в паре

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

V. Контроль и самоанализ Физминутка

-Из слов составь предложение:

ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В

Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.

Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье)

Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)

- Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Слон и Леопард очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давай им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

С\Р

 

VI. Подведение итогов

Достигли вы поставленной цели? Что нового узнали? Чему научились?

Д/З:

 

Коммуникативные

VII .Рефлексия

Работая в паре, оцените свою работу на уроке

Работа в паре

 
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.