Урок окружающего мира на тему "Золотое кольцо России" для 3 класса
Конструкт урока окружающего мира учителя начального класса
Софрыгиной Алёны Дмитриевны
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема урока: Золотое кольцо России
Планируемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют желание узнать о достопримечательностях Золотого кольца России, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметные:
обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, умение читать и слушать, извлекать нужную информацию);
обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, самоконтроль при письме под диктовку);
обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение работать в группе).
Предметные: обучающиеся знают, что такое «Золотое кольцо России», определяют связь между древними городами, вошедшими в Золотое кольцо России, знакомы с некоторыми достопримечательностями городов «Золотого кольца России», знают расположение объектов на карте России.
Цель: формирование общеучебных универсальных учебных действий в процессе знакомства обучающихся с историей и достопримечательностями Золотого кольца России.
Задачи
Воспитательные: способствовать интересу обучающихся к историческому наследию России, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний о достопримечательностях Золотого кольца России, воспитывать уважительное отношение друг к другу, создавать условия для положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность.
Развивающие:
развивать познавательные УУД (умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, умение читать и слушать, извлекать нужную информацию);
развивать регулятивные УУД(умение выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, самоконтроль при письме под диктовку);
развивать коммуникативные УУД(умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение работать в группе).
Образовательные: расширять знания обучающихся о Золотом кольце России, знакомить обучающихся с некоторыми достопримечательностями городов Золотого кольца России, учить определять связь между древними городами, вошедшими в Золотое кольцо России, расширять знания обучающихся о расположении объектов на карте России.
Принципы обучения:
принцип сознательности и активности;
принцип научности;
принцип деятельности;
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип минимакса;
принцип психологической комфортности.
Методы обучения
Методы получения новых знаний: словесные, беседа, объяснение, демонстрация.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, пример.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые источники:
1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
3.Окружающий мир: 3кл.: Учебник: В 2 ч./Плешаков А.А./Учебник, 2013 г. – Ч.2./ Учебник
4.Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2014 – 2015 год разработана на основе ФГОС НОО, УМК «Школа России», авторской программы А.
А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.].
Тип урока: урок освоение новых знаний.
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач. 5 мин.
3.Усвоение новых знаний и способов действий. 10 мин.
4. Физминутка. 2 мин.
5.Организация контроля и самоконтроля. 15 мин.
6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 8 мин.
7.Рефлексия учебной деятельности 3 мин.
Оборудование
Индивидуальные: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карточки с изображениями достопримечательностей, карточки с информацией о городах Золотого кольца, карточки с таблицей для самостоятельной работы, карта оценки.
(Аншлаги представлены в виде презентации на обратных сторонах доски.)
Ход урока
Этапы
Методы
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Организационно-мотивационный.
Задача: создавать условия для положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность, организовать рабочее место обучающихся.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
-Здравствуйте, меня зовут Алёна Дмитриевна, я очень рада вас видеть. -Давайте проверим готовность к уроку. Для урока окружающего мира вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, ручка.
-Сейчас тихонечко садятся 1 и 3 группы. Теперь садятся 2 и 4 группы.
-В группы вы объединены не просто так. Сегодня нас ждёт очень интересная тема, с которой вы скоро познакомитесь и увлекательные задания, для выполнения которых необходима именно групповая работа.
Личностные УУД:обучающиеся демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и формулировка учебных задач.
Задача: актуализировать ранее изученные знания обучающихся, подвести к проблеме, сформулировать цель и задачи урока.
Методы обучения
Методы получения новых знаний: словесные, демонстрация.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
-Прежде чем узнать тему урока, внимательно посмотрите на слайд.
-Что на нём изображено? (карта России)
-Вспомните и назовите города России, в которых вы уже побывали в прошлом учебном году? (Саратов, Москва)
-Знаете ли вы как называется туристский маршрут, проходящий по древним городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры Центральной России?
-Если вы затрудняетесь с ответом, тогда откройте учебник на странице № 86 и найдите тему вверху страницы. (Золотое кольцо России)
-Это Золотое кольцо России.
-Это и будет являться темой нашего урока.
-Ежегодно по этому маршруту проходят 18 миллионов человек.
-А мы сегодня совершим виртуальную экскурсию по Золотому кольцу России.
-Какую цель мы поставим для себя на урок?
-Цель урока – познакомиться с историей и достопримечательностями Золотого кольца России.
-Какие задачи поставим на урок?
1) Выяснить, какие города и почему объединены в Золотое кольцо России.
2) Познакомиться с некоторыми достопримечательностями Золотого кольца России.
