Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Осень: природа готовится к зиме»
Составитель: Жигалова О.Л.
Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100»
Тема урока. Осень: природа готовится к зиме.
Цель урока. Познакомить детей с признаками осенней природы.
Задачи.
Научить отличать признаки осени; объяснить, как живые существа готовятся к зиме.
Воспитывать любовь к природе родного края, к животным; бережное отношение к окружающему миру; любовь к прекрасному.
Развитие общеучебных умений.
Формировать знания, установки и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Оборудование: мультимедийный проектор; Презентация; дневник наблюдений за погодой; шапочки зверей – медведя, зайца, журавля, белки, ежа, мыши.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | ||
Упражнение на внимание: - Запомните, в какой последовательности стоят картины времен года. Закройте глаза. (Учитель меняет картины местами). - Теперь откройте глаза и снова посмотрите на картины. - Что изменилось? | Дети рассматривают картины. Выполняют задания учителя. | Познавательные УУД (логические) анализ, сравнение. Коммуникативные УУД |
Актуализация знаний | ||
- Ребята, о каком времени года писал А.С. Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… -Посмотрите внимательно на иллюстрации и дайте им общее название. - По каким признакам вы узнали , что это осень? | Дети определяют время года. Перечисляют признаки осени. | Познавательные УУД (логические) синтез, сравнение; подведение под понятие; доказательство. Коммуникативные УУД
|
Постановка цели урока | ||
- О чем наш сегодняшний урок? - Что мы узнаем на уроке? | Дети высказывают свои предположения и под руководством учителя определяют тему и цель урока. | Регулятивные УУД целеполагание, планирование. Коммуникативные УУД |
Открытие нового | ||
- Проверим, какие осенние месяцы вы знаете? - Какая из иллюстраций подходит к описанию этого месяца? - Где показана природа октября, ноября? - Как художник изобразил особенности каждого месяца? - Мы рассмотрели, как меняется природа, а почему так происходит, мы узнаем, заглянув в « Дневник наблюдений». Сколько дней солнце сияло ярко? Сколько дней пряталось за облаками? Сколько дней шел дождь? Сколько было теплых дней? Сколько было прохладных дней? - Попробуйте сами сделать выводы как ученые. | Подготовленные ученики читают стихи о временах года Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь) Все мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьм голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег, Льдом покрыты воды рек, Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) Дети выбирают необходимую иллюстрацию. Работают в группах и делают выводы об особенностях осенних дней. | Познавательные УУД (логические) анализ, синтез; сравнение; установление причинно-следственных связей; подведение под понятие; доказательство. (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания; решение проблемы поискового характера Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; разрешение конфликтов умение выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.
|
Физкультминутка | ||
- Похолодание меняет жизнь растениям. Многие из них, рассеяв семена, погибают. У деревьев начинают опадать листья. Как называется эта пора? (Листопад) | Дети отвечают на поставленный вопрос. Делают упражнение. Ветер осенью летал, Ветер листики считал. Красный лист, Зеленый лист, Липы лист, Клёна лист. Хорошо ли ты считал? Сколько ветер листьев снял? | Коммуникативные УУД
|
Открытие нового | ||
Учитель демонстрирует листья с плодами. - Какие краски выбрала осень? - Отгадайте загадки, а отгадки найдите в учебнике и раскрасьте. И гадать не надо даже - Тут же, сразу назовем, Если только кто подскажет То, что жёлуди на нем! ( Дуб) Осень в сад к нам пришла Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. (Рябина) Желтый быстрый самолет Совершил один полет, Полетел он сверху вниз И на форточке повис. (Кленовый лист) Летом цветет, Зимой греет, Настанет весна- Потечет слеза. (Береза) |
Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки. В учебнике находят соответствующую картинку и раскрашивают ее, выбирая нужный цвет. | Познавательные УУД (логические) анализ, сравнение; установление причинно-следственных связей; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез. (общеучебные) рефлексия результатов деятельности; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; решение проблемы поискового характера Коммуникативные УУД |
