12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перевалова Светлана Николаева58
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

Наименование общеобразовательного учреждения:

МБОУ «Гимназия №1»

Автор:

Перевалова С.Н.

Тема урока:

Грибы: съедобные и ядовитые.

Предмет:

Окружающий мир

УМК Класс:

Система Л.В.Занкова, 2класс

Используемое оборудование:

Интерактивная доска, портативные компьютеры, Web-презентация к уроку, учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, цифровые микроскопы QX7, интерактивная система голосования MimioVote.

Минимальные требования к программным ресурсам:

- Используемые программы (если есть):

- Используемые электронные ресурсы и сервисы (если имеются)

- Использование ресурсов Электронной образовательной среды (если имеются)

- программа Web2, Power Pointe, программа управления микроскопом QX7

- Mimio Studio, SMART Notebook

- единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru): Процесс развития грибов.

Место урока в образовательном процессе:

Восьмой урок в теме «Живая природа».

Тип урока по целеполаганию:

Урок изучения нового материала.

Цель урока:

Создать условия для усвоения знаний о новом царстве живой природы: грибов.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы; различать части гриба; способствовать формированию у учащихся знаний о съедобных и ядовитых грибах.

Развивающая: содействовать формированию научного мировоззрения;

создать условия для развития коммуникативных умений.

Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности, инициативы, познавательной активности.

Основные термины и понятия темы:

Грибница, ножка плодового тела, шляпка плодового тела, органические вещества, грибокорень, мицелий.

Планируемые результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

Личностные:

проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способствовать повышению учебной мотивации.

Предметные:

Характеризовать грибы как особое царство живых организмов: способы размножения, способы питания, внешнее строение гриба.

Различать съедобные и ядовитые грибы. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов.

Определять значение грибов в природе.

Метапредметные:

Познавательные:

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным признакам; совершенствование умения смыслового восприятия познавательного текста.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе группы; уметь договариваться, приходить к общему решению; строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль при работе в группе; принимать роль в учебном сотрудничестве.

Организация пространства

Выставка книг по теме урока, стенд «Живая природа».

Виды совместной деятельности

Работа в группах, беседа, создание интерактивной презентации

Используемые виды оценивания

Выступления групп, устные ответы учащихся, интерактивное тестирование

Межпредметные связи

Биология: шляпочные грибы, организация практической работы

Информатика: работа в Google-презентации.

Русский язык: правописание слов и правило списывания, составление монологического высказывания.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

- Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Сели тихо, спинки прямо.

- Мы начинаем урок окружающего мира, а каждый урок это сотрудничество. Поэтому как всегда постараемся внимательно слушать друг друга, активно работать на уроке. Для чего?

Учащиеся проверяют рабочее место.

- Получить новые знания.

Актуализация знаний.

Целепологание.

- Рассмотрите, пожалуйста, изображение на доске. Какой объект окружающего мира лишний и почему?

- Что их объединяет?

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать мир живой природы.

- Перед вами схема «Царства живой природы» и определите, какой группы не хватает, сформулируйте тему урока.

- Всё верно тема урока «Царство грибы".

- Лишнее Солнце – это объект неживой природы, а все остальные относятся к живой природе.

- Дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

- Тема урока «Царство грибов».

- На прошлых уроках мы изучали мир растений, а грибы отдельное царство.

Мотивация (встреча с проблемой, постановка учебной задачи).

- Мы изучили царство растений, скажите на какие вопросы мы сможем ответить изучая царство грибы?

- Кто из вас в жизни видел или собирал грибы? Значит вы знаете о них много, и без труда ответите на эти вопросы.

- Есть вопросы, на которые мы не смогли дать ответ. Поэтому отправляемся в путь за новыми знаниями.

- Сегодня работать мы будем в группах. Итогом работы станет онлайн – презентация по теме «Царство грибы», которая будет своеобразным информационным листом и поможет вам при подготовке домашнего задания.

- Царство грибов.

- Строение грибов.

- Питание грибов.

- Размножение грибов.

- Группы грибов.

Учащиеся отвечают

Учащиеся высказывают свои предположения.

Поисково-исследовательский этап

- Давайте вспомним правила работы в группе.

- Каждый из вас знает свою роль в группе, на столах лежат листы с планом работы. Приступайте.

