Урок ОБЖ в 7 классе «Природные пожары и защита от них»
Пояснительная записка к презентации
Природные пожары и защита от них
Терюкова Юлия Владимировна, учитель ОБЖ МОУ СШ №3, г. Тутаев
Из одного дерева можно
сделать миллион спичек,
а из одной спички можно
сжечь миллион деревьев
Русская пословица
Участники: учащиеся 7 класса
Время: 45 мин.
Оснащение: карточки с заданиями, компьютер, проектор, схемы для групповой работы, маркеры, тестовые задания, бланки для ответов к тестовым заданиям
Цель урока:
Углубление и расширение знаний по теме “Природные пожары”;
Формирование умения действовать согласно правилам во время нахождения в зоне лесного пожара и его тушения.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Сформулировать тему урока |
Готовит карточки с текстом для каждого ученика |
Читают текст (Приложение№1), и формулируют тему урока |
Сформулировать цель урока |
Формулирует цель урока, мотивирует: Как вы думаете: так уж ли необходимо изучение данной темы? Попробуйте за 1 минуту убедить своих одноклассников в том, что изучение темы “Природные пожары” просто необходимо. |
Стараются ответить на поставленный вопрос Зная причины возникновения, сможем предупредить его. Зная, как он опасен, мы будем сами осторожны. Если вдруг попадём в зону природного пожара, не растеряемся и будем знать, как действовать. Сбережём свою и чужую жизнь |
Объяснить новую тему |
Предлагает прослушать музыкальный фрагмент (Геннадий Трофимов «Лесные пожары») и определить какая музыка, какие чувства возникли при прослушивании |
Отвечают на вопросы учителя • Какая музыка: весёлая или тревожная? – Музыка тревожная.
• Какие чувства и эмоции возникли при прослушивании и просмотре фрагмента? – При прослушивании у меня возникли чувство тревоги за лес, за человека. |
Предлагает вспомнить определение «Пожар» Давайте разберёмся, в чём именно опасность природного пожара, более конкретно рассмотрим это понятие. Из курса 5-6 класса вспомните, пожалуйста, что такое пожар |
Отвечают на вопрос Пожар – это неконтролируемое горение |
|
Предлагает сформулировать определение «Природный пожар». Природный пожар - это неконтролируемое стихийно распространяющееся горение растительности или торфяника. |
Формулируют определение Записывают определение в тетради |
|
Различают следующие виды природных пожаров: Лесной, Степной (полевой), Торфяной Давайте подумаем, чем же они различаются |
||
Прослушав музыкальный фрагмент, вы уже услышали об одном из видов природных пожаров: лесном. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Посмотрите как выглядит лесной пожар Неконтролируемое горение растительности может стихийно распространяться в степи (поле). Такое горение называется степным (полевым) пожаром. Неконтролируемое горение растительности, возникшее на торфянистых почвах – торфяной пожар. |
Записывают определение и на слайдах смотрят фотографии с изучаемыми видами пожаров |
|
Торфяной пожар самый коварный. Почему? Торф формируется из перегноя – разлагающихся растений, животных и насекомых – в болотистых местах. Толщина торфяного слоя может достигать 10–15 метров. В его состав входит кислород и углерод. Кислород позволяет гореть (тлеть) торфу без доступа воздуха В результате засухи или рукотворного осушения торф может оказаться на поверхности и вступить в контакт с воздухом В таком случае торф может начать самопроизвольно тлеть – или вспыхнуть в результате лесного пожара. Благодаря притоку свежего воздуха, торф разгорается все сильнее. Тление медленно распространяется по торфянику, дым поднимается на поверхность, почва над торфяником проседает. |
Отвечают на вопрос Изучают схему торфяного пожара на слайде |
|
Выполнить практическое задание №1 |
Предлагает объединиться в группы по 4 человека (учащиеся на 1 и 3 партах поворачиваются назад) и выполнить практическое задание на предварительно заготовленных схемах для групповой работы (Приложение № 2) Подумайте и запишите, какие существуют причины природных пожаров? |
Работают в группах, обсуждают, записывают Высокая температура Жара Сухость Человек виноват Брошенная незатрудненная спичка или сигарета; Бутылки и осколки стекла (в солнечную погоду); Не полностью погашенный костёр; Преднамеренные поджоги; Грозовые разряды. |
Предлагает назвать причины природных пожаров |
Формулируют полученный результат |
|
Подводит итог Перечисленные вами примеры можно разделить на 2 группы. Какие? Как вы думаете? Антропогенные (вызванные людьми) Естественные пожары (вызванные молниями, погодными условиями) |
Предлагают варианты ответов |
|
Можно ли избежать природных пожаров или хотя бы уменьшить их количество? |
Да, можно, если люди будут выполнять определённые правила поведения на природе. Ведь 95 % пожаров – по вине людей. |
|
Предлагает посмотреть видеоматериал Департамента гражданской защиты МЧС России «Природные пожары» и после этого ответить на вопросы |
Смотрят |
|
Задает вопросы: 1. Вы находитесь в лесу. Как узнаете, что начался лесной пожар? 2.Каковы будут ваши действия, если пламя подступает слишком близко. 3.Почему опасно передвигаться по горящим торфяным полям и болотам? 4.Если нет другого выхода как двигаться по горящим торфяным полям или болотам, как это безопаснее делать? |
Отвечают на вопросы
|
|
Выполнить практическое задание №2 |
Посмотрите, на вашем столе лежит табличка, в которой отмечен вид пожара и скорость его распространения. Рассчитайте скорость пешехода и сравните ее со скоростью распространения пожара (Приложение №3) |
Рассчитывают скорость • Скорость пешехода: 4 Км/ч = 4000:60 (м/мин) = 67м/мин. Это больше скорости низового пожара. Любой человек от низового пожара может спокойно уйти или убежать. • Скорость пешехода: 4 Км/ч=4000:60 (м/мин) =67м/мин. Это больше скорости слабого верхового пожара. Человек от слабого верхового пожара может уйти или убежать. Скорость сильного верхового пожара больше скорости пешехода. На автомобиле, в принципе, можно уйти от него. Но нельзя терять ни минуты! Таким образом, мы сделали вывод: от пожара можно спастись. |
Закрепляют полученные знания |
Предлагает выполнить тест «Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара» |
Выполняют тестовое задание, меняются работами, проверяют, оценивают друг друга |
Рефлексия |
Предлагает учащимся написать четыре предложения.
“Я считаю, что природный пожар…”. |
Записывают рассуждения. Желающие озвучивают |
Безопасных вам ситуаций! Спасибо за урок! |
А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные, мохнатые звери. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели и ухали.
Бесконечно разнообразно строились красные фигуры между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождем золотых искр; вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, и, при ярком движении их, хорошо видно, как затейливо крутятся синие дымки и как по коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных муравьев.
Иногда он выползал из леса, крадучись, точно кошка на охоте за птицей, и вдруг, подняв острую морду, озирался — что схватить? Или вдруг являлся сверкающий, пламенный медведь-овсяник и полз по земле на животе, широко раскидывая лапы, загребая траву в красную огромную пасть.
Автор: М. ГОРЬКИЙ
Приложение №2
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1453819724.docx (Причины природных пожаров)
Приложение №3
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1453819838.doc (Классификация)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1453820011.mp4 (Видеофайл МЧС России "Природные пожары")
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1453820277.mp3 (Музыкальный фрагмент)
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1453820224.pptx (Презентация)
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1453820295.docx (Тест)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1453820317.docx (Бланк ответов к тесту)
Нагорная Светлана Петровна