Личностные УУД:обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Познавательные УУД:обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний о достопримечательностях Золотого кольца России, знакомить обучающихся с некоторыми объектами Золотого кольца России, расширять знания о расположении объектов на карте России.
Методы обучения
Методы получения новых знаний: словесные, объяснение, демонстрация.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, пример.
-Прежде чем отправиться на экскурсию, стоит разобраться, почему именно золотое и почему кольцо.
-Начнём со слова «золотое».
-Как вы понимаете значение этого слова в данном случае?
-В таких фразах как «золотые руки», «золотые слова» слово «золото» используется не в прямом, буквальном смысле, а в переносном.
-Давайте заменим слово «золотые» на слово, подходящее по смыслу в фразе «золотые руки». (трудолюбивые, умелые, талантливые).
-Точно так же подберём подходящее по смыслу слово фразе «золотые слова». (дельные, точные, нужные, важные).
-А можно в обоих случаях сказать, что прежде всего и золотые руки, и золотые слова ценны?
-Тогда каким достоянием России является Золотое кольцо? (ценным)
-Хотелось бы добавить, что Золотое кольцо России – это музей под открытым небом. Его трепетно берегут как общенациональное достояние.
-Как вы понимаете слово «общенациональное»?
-Общенациональное значит единое для всей нации.
-А на вопрос «почему кольцо» нам поможет ответить карта на странице № 86 учебника.
-Внимательно посмотрите, как расположены города на карте.
-Города, соединённые автомобильными дорогами расположены по кругу, образуя, тем самым, кольцо неправильной формы.
-Несмотря на то, что Москва является отправной точкой экскурсий по Золотому кольцу и является центром московского региона, город пока не включили в состав маршрута.
-Давайте перечислим города, которые входят в Золотое кольцо России.
-Сначала скажите, глядя на карту учебника, сколько всего городов входит в Золотое кольцо России, не считая город Москва? (10)
-Назовите по два города по порядку от каждой группы. Будьте внимательны. (Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново).
-Последние называю я. (Суздаль, Владимир).
-Познакомившись с определением «Золотое кольцо России» и городами, входящими в него можно начать нашу виртуальную экскурсию.
-Если мы собрались на экскурсию, то откуда начнём наше путешествие? (От города Москва)
-Отправимся на экскурсию с хорошо известного вам города – Москва.
-Что вы знаете о столице нашей родны?
-Москва – огромный город, в нём около четырёх тысяч улиц и площадей. Город Москва был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому в центре города установлен памятник.
-Обратите внимание на доску и рассмотрите памятник князю Юрию Долгорукому.
-Центр Москвы – хорошо знакомый Кремль. В каждом древнем русском городе был свой кремль.
-Кремль произошёл от слова «кремник».
-Кремник – это центральная укрепленная часть древних русских городов, обычно расположенная на высоком месте и обнесённая стенами с башнями.
-Подумайте и скажите, для чего строился Кремль? (ответы детей).
-В далёкие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древних городов спасались от врага.
-В течении одного урока нам не удастся побывать во всех городах Золотого кольца России.
-Выберем некоторые, но поработаем так, будто побывали в них на самом деле.
Личностные УУД:обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют желание узнать о достопримечательностях Золотого кольца России.
Познавательные УУД:обучающиеся демонстрируют умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения.
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
-Чтобы успешней справиться с заданиями нашего путешествия, предлагаю немного размяться.
-Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Повторяйте движения за мной.
Руки подняли и покачали - (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу - (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки согнули, кисти встряхнули - (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем - (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят - (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем - (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
-Молодцы, тихонечко садитесь обратно в группы.
Личностные УУД:обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).
Задача: организовать групповую самостоятельную работу.
Методы обучения
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
-Начинаем нашу виртуальную экскурсию по городам Золотого кольца.
-Для того, чтобы познакомиться с ними ближе, выполним интересную работу в группах.
-Сейчас вы превратитесь в экскурсоводов.
-Каждой из групп экскурсоводов предстоит подготовить для туристов-одноклассников информацию о том городе, который я назову.
-Вы будете брать информацию из учебника и карточек, которые я раздам вам.
-Познакомившись с информацией вы как настоящие экскурсоводы проведёте ознакомительную экскурсию по вашим городам.
-Каждый из вас – эксперт и должен хорошо знать всю информацию.
-Задача экскурсоводов – кратко рассказать об истории города, а также какие достопримечательности есть в данном городе и показать их на иллюстрациях, которые я также выдам.
-Первая группа начинает со страницы № 87 учебника.
-Время на подготовку 10 минут.