1гр.- выясняют, почему грибы относятся к особому царству природы. (Приложение 1)

2гр.- знакомятся со строением гриба; определяют основные элементы его строения. (Приложение 2)

3гр.- узнают, как происходит питание гриба. (Приложение 3)

4гр.- распределяют грибы на две группы: съедобные и ядовитые. (Приложение 4)

5гр.- узнают способ размножения грибов. (Приложение 5)

6 гр.- изучают плесень под микроскопом и узнают, относится ли плесень к грибам. (Приложение 6)

Учащиеся озвучивают правила групповой работы.

Учащиеся работают в группах.

Первичное усвоение новых знаний

- Итак, подводим итог.

- Слушайте внимательно, потому что в докладе каждой группы ответ на один из вопросов, на которые мы не смогли ответить вначале урока.

- Чем отличаются съедобные от ядовитых грибов?

- А что общего есть у них?

Учащиеся защищают свои работ, отвечают на вопросы и проводят самоанализ групп.

- Одни можно употреблять в пищу, а другие нет

- Строение, питание, размножение.

Первичная проверка новых знаний

- Посмотрим, какие вы были внимательные.

100000 – это?

- Вижу, вы все очень старались быть внимательными. Возьмите пульты и выполните тест.

- Давайте посмотрим наши результаты.

- 100 тысяч видов грибов насчитывается на Земле;

Учащиеся участвуют в интерактивной системе голосования.

Домашнее задание.

- По итогам теста вы видим, что есть еще знания, которые требуют закрепления, поэтому запишите домашнее задание:

1. с.70-73, прочитать, ответить на вопросы.

2. Узнать какие ещё необычные грибы существуют в природе и дополнить наш последний слайд.

- Найти вы сможете эту презентацию, каждый в своем аккаунт Google и по желанию дополнить её.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Рефлексия

- Я благодарю Вас за работу на уроке.

- Видите, как много нового вы на уроке узнали. Прошу вас, выходя из класса наполнить эти корзинки грибами.

Если на уроке было интересно работать – корзинка №1.

Если было интересно, но остались вопросы – корзинка №2.

Если было не интересно, и ничего не понял – корзинка №3.

Учащиеся проводят рефлексию.

Приложение 1

Цель работы:

Выяснить, почему грибы относятся к особому царству природы.

План работы:

Прочитайте текст «Царство грибов».

Откройте первый слайд презентации «Грибы» в Google и продолжите высказывание.

Составьте короткое выступление.

 Оцените работу группы (оставьте один из грибов в правом нижнем углу слайда)

удалось выполнить все задания, работали слаженно – белый гриб (№1)

было трудно договориться – рыжик (№2)

не на все вопросы нашли ответы – мухомор (№3)

«Царство грибов»

Первые грибы появились на нашей планете более миллиарда лет назад. На Земле насчитывается около 100 тысяч видов грибов, многие из которых видны только под микроскопом. Значение этих даров природы для человека велико, в них содержится много полезных веществ и витаминов.

В отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

Грибы не имеют хлорофилла, они питаются готовыми органическими веществами, которые получают из почвы.

Если сравнить гриб с животным, то в отличие от животных гриб не умеет передвигаться. 

Приложение 2

Цель работы:

Познакомиться со строением гриба. Определить основные элементы его строения.

План работы:

Прочитайте текст «Строение гриба».

Откройте второй слайд презентации «Грибы» в Google и верно укажите части гриба.

Составьте короткое выступление.

Оцените работу группы (оставьте один из грибов в правом нижнем углу слайда)

удалось выполнить все задания, работали слаженно – белый гриб (№1)

было трудно договориться – рыжик (№2)

не на все вопросы нашли ответы – мухомор (№3)

Строение гриба.

Мно­же­ство людей с удо­воль­стви­ем со­би­ра­ют грибы и упо­треб­ля­ют их в пищу. Но то, что люди укла­ды­ва­ют в свои кор­зин­ки, – это толь­ко малая часть гриба, и на­зы­ва­ет­ся она пло­до­вым телом. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки или тела гриба.

В земле находится самая важная часть гриба – грибница, по - на­уч­но­му ее на­зы­ва­ют ми­це­лий, в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го «Mycelium» озна­ча­ет «гриб». Грибница -  это сам гриб. На поверхности мы видим его плод.  Грибница  растет    более ста лет и может переносить высокую и низкую температуру. А гриб появляется лишь на неделю.

Гриб­ни­ки долж­ны пом­нить, что, сре­зая или вы­кру­чи­вая пло­до­вое тело гриба, нужно быть осто­рож­ным, чтобы не по­вре­дить грибницу.


 

Приложение 3

Цель работы:

Узнать, как происходит питание гриба.

План работы:

Прочитайте текст «Питание гриба».

