Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Осень: природа готовится к зиме»

5
0
Материал опубликован 20 February 2022

Составитель: Жигалова О.Л.

Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100»

Тема урока. Осень: природа готовится к зиме.

Цель урока. Познакомить детей с признаками осенней природы.

Задачи.

Научить отличать признаки осени; объяснить, как живые существа готовятся к зиме.

Воспитывать любовь к природе родного края, к животным; бережное отношение к окружающему миру; любовь к прекрасному.

Развитие общеучебных умений.

Формировать знания, установки и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Оборудование: мультимедийный проектор; Презентация; дневник наблюдений за погодой; шапочки зверей – медведя, зайца, журавля, белки, ежа, мыши.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Упражнение на внимание:

- Запомните, в какой последовательности стоят картины времен года. Закройте глаза.

(Учитель меняет картины местами).

- Теперь откройте глаза и снова посмотрите на картины.

- Что изменилось?


Дети рассматривают картины.


Выполняют задания учителя.


Познавательные УУД

(логические)

анализ,

сравнение.

Коммуникативные УУД


Актуализация знаний

- Ребята, о каком времени года писал

А.С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…


-Посмотрите внимательно на иллюстрации и дайте им общее название.

- По каким признакам вы узнали , что это осень?

Дети определяют время года.








Перечисляют признаки осени.

Познавательные УУД

(логические)

синтез,

сравнение;

подведение под понятие;

доказательство.

Коммуникативные УУД


Постановка цели урока

- О чем наш сегодняшний урок?

- Что мы узнаем на уроке?


Дети высказывают свои предположения и под руководством учителя определяют тему и цель урока.


Регулятивные УУД

целеполагание,

планирование.

Коммуникативные УУД


Открытие нового

- Проверим, какие осенние месяцы вы знаете?









- Какая из иллюстраций подходит к описанию этого месяца?

- Где показана природа октября, ноября?

- Как художник изобразил особенности каждого месяца?













- Мы рассмотрели, как меняется природа, а почему так происходит, мы узнаем, заглянув в

« Дневник наблюдений».

Сколько дней солнце сияло ярко?

Сколько дней пряталось за облаками?

Сколько дней шел дождь?

Сколько было теплых дней?

Сколько было прохладных дней?

- Попробуйте сами сделать выводы как ученые.

Подготовленные ученики читают стихи о временах года

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)


Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьм голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)


Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

Льдом покрыты воды рек,

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)


Дети выбирают необходимую иллюстрацию.



Работают в группах и делают выводы об особенностях осенних дней.



Познавательные УУД

(логические)

анализ,

синтез;

сравнение;

установление причинно-следственных связей;

подведение под понятие;

доказательство.

(общеучебные)

осознанное построение речевого высказывания;

решение проблемы поискового характера



Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

разрешение конфликтов

умение выражать свои мысли;

владение диалогической и монологической речью.







Физкультминутка

- Похолодание меняет жизнь растениям. Многие из них, рассеяв семена, погибают. У деревьев начинают опадать листья. Как называется эта пора? (Листопад)

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Делают упражнение.


Ветер осенью летал,

Ветер листики считал.

Красный лист,

Зеленый лист,

Липы лист,

Клёна лист.

Хорошо ли ты считал?

Сколько ветер листьев снял?






Коммуникативные УУД

Открытие нового


Учитель демонстрирует листья с плодами.

- Какие краски выбрала осень?

- Отгадайте загадки, а отгадки найдите в учебнике и раскрасьте.


И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! ( Дуб)

Осень в сад к нам пришла

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

Желтый быстрый самолет

Совершил один полет,

Полетел он сверху вниз

И на форточке повис. (Кленовый лист)

Летом цветет,

Зимой греет,

Настанет весна-

Потечет слеза. (Береза)

Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки.


В учебнике находят соответствующую картинку и раскрашивают ее, выбирая нужный цвет.



Познавательные УУД

(логические)

анализ,

сравнение;

установление причинно-следственных связей;

подведение под понятие;

построение логической цепи рассуждения;

выдвижение гипотез.

(общеучебные)

рефлексия результатов деятельности;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

определение основной и второстепенной информации;

решение проблемы поискового характера


Коммуникативные УУД


- Осень-это подготовка к зиме всей природы.

К доске выходят 6 подготовленных учеников, им предлагается «превратиться» в животное, рассказать от имени животного, как оно готовится к зиме.