- Осень-это подготовка к зиме всей природы. К доске выходят 6 подготовленных учеников, им предлагается «превратиться» в животное, рассказать от имени животного, как оно готовится к зиме. | Выступление учеников (у детей на головах шапочки с изображением этих животных) Я прорываю ходы к своей спальне, кладовой, сплю только в сильные морозы; заготавливаю зерно до 5 кг; я – вредитель полей. (мышь – полевка) У меня закончилась линька, густой мех будет спасать от мороза. Запасаю подкожный жир, потому что мне зимой придется лапу сосать; я так кормлюсь. (медведь) Я осенью сменила шубку, везде на деревьях устроила кладовые из орехов и грибов. Я знаю, что не все кладовые смогу зимой отыскать. Но это не страшно, пусть другие полакомятся. (белка) Перед зимней спячкой я очень активно питаюсь лягушками, червяками, жуками и змеями. Сплю я 6 месяцев, свернувшись в клубок. Прячусь в логове из листьев и травы. (еж) Я за лето отрастил крылья. Старые журавли учат меня походному строю(журавлиный клин). В сентябре я улетаю на юг, потому что на болоте не осталось пищи. А с приходом весны прилечу обратно. (журавль) Сижу я у березового пенька, дрожу, шевельнуться боюсь. Снегу еще нет, а у меня уже клочья белой шерсти лезут. Земля черная, побегу по ней днем, сейчас меня все увидят. Скорей бы снег выпал.(заяц) | Познавательные УУД (общеучебные) извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Коммуникативные УУД владение монологической речью. |
Физкультминутка | ||
| Заяц серенький сидит И ушами шевелит. (Показывают руками) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (Потирают ладони) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Дети скачут) Кто-то зайку напугал- Зайка – прыг – и убежал. (Дети садятся) | |
Первичное закрепление | ||
-Как вы думаете, кто из наших гостей-животных лишний? (журавль) - Каких перелётных птиц вы знаете? Учитель читает отрывок рассказа «Куда, как и когда?» (см. Плешаков А.А. Зеленые страницы) « В прошлом существовало множество самых разных предположений о птичьих перелётах. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на …. Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят - зимуют под водой, зарывшись в ил». - О чём этот отрывок?
- Действительно, в отрывке рассказывается о том, как люди представляли себе жизнь птиц осенью.
Как вы думаете, какие из этих представлений соответствуют действительности, а какие – нет: Птицы улетают на Луну, погружаются там в спячку. Улетают зимовать в дальние страны. Маленькие птицы путешествуют на спинах у больших, сильных Некоторые птицы зимуют под водой, зарывшись в ил. | Дети высказывают свои предположения, перечисляют перелетных птиц. Дети слушают текст. Отвечают на вопросы учителя. Выбирают из предложенных вариантов соответствующие действительности. | Познавательные УУД (логические) анализ, сравнение; установление причинно-следственных связей; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез. (общеучебные) извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; решение проблемы поискового характера. Коммуникативные УУД |
Рефлексия | ||
Работа в группах. Рабочая тетрадь, задание №4 на стр. 19. -Вставьте пропущенные слова в текст, прочитайте его. Сделайте вывод. - Когда животным лучше живётся, осенью или зимой? Почему? - Как нам позаботиться о тех, кто остаётся с нами в суровую зиму? | Работа в группах с предложениями. Делают вывод. | Личностные УУД нравственно-этическая ориентация(личностный моральный выбор) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; разрешение конфликтов умение выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. Познавательные УУД (логические) анализ, синтез; установление причинно-следственных связей; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез. (общеучебные) извлечение необходимой информации ; решение проблемы поискового характера. |
Итог урока | ||
- Какая была тема нашего урока? - Что узнали нового? - По каким признакам мы устанавливали, что наступила осень? ( Стало холоднее, изменились деревья, животные готовятся к зиме.) - У вас на партах лежат 2 картинки( тучка и солнышко). Определите, с каким настроением каждый из вас заканчивает урок: солнечным или пасмурным. Выберите картинку и приклейте ее в тетрадь личных достижений. | Отвечают на вопросы, делают выводы. | Личностные УУД личностное самоопределение. Регулятивные УУД оценка. Коммуникативные УУД |
Домашнее задание | ||
Творческое Д/З по желанию. Выучить стихотворение об осени. Выполнить творческую работу на тему «Осень» (рисунок, аппликация, поделка из природного материала и т.д ). | Дети с помощью взрослых выбирают стихотворение и заучивают его. Выполняют творческую работу на тему «Осень» | Личностные УУД личностное самоопределение. Коммуникативные УУД Познавательные УУД (общеучебные) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение. |