Откройте третий слайд презентации «Грибы» в Google и верно подпишите, как происходит взаимодействие гриба и дерева.

Составьте короткое выступление.

Оцените работу группы (оставьте один из грибов в правом нижнем углу слайда)

удалось выполнить все задания, работали слаженно – белый гриб (№1)

было трудно договориться – рыжик (№2)

не на все вопросы нашли ответы – мухомор (№3)

«Питание гриба»

Грибы не могут питаться самостоятельно. Гриб­ни­ца гриба часто спле­та­ет­ся с кор­ня­ми дру­гих рас­те­ний, иногда врастая в них, об­ра­зу­я еди­ный гри­бо­ко­рень.

Рань­ше люди ду­ма­ли, что грибы вре­дят рас­те­ни­ям, но уче­ные при­шли к выводу, что рас­те­ния и грибы «дру­жат» они не враги, а помощники друг другу.

Гриб по­лу­ча­ет от растения органические вещества, а вза­мен от­да­ет воду и минеральные соли.

За мно­гие годы рас­те­ния и грибы при­спо­со­би­лись друг к другу. Опыт­ные гриб­ни­ки хо­ро­шо знают, у ка­ко­го де­ре­ва можно отыс­кать опре­де­лен­ный вид гриба.

Приложение 4

Цель работы:

Распределить грибы на две группы.

План работы:

Прочитайте текст «Съедобные и ядовитые грибы».

Откройте четвёртый слайд презентации «Грибы» в Google и распределите грибы на две группы, используя описание грибов.

Составьте короткое выступление.

Оцените работу группы (оставьте один из грибов в правом нижнем углу слайда)

удалось выполнить все задания, работали слаженно – белый гриб (№1)

было трудно договориться – рыжик (№2)

не на все вопросы нашли ответы – мухомор (№3)

Съедобные и ядовитые грибы.

Среди грибов есть полезные для человека, их можно использовать в пищу, называются они съедобными.

К таким грибам относится белый гриб или боровик. Этот гриб имеет шляпку коричневых тонов, ножка у него белая или желтоватая.

Подберёзовик своим названием нам подсказывает – ищи под березой. У гриба гладкая коричневых оттенков шляпка, ножка тонкая в чешуйках.

У подосиновика шляпка оранжево-красная, буро-красная, ножка у него в чешуйках темных.

Среди грибов есть ядовитые. Самый известный мухомор – красив, но ядовит. Уничтожать его нельзя, для некоторых животных - это лекарство.

Самый ядовитый и смертельно опасный гриб – это бледная поганка. Поганка имеет белую шляпку, желтоватого и даже зеленоватого цвета. Внизу этой шляпки пластинки, ножка тоненькая с воротничком.

Все эти грибы и многие другие - опасны!

Приложение 5

Цель работы:

Узнать способ размножения грибов.

План работы:

Просмотрите видеосюжет «Размножение грибов».

Откройте пятый слайд презентации «Грибы» в Google и расположите этапы размножения в нужном порядке.

Составьте короткое выступление, используя опорные слова.

Оцените работу группы (оставьте один из грибов в правом нижнем углу слайда)

удалось выполнить все задания, работали слаженно – белый гриб (№1)

было трудно договориться – рыжик (№2)

не на все вопросы нашли ответы – мухомор (№3)

«Размножение грибов»

После созревания грибов из плодового тела высыпаются ___________. Споры попадают в ___________, наступает ______________ и жизнь в лесу замирает. Весной ________________ начинают прорастать и появляется новая _________________, на краю которой появляется новое _______________ тело.


 


 


 


 

Приложение 6

Цель работы:

Изучить плесень под микроскопом и узнать относится ли плесень к грибам.

План работы:

Приготовьте микроскоп к работе.

Прочитайте текст «Плесень».

Расположите материал на предметном столике.

Рассмотрите строение плесени под микроскопом.

Сделайте снимок, вставьте его в шестой слайд презентации «Грибы» в Google.

Составьте короткое выступление.

Оцените работу группы (оставьте один из грибов в правом нижнем углу слайда)

удалось выполнить все задания, работали слаженно – белый гриб (№1)

было трудно договориться – рыжик (№2)

не на все вопросы нашли ответы – мухомор (№3)

 

Плесень.

Кроме шляпочных грибов, в природе встречаются и другие грибы, например, плесень. Они так малы, что рассмотреть их удаётся только под микроскопом.

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налёта, который через некоторое время становится чёрным. Под микроскопом хорошо заметны тонкие бесцветные нити - это грибница. А темные шарики – это плодовое тело.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.