Конструкт урока окружающего мира учителя начального класса
Софрыгиной Алёны Дмитриевны
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема урока: Золотое кольцо России
Планируемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют желание узнать о достопримечательностях Золотого кольца России, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметные:
обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, умение читать и слушать, извлекать нужную информацию);
обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, самоконтроль при письме под диктовку);
обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение работать в группе).
Предметные: обучающиеся знают, что такое «Золотое кольцо России», определяют связь между древними городами, вошедшими в Золотое кольцо России, знакомы с некоторыми достопримечательностями городов «Золотого кольца России», знают расположение объектов на карте России.
Цель: формирование общеучебных универсальных учебных действий в процессе знакомства обучающихся с историей и достопримечательностями Золотого кольца России.
Задачи
Воспитательные: способствовать интересу обучающихся к историческому наследию России, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний о достопримечательностях Золотого кольца России, воспитывать уважительное отношение друг к другу, создавать условия для положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность.
Развивающие:
развивать познавательные УУД (умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, умение читать и слушать, извлекать нужную информацию);
развивать регулятивные УУД(умение выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, самоконтроль при письме под диктовку);
развивать коммуникативные УУД(умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение работать в группе).
Образовательные: расширять знания обучающихся о Золотом кольце России, знакомить обучающихся с некоторыми достопримечательностями городов Золотого кольца России, учить определять связь между древними городами, вошедшими в Золотое кольцо России, расширять знания обучающихся о расположении объектов на карте России.
Принципы обучения:
принцип сознательности и активности;
принцип научности;
принцип деятельности;
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип минимакса;
принцип психологической комфортности.
Методы обучения
Методы получения новых знаний: словесные, беседа, объяснение, демонстрация.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, пример.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые источники:
1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
3.Окружающий мир: 3кл.: Учебник: В 2 ч./Плешаков А.А./Учебник, 2013 г. – Ч.2./ Учебник
4.Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2014 – 2015 год разработана на основе ФГОС НОО, УМК «Школа России», авторской программы А.
А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.].
Тип урока: урок освоение новых знаний.
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач. 5 мин.
3.Усвоение новых знаний и способов действий. 10 мин.
4. Физминутка. 2 мин.
5.Организация контроля и самоконтроля. 15 мин.
6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 8 мин.
7.Рефлексия учебной деятельности 3 мин.
Оборудование
Индивидуальные: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карточки с изображениями достопримечательностей, карточки с информацией о городах Золотого кольца, карточки с таблицей для самостоятельной работы, карта оценки.
Демонстрационные: аншлаги (тема, цель, задачи), презентация (карты, иллюстрации).
Макет доски
| 11 апреля
Классная работа
Тема урока
Цель:
Задачи: 1) 2)
| с. №
|
(Аншлаги представлены в виде презентации на обратных сторонах доски.)
Ход урока
Этапы | Методы | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный.
Задача: создавать условия для положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность, организовать рабочее место обучающихся. | Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
| -Здравствуйте, меня зовут Алёна Дмитриевна, я очень рада вас видеть. -Давайте проверим готовность к уроку. Для урока окружающего мира вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, ручка. -Сейчас тихонечко садятся 1 и 3 группы. Теперь садятся 2 и 4 группы. -В группы вы объединены не просто так. Сегодня нас ждёт очень интересная тема, с которой вы скоро познакомитесь и увлекательные задания, для выполнения которых необходима именно групповая работа.
| Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и формулировка учебных задач.
Задача: актуализировать ранее изученные знания обучающихся, подвести к проблеме, сформулировать цель и задачи урока.
| Методы обучения Методы получения новых знаний: словесные, демонстрация.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
| -Прежде чем узнать тему урока, внимательно посмотрите на слайд. -Что на нём изображено? (карта России) -Вспомните и назовите города России, в которых вы уже побывали в прошлом учебном году? (Саратов, Москва) -Знаете ли вы как называется туристский маршрут, проходящий по древним городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры Центральной России? -Если вы затрудняетесь с ответом, тогда откройте учебник на странице № 86 и найдите тему вверху страницы. (Золотое кольцо России) -Это Золотое кольцо России. -Это и будет являться темой нашего урока. -Ежегодно по этому маршруту проходят 18 миллионов человек. -А мы сегодня совершим виртуальную экскурсию по Золотому кольцу России. -Какую цель мы поставим для себя на урок? -Цель урока – познакомиться с историей и достопримечательностями Золотого кольца России. -Какие задачи поставим на урок? 1) Выяснить, какие города и почему объединены в Золотое кольцо России. 2) Познакомиться с некоторыми достопримечательностями Золотого кольца России. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге. |
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний о достопримечательностях Золотого кольца России, знакомить обучающихся с некоторыми объектами Золотого кольца России, расширять знания о расположении объектов на карте России.
| Методы обучения Методы получения новых знаний: словесные, объяснение, демонстрация.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, пример.
| -Прежде чем отправиться на экскурсию, стоит разобраться, почему именно золотое и почему кольцо. -Начнём со слова «золотое». -Как вы понимаете значение этого слова в данном случае? -В таких фразах как «золотые руки», «золотые слова» слово «золото» используется не в прямом, буквальном смысле, а в переносном. -Давайте заменим слово «золотые» на слово, подходящее по смыслу в фразе «золотые руки». (трудолюбивые, умелые, талантливые). -Точно так же подберём подходящее по смыслу слово фразе «золотые слова». (дельные, точные, нужные, важные). -А можно в обоих случаях сказать, что прежде всего и золотые руки, и золотые слова ценны? -Тогда каким достоянием России является Золотое кольцо? (ценным) -Хотелось бы добавить, что Золотое кольцо России – это музей под открытым небом. Его трепетно берегут как общенациональное достояние. -Как вы понимаете слово «общенациональное»? -Общенациональное значит единое для всей нации. -А на вопрос «почему кольцо» нам поможет ответить карта на странице № 86 учебника. -Внимательно посмотрите, как расположены города на карте. -Города, соединённые автомобильными дорогами расположены по кругу, образуя, тем самым, кольцо неправильной формы. -Несмотря на то, что Москва является отправной точкой экскурсий по Золотому кольцу и является центром московского региона, город пока не включили в состав маршрута. -Давайте перечислим города, которые входят в Золотое кольцо России. -Сначала скажите, глядя на карту учебника, сколько всего городов входит в Золотое кольцо России, не считая город Москва? (10) -Назовите по два города по порядку от каждой группы. Будьте внимательны. (Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново). -Последние называю я. (Суздаль, Владимир). -Познакомившись с определением «Золотое кольцо России» и городами, входящими в него можно начать нашу виртуальную экскурсию. -Если мы собрались на экскурсию, то откуда начнём наше путешествие? (От города Москва) -Отправимся на экскурсию с хорошо известного вам города – Москва. -Что вы знаете о столице нашей родны? -Москва – огромный город, в нём около четырёх тысяч улиц и площадей. Город Москва был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому в центре города установлен памятник. -Обратите внимание на доску и рассмотрите памятник князю Юрию Долгорукому. -Центр Москвы – хорошо знакомый Кремль. В каждом древнем русском городе был свой кремль. -Кремль произошёл от слова «кремник». -Кремник – это центральная укрепленная часть древних русских городов, обычно расположенная на высоком месте и обнесённая стенами с башнями. -Подумайте и скажите, для чего строился Кремль? (ответы детей). -В далёкие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древних городов спасались от врага. -В течении одного урока нам не удастся побывать во всех городах Золотого кольца России. -Выберем некоторые, но поработаем так, будто побывали в них на самом деле. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют желание узнать о достопримечательностях Золотого кольца России. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения. |
Физминутка.
Задача: снять эмоциональное напряжение обучающихся. | Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
| -Чтобы успешней справиться с заданиями нашего путешествия, предлагаю немного размяться. -Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Повторяйте движения за мной. Руки подняли и покачали - (Качаем поднятыми вверх руками.) Это деревья в лесу - (Плавно опускаем руки вниз.) Руки согнули, кисти встряхнули - (Встряхивание кистей рук.) Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.) В стороны руки, плавно помашем - (Руки в стороны.) Это к нам птицы летят - (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.) Как они сядут, тоже покажем - (Приседания.) Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.) -Молодцы, тихонечко садитесь обратно в группы. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию |
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).
Задача: организовать групповую самостоятельную работу. | Методы обучения
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение. Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
| -Начинаем нашу виртуальную экскурсию по городам Золотого кольца. -Для того, чтобы познакомиться с ними ближе, выполним интересную работу в группах. -Сейчас вы превратитесь в экскурсоводов. -Каждой из групп экскурсоводов предстоит подготовить для туристов-одноклассников информацию о том городе, который я назову. -Вы будете брать информацию из учебника и карточек, которые я раздам вам. -Познакомившись с информацией вы как настоящие экскурсоводы проведёте ознакомительную экскурсию по вашим городам. -Каждый из вас – эксперт и должен хорошо знать всю информацию. -Задача экскурсоводов – кратко рассказать об истории города, а также какие достопримечательности есть в данном городе и показать их на иллюстрациях, которые я также выдам. -Первая группа начинает со страницы № 87 учебника. -Время на подготовку 10 минут.