-Когда я назову номер одной из групп, то она выходит на работу. На каждую группу выходят по два экскурсовода.
-Группа экскурсоводов работает в других группах по две минуты.
-Задача остальных - не просто слушать экскурсоводов, а записать в рабочую тетрадь в таблицу достопримечательности, которые они назовут.
-Откройте рабочую тетрадь на странице № 54.
-После того как все группы экскурсоводов завершат работу, мы обсудим, что у вас получилось.
-Первая группа экскурсоводов выходит на работу и знакомит с городами и их достопримечательности своих одноклассников. (далее 2, 3 и 4 группы).
Личностные УУД:обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют желание узнать о достопримечательностях Золотого кольца России, демонстрируют уважительное отношение друг к другу.
Познавательные УУД:обучающиеся демонстрируют умение читать и слушать, извлекать нужную информацию.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, самоконтроль при письме под диктовку.
Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение работать в группе.
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
Задача: подвести итоги групповой работы, озвучить информацию о домашнем задании.
Методы обучения
Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: беседа.
Методы воспитания
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
-Давайте узнаем, насколько успешно справились со своей работой экскурсоводы.
-Для этого выполним небольшую самостоятельную работу на карточках, заполняя таблицу.
-Внимательно посмотрите на таблицу. В первом столбце название города, во втором – название достопримечательностей. Они перепутаны. Ваша задача – соотнести правильно достопримечательности с городом, в котором они находятся.
-Ниже таблицы даны окошки для ответов. Цифры уже проставлены, вам только остаётся записать соответствующую букву. Вы можете воспользоваться записями в тетради.
Например: 1 – А, 2 – Б.
-Кому непонятно задание?
-Приступаем к работе.
-Давайте проверим, насколько успешно вы заполнили таблицу.
-Сейчас на экране появятся правильные ответы. Ваша задача – проставить «+» или «-».
-Обговорим критерии оценки.
10-9 баллов – «5»
8-7 баллов – «4»
6-5 баллов – «3»
4 балла и меньше – «2»
-Поднимите руки те, у кого оценка «5»? У кого «4»? Вы хорошо записали и запомнили достопримечательности, которые назвали вам ваши экскурсоводы.
-Сейчас вы запишите оценки за экскурсию в таблицу, которую я выдам вам.
-Сначала запишите фамилии и имена тех, кто работал в вашей группе.
-В колонке «взаимооценка в группе» проставьте напротив фамилий ту оценку, которую, по мнению группы, заслуживает ваш одноклассник.
-В колонке «самооценка» каждый сам проставит себе оценку за работу во время экскурсии.
-В колонке «работа экспертом» вы проставляете оценку за то, как вы работали, когда знакомили туристов-одноклассников с достопримечательностями городов.
-В колонке «тест» вы записываете ту оценку, которая вышла у вас за тест, который вы выполняли.
-Кому непонятно как расставлять оценки?
-Скажите со всеми ли достопримечательностями городов Золотого кольца, которые представлены в таблице рабочей тетради мы успели познакомиться за время нашей экскурсии?
-Тогда с достопримечательностями каких городов осталось познакомиться? (Суздаль, Владимир)
-Познакомиться с историей и достопримечательностями данных городов вам предстоит дома.
-А также дома вы запишите названия городов Золотого кольца на карте на странице № 53.
-Откройте дневник и запишите домашнее задание.
-Пора подвести итоги работы на уроке.
-Какая была тема урока? («Золотое кольцо России»)
-Какую цель мы поставили на урок? (Познакомиться с историей и достопримечательностями Золотого кольца России).
-Как вы считаете, достигли мы цели?
-Какие задачи ставили на урок?
1) Выяснить, какие города и почему объединены в Золотое кольцо России.
2) Познакомиться с некоторыми достопримечательностями Золотого кольца России.
-Как вы считаете, решили мы поставленные задачи?
Личностные УУД:обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Познавательные УУД:обучающиеся демонстрируют умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять самоконтроль, способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения.
Рефлексия учебной деятельности.
Задача: провести рефлексию деятельности.
Методы обучения
Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личной значимости.
Методы воспитания
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.
-Сегодня вы узнали о некоторых городах Золотого кольца России и их достопримечательностях.
-Хотелось бы вам реально там побывать?
-Если бы родители предложили вам поехать в один из городов Золотого кольца, то в какой бы вы хотели отправиться?
-Почему именно туда нужно съездить?
-Мне очень понравилась наша виртуальная экскурсия и сегодня вы были прекрасными экскурсоводами и туристами.
-Благодарю вас за работу на уроке.
Личностные УУД:обучающиеся проявляют интерес к историческому наследию России. демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников.