Урок ОБЖ в 7 классе «Защита от чрезвычайных ситуаций. Действия по сигналам гражданской обороны»
Пояснительная записка к презентации
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
" Вечерняя средняя школа"г. Омутнинска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по ОБЖ
«Защита от чрезвычайных ситуаций.
Действия по сигналам гражданской обороны»
Сенатская Галина Михайловна, учитель высшей категории |
п. Котчиха - 2017
Тема урока «Защита населения от ЧС. Действия по сигналам ГО»
Дидактическая цель урока:создать условия для знакомства с блоком новой учебной информации и отработки умений по применению полученных знаний
Цели по содержанию урока:
образовательная:
на основе имеющихся знаний о видах ЧС, познакомить обучающихся с мероприятиями по защите населения от ЧС и действиями населения по сигналам ГО
развивающая:
развивать интеллектуальную (внимание, память, мышление) и мотивационную (формировать положительное отношение к учебе) сферы обучающихся
воспитательная:
формировать у обучающихся психологическую готовность к действиям в условиях чрезвычайной ситуации и
навыки безопасного поведения в случае угрозы и возникновения ЧС по сигналам ГО
Планируемые результаты:
предметные (знания, умения, представления):
- давать определения понятий;
- различать виды чрезвычайных ситуаций и индивидуальные средства защиты населения;
- называть службы, организующие защиту населения от ЧС;
- приводить примеры форм защиты населения при ЧС;
- выделять последовательность действий по сигналам ГО;
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
- познавательные:
- работать с различными источниками информации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- структурировать учебный материал;
- регулятивные:
- определять цель урока;
- организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму;
- представлять результаты работы;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
- делать выводы о качестве проделанной работы;
- осуществлять рефлексию своей работы;
- коммуникативные:
- слушать учителя и одноклассников;
- воспринимать информацию на слух;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- выражать свои мысли согласно задачам коммуникации;
личностные (личностные УУД):
- понимание значимости правильного поведения по сигналам ГО во время ЧС;
- формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ.
Методы обучения:
по источнику получения знаний (В.А. Сластёнин): словесный и наглядный методы
по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
мультимедиа проектор, экран,
авторская презентация
- Сенатская Г.М. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPT / 6.04 Мбвидеофильм «Защита населения» - 15 минут:
ХОД УРОКА:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оргмомент |
Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку |
Настраиваются на работу на уроке. |
Актуализация знаний |
Предлагает вспомнить, что изучалось на прошлом уроке и организует повторение пройденного материала: - задает вопросы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 3 и 4) - предлагает выполнить задание «Составь пары» по теме «ЧС, их виды, ИСЗ» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 5) - повторение по плакату «ЧС» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 6) |
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание «Составь пары» и его самопроверку, повторяют виды ЧС по плакату |
Мотивация и целеполагание |
Сообщает тему урока. Помогает ученикам сформулировать цель (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 8) |
С помощью учителя формулируют цель урока |
Первичное усвоение знаний |
Настраивает учеников на просмотр видеофильма «Защита населения», объясняет задание, которое обучающимся предстоит выполнить во время просмотра - «Колесо знаний (понятийное колесо)» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 10) Свое название приём «Колесо знаний» получил из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (название видеофильма), а вокруг него, соединенные лучами слова (словосочетания), которые обучающиеся смогут написать по ходу фильма. Организует беседу о службах, которые защищают людей (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 11) Рассказывает о способах оповещения населения при ЧС, о действиях обучающихся по сигналам ГО, способах эвакуации населения (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 12,13,14, 15) |
Смотрят видеофильм «Защита населения» и выполняют задание «Колесо знаний», затем обсуждают результаты выполнения задания в парах (желающие получить оценку – сдают «Колесо знаний» учителю) Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя |
Первичное закрепление |
Организует работу в парах - по выполнению задания с раздаточным материалом «Как нужно действовать по сигналам оповещения?» (раздаточный материал - см. ПРИЛОЖЕНИЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 17 и 18) - по подготовке памятки «Действия населения по сигналам ГО» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 19) |
Работают в парах с раздаточным материалом и выполняют самопроверку по слайду презентации № 18. Готовят памятку «Действия населения по сигналам ГО» и сдают на проверку учителю. |
Домашнее задание |
Задает Д.З. – по желанию: составить синквейн по теме урока и объясняет, что это такое и как сделать: «Синквейн» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Развивает: внимание учащихся к слову, умение бережно им пользоваться; образное мышление; творческую индивидуальность. Побуждает: анализировать свои ощущения; вникать в смысл произносимых слов. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы: - В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна. - Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. - В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна. - В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой. - Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 21) |
Слушают объяснение учителя и желающие записывают Д.З. |
Рефлексия |
Помогает ученикам провести рефлексию (по Т.И. Шамовой): «Я»: - с каким настроением работал? - доволен ли собой? «Мы»: - комфортно ли работалось в парах? - я помогал однокласснику – он помогал мне (чего было больше? почему?) - какие были затруднения в работе в паре? «Дело»: - достигли ли мы цели урока? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 23) Подводя итог урока, предлагает представить, что в руках у обучающихся кейс, или портфель, который называется «Защита населения от ЧС. Действия по сигналам ГО» и задаёт вопрос: «Скажите, какие знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, вы бы в него положили?» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 24) Благодарит учеников за урок. |
Отвечают на вопросы учителя Соотносят цель урока с его результатом и оценивают себя в процессе деятельности По цепочке отвечают на вопрос учителя |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал к этапу урока «Первичное закрепление»-
(к тренировочному заданию «Действия по сигналам оповещения ГО»)
Ватолина Светлана Анатольевна