-Когда я назову номер одной из групп, то она выходит на работу. На каждую группу выходят по два экскурсовода. -Группа экскурсоводов работает в других группах по две минуты. -Задача остальных - не просто слушать экскурсоводов, а записать в рабочую тетрадь в таблицу достопримечательности, которые они назовут. -Откройте рабочую тетрадь на странице № 54. -После того как все группы экскурсоводов завершат работу, мы обсудим, что у вас получилось. -Первая группа экскурсоводов выходит на работу и знакомит с городами и их достопримечательности своих одноклассников. (далее 2, 3 и 4 группы). | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют желание узнать о достопримечательностях Золотого кольца России, демонстрируют уважительное отношение друг к другу. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение читать и слушать, извлекать нужную информацию. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, самоконтроль при письме под диктовку. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение работать в группе. |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
Задача: подвести итоги групповой работы, озвучить информацию о домашнем задании.
| Методы обучения
Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: беседа. Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | -Давайте узнаем, насколько успешно справились со своей работой экскурсоводы. -Для этого выполним небольшую самостоятельную работу на карточках, заполняя таблицу. -Внимательно посмотрите на таблицу. В первом столбце название города, во втором – название достопримечательностей. Они перепутаны. Ваша задача – соотнести правильно достопримечательности с городом, в котором они находятся. -Ниже таблицы даны окошки для ответов. Цифры уже проставлены, вам только остаётся записать соответствующую букву. Вы можете воспользоваться записями в тетради. Например: 1 – А, 2 – Б. -Кому непонятно задание? -Приступаем к работе.
-Давайте проверим, насколько успешно вы заполнили таблицу. -Сейчас на экране появятся правильные ответы. Ваша задача – проставить «+» или «-». -Обговорим критерии оценки. 10-9 баллов – «5» 8-7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3» 4 балла и меньше – «2»
-Поднимите руки те, у кого оценка «5»? У кого «4»? Вы хорошо записали и запомнили достопримечательности, которые назвали вам ваши экскурсоводы. -Сейчас вы запишите оценки за экскурсию в таблицу, которую я выдам вам. -Сначала запишите фамилии и имена тех, кто работал в вашей группе. -В колонке «взаимооценка в группе» проставьте напротив фамилий ту оценку, которую, по мнению группы, заслуживает ваш одноклассник. -В колонке «самооценка» каждый сам проставит себе оценку за работу во время экскурсии. -В колонке «работа экспертом» вы проставляете оценку за то, как вы работали, когда знакомили туристов-одноклассников с достопримечательностями городов. -В колонке «тест» вы записываете ту оценку, которая вышла у вас за тест, который вы выполняли. -Кому непонятно как расставлять оценки?
-Скажите со всеми ли достопримечательностями городов Золотого кольца, которые представлены в таблице рабочей тетради мы успели познакомиться за время нашей экскурсии? -Тогда с достопримечательностями каких городов осталось познакомиться? (Суздаль, Владимир) -Познакомиться с историей и достопримечательностями данных городов вам предстоит дома. -А также дома вы запишите названия городов Золотого кольца на карте на странице № 53. -Откройте дневник и запишите домашнее задание.
-Пора подвести итоги работы на уроке. -Какая была тема урока? («Золотое кольцо России») -Какую цель мы поставили на урок? (Познакомиться с историей и достопримечательностями Золотого кольца России). -Как вы считаете, достигли мы цели? -Какие задачи ставили на урок? 1) Выяснить, какие города и почему объединены в Золотое кольцо России. 2) Познакомиться с некоторыми достопримечательностями Золотого кольца России. -Как вы считаете, решили мы поставленные задачи? | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять самоконтроль, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности.
Задача: провести рефлексию деятельности.
| Методы обучения Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы воспитания Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
| -Сегодня вы узнали о некоторых городах Золотого кольца России и их достопримечательностях. -Хотелось бы вам реально там побывать? -Если бы родители предложили вам поехать в один из городов Золотого кольца, то в какой бы вы хотели отправиться? -Почему именно туда нужно съездить? -Мне очень понравилась наша виртуальная экскурсия и сегодня вы были прекрасными экскурсоводами и туристами. -Благодарю вас за работу на уроке. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России. демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять самоконтроль и самооценку. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников. |