Выступление учеников (у детей на головах шапочки с изображением этих животных)

Я прорываю ходы к своей спальне, кладовой, сплю только в сильные морозы; заготавливаю зерно до 5 кг; я – вредитель полей. (мышь – полевка)

У меня закончилась линька, густой мех будет спасать от мороза. Запасаю подкожный жир, потому что мне зимой придется лапу сосать; я так кормлюсь. (медведь)

Я осенью сменила шубку, везде на деревьях устроила кладовые из орехов и грибов. Я знаю, что не все кладовые смогу зимой отыскать. Но это не страшно, пусть другие полакомятся. (белка)

Перед зимней спячкой я очень активно питаюсь лягушками, червяками, жуками и змеями. Сплю я 6 месяцев, свернувшись в клубок. Прячусь в логове из листьев и травы. (еж)

Я за лето отрастил крылья. Старые журавли учат меня походному строю(журавлиный клин). В сентябре я улетаю на юг, потому что на болоте не осталось пищи. А с приходом весны прилечу обратно. (журавль)

Сижу я у березового пенька, дрожу, шевельнуться боюсь. Снегу еще нет, а у меня уже клочья белой шерсти лезут. Земля черная, побегу по ней днем, сейчас меня все увидят. Скорей бы снег выпал.(заяц)



Познавательные УУД

(общеучебные)

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;


Коммуникативные УУД

владение монологической речью.



Физкультминутка


Заяц серенький сидит

И ушами шевелит.

(Показывают руками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потирают ладони)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети скачут)

Кто-то зайку напугал-

Зайка – прыг – и убежал.

(Дети садятся)


Первичное закрепление

-Как вы думаете, кто из наших гостей-животных лишний? (журавль)

- Каких перелётных птиц вы знаете?

Учитель читает отрывок рассказа «Куда, как и когда?» (см. Плешаков А.А. Зеленые страницы)

« В прошлом существовало множество самых разных предположений о птичьих перелётах. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на …. Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят - зимуют под водой, зарывшись в ил».

- О чём этот отрывок?

- Действительно, в отрывке рассказывается о том, как люди представляли себе жизнь птиц осенью.



Как вы думаете, какие из этих представлений соответствуют действительности, а какие – нет:

Птицы улетают на Луну, погружаются там в спячку.

Улетают зимовать в дальние страны.

Маленькие птицы путешествуют на спинах у больших, сильных

Некоторые птицы зимуют под водой, зарывшись в ил.

Дети высказывают свои предположения, перечисляют перелетных птиц.

Дети слушают текст. Отвечают на вопросы учителя.
























Выбирают из предложенных вариантов соответствующие действительности.

Познавательные УУД

(логические)

анализ,

сравнение;

установление причинно-следственных связей;

подведение под понятие;

построение логической цепи рассуждения;

выдвижение гипотез.

(общеучебные)

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

решение проблемы поискового характера.


Коммуникативные УУД









Рефлексия

Работа в группах.

Рабочая тетрадь, задание №4 на стр. 19.

-Вставьте пропущенные слова в текст, прочитайте его. Сделайте вывод.

- Когда животным лучше живётся, осенью или зимой?

Почему?

- Как нам позаботиться о тех, кто остаётся с нами в суровую зиму?


Работа в группах с предложениями.

Делают вывод.

Личностные УУД

нравственно-этическая ориентация(личностный моральный выбор)

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

разрешение конфликтов

умение выражать свои мысли;

владение диалогической и монологической речью.

Познавательные УУД

(логические)

анализ,

синтез;

установление причинно-следственных связей;

подведение под понятие;

построение логической цепи рассуждения;

выдвижение гипотез.

(общеучебные)

извлечение необходимой информации ;

решение проблемы поискового характера.

Итог урока

- Какая была тема нашего урока?

- Что узнали нового?

- По каким признакам мы устанавливали, что наступила осень? ( Стало холоднее, изменились деревья, животные готовятся к зиме.)

- У вас на партах лежат 2 картинки( тучка и солнышко). Определите, с каким настроением каждый из вас заканчивает урок: солнечным или пасмурным. Выберите картинку и приклейте ее в тетрадь личных достижений.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Личностные УУД

личностное самоопределение.

Регулятивные УУД

оценка.

Коммуникативные УУД


Домашнее задание

Творческое Д/З по желанию.

Выучить стихотворение об осени.

Выполнить творческую работу на тему «Осень» (рисунок, аппликация, поделка из природного материала и т.д ).

Дети с помощью взрослых выбирают стихотворение и заучивают его.

Выполняют творческую работу на тему «Осень»

Личностные УУД

личностное самоопределение.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

(общеучебные)

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

смысловое чтение.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.