Урок ОБЖ в 7 классе на тему «Защита населения от цунами»
Тема: « Защита населения от цунами».
Разработала
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «Гимназия № 24»
Медведева И.В.
Цели:
- актуализировать знания о цунами
- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами
- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.
Задачи:
- научить действиям при угрозе и во время цунами
- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.
- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели
Тип урока: интегрированный, обобщение и систематизация знаний.
Технологии: развивающего обучения, информационные.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация «Power point», «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.
Методы и приёмы обучения: проблемные, объяснительно-иллюстрационные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока.
I . Организация начала занятия.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть – тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)
II . Проверка выполнения домашнего задания.
Дидактическая задача: установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.
III. Подготовка к основному этапу занятий.
Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.
Учитель ОБЖ: Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.
Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».
Цель урока:
Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.
План урока:
1.Как подготовиться к цунами
2.Правила поведения во время цунами
3.Правила поведения после цунами
4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.
Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.
Вопросы для повторения пройденного материала:
1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).
2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).
3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).
4. Длина волны - ? (150-300 км).
5. Скорость распространения - ? ( от 50 до 100 км/ч)
6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).
7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).
8. Классификация цунами по интенсивности? ( очень слабые – I балл, слабые – II балла, средние – III балла, сильные – IV балла, очень сильные – V баллов, катастрофические - VI баллов).
9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).
10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)
Учитель ОБЖ:
Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.
Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.
Идёт она издалека,
Вздымаясь кверху и бушуя.
Что принесёт эта волна,
Когда придёт на берега?
Удар, и крики,
И мольба –
Постой! Куда несёшься?
И кто послал тебя такой –
Неукротимой и жестокой.
Едва ушла -
И вновь вернулась,
И разрушения опять,
И долго будут потом люди
Всё восстанавливать опять.
В тебе есть сила,
Мощь, спонтанность…
И что здесь делать?
А ответ простой –
Ты предскажи её пораньше,
Спасёшь ты снова род людской.
А если вдруг волна внезапна,
То уберечься можно в ней – Ты соблюдай всё то, что надо –
Спасёшься сам, спасёшь друзей.
Учитель ОБЖ:
Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства – и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением – цунами.
1V. Основной этап.
Дидактическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально – проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.
Учитель ОБЖ:
Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.
I группа:
Правила: «Как подготовиться к цунами?»
1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)
2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.
3. Наиболее опасные места во время цунами – это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.
4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.
5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.
II группа:
Правила: «Как же вести себя во время цунами?
1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.
2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.
3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.
4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.
5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.
6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.
III группа:
Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?
1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.
2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.
IV группа:
Правила: «Что нужно делать после цунами?»
1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.
2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.
3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.
Учитель ОБЖ:
Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.
Заблаговременные меры по защите от цунами:
1. Создание системы наблюдения и прогнозирования
2. Запрещение нового строительства в опасных районах
3. Перенос объектов экономики в безопасные места
4. Строительство волнорезов и дамб
5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации
6. Подготовка населения к действиям
7. Посадка деревьев.
Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).
Учитель ОБЖ:
Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:
1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)
2. Аляска (1957, 1958, 1964)
3. Чили – 22 мая 1960. (2230 чел.)
4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)
5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна – Сомали 26.12.2004)
6. Соломоновы острова – 02.04.2007
Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.
Проведение физкультминутки.
Учитель химии:
Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.
Ученик 1:
Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок – резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.
Ученик 2: (опыт)
Налить в стакан воду и оставить на несколько часов – не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии:
Как можно обезвредить в домашних условиях воду?
Ученик 3: (опыт)
Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.
Ученик 4:
Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.
Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде – за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.
Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой – яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.
Ученик 5:
Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.
Ученик 6: (опыт)
Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить – это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).
Учитель химии:
Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.
Учитель ОБЖ:
Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте – мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда – это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.
Ученик 7:
Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.
Ученик 8: (опыт)
Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.
Ученик 9:
Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.
Ученик 10: (опыт)
Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль – одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.
Учитель химии:
Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.
Ученик 11:
Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.
IV. Закрепление знаний.
Учитель ОБЖ:
А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.
Вопросы для само- и взаимоконтроля:
Часть А: вопросы содержат один вариант ответа
1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:
А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров
Б) места, удаленные от берега на 2-3 км
В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров
Г) углы, образованные капитальными стенами
2. Чего нельзя делать при угрозе цунами
А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров
Б) удаляться от берега на 2-3 км
В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен
Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно
Часть Б: расположить варианты ответов в порядке Ваших действий
3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:
А) сбросьте одежду и обувь
Б) наберите в грудь как можно больше воздуха
В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место
Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками
Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами
4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:
А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт
Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.
В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак
Г) отключите воду, газ, электричество
Учитель ОБЖ:
Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.
Правильные ответы:
1. в (1 балл)
2. г (1 балл)
3. б, г, а, д, в (2 балла)
4. г, в, б, а (2 балла)
Критерии оценивания:
5-6 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».
V. Домашнее задание
В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений
1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)
2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».
VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.
Учитель ОБЖ:
Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий ( проводим смену групп и меняем задание).
Вывод:
Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»
И помните:
Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература.
1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель – АСТ, 2003
2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. – 350 с.
3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. – 286 с.
4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. – 248 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. – 224 с.