Конспект урока окружающего мира на тему «Осень» (1 класс)
Открытый урок
в 1 –А классе
по теме «Осень»
Классный руководитель:
Денисова Е.А.
2020-2021
Конспект урока на тему: «Осень»
Цели урока: Создать условия для ознакомления с понятием осень.
Закрепить представления о характерных признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания об изменениях природы с приходом осени, повторить приметы осени.
- закрепить элементарные представления о приметах осени;
- уточнение понятий сентябрь, октябрь, ноябрь
- уточнение понятий овощи, фрукты, их значение для человека
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
-обогащение и активизация словарного запаса;
-способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей
-воспитывать уважение к труду на земле
-воспитывать позитивное отношение друг к другу, умение работать в коллективе
- способствовать формированию положительной мотивации учения
-развитие мелкой и общей моторики;
-развитие умения входить в контакт, вести диалог;
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях ценность здорового образа жизни.
- создать положительный эмоциональный фон;
- воспитывать любовь к природе;
-воспитывать индивидуальность, самостоятельность и инициативность, внимательность, организованность;
Материал: раздаточный материал -листья, цветные карандаши, трафареты «Овощи» «Фрукты», иллюстрации, зонтик.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация с пейзажами и сюжетами осени.
Использование ИКТ: демонстрационная презентация
Ход урока.
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
Актуализация ранее усвоенных знаний
Вводная беседа
Учитель подходит с детьми к окну, читает стихотворение А. Фета.
Ласточки пропали...
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?! Чтобы узнать о каком, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек
Я ______ (осень)
А кто знает после какого времени года наступает осень?...
Правильно, после лета.
Артикуляционная гимнастика
Бегемотик -На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Основная часть
Формирование новых знаний и умений
Открытие нового знания
Учитель: А вы знаете, как называются осенние месяцы?
Сколько их?
Первый осенний месяц-сентябрь, зовут его «запевалой осени».
Второй месяц-октябрь-середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому, что с деревьев опадали увядшие, пожелтевшие листья.
Третий осенний месяц- ноябрь-последний месяц осени.
_ Ребята, а какая погода осенью?(Холодная, пасмурная, дождливая, солнце прячется за тучами.
- Ребята , рассмотрите картинку ( слайд 1).Что вы на ней видите? Когда это бывает? Что вы знаете про осень? Какого цвета осень?( жёлтого). Какие изменения в природе происходят осенью?( Похолодание, дожди, листопад и тд.) Что в это время делают люди?( собирают урожай). Как одеваются? Как ведут себя животные, птицы?( готовятся к спячке, запасают корм), (улетают в тёплые страны).
4. Первичное закрепление
Упражнение «найди ошибки»:
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загарают, купаются,носят легкую одежду
- Под ногами шуршат сухие разноцветные листья
- Набухают почки, распускаются на деревьях листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов
- Дикие животные не делают запасы корма
Физкультминутка
Давайте поиграем:
Ветер по лесу лета,
ветер листики считал
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Опускают руки, приседают.
- Осень перекрасила листья и разбросала их. Давайте их соберем. Разделимся на две команды. Одна будет собирать желтые листья, другая – красные.
Учащиеся собирают листья и отдают их педагогу
- Молодцы. Помогли собрать все листья.
♫ Звучит музыка дождя.
- Послушайте, что это? (это капает дождь)
- Как капает дождь, давайте покажем.
Капля раз, капля два, Дети по раскрытой ладони стучат другой
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом, Стучат все быстрей
Все бегом, бегом, бегом. Стучат и топают ногами.
Мы зонты свои раскрыли, Поднимают руки вверх
От дождя себя укрыли. Изображают зонтики.
- Вот какая погода осенью – то солнце светит, то дождик капает.
Игра «Дождик»
Давайте поиграем в игру. Вот у нас есть зонтик. Пока звучит музыка – значит светит солнышко и мы гуляем. Как только музыка прекращается, значит пошел дождик и мы должны спрятаться под зонтик.
Работа с презентацией « ОВОЩИ» «ФРУКТЫ»
Где растут овощи? Слайд 2 (на огороде). Где растут Фрукты? Слайд 3 ( В саду).
Самостоятельная работа
Работа с трафаретами
Далее работа с трафаретами (овощи, фрукты,) в тетради: Обведите по внутреннему контуру предмет и раскрасьте его цветными карандашами
Итоговая беседа. Рефлексия
Итог урока: Все старались, не ленились
И чему-то научились….
-Что вы узнали для себя новое?
-Какие задания понравились больше всего?
-Что показалось трудным?
- Вы все хорошо работали на уроке и за это осень хочет угостить вас своими дарами - вкусными, сочными яблоками.
Евгения Александровна Денисова
Самоанализ открытого урока на тему: «Осень»
Тема непосредственно образовательной деятельности «Осень» Вид деятельности – познавательная, художественно-эстетическая.
Продолжительность - 40 минут
Содержание непосредственно образовательной деятельности построено с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально – коммуникативное развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности(опрос учащихся, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия. физкультминутка, артикуляционная гимнастика).
Для реализации поставленных задач были использованы группы методов:
- наглядные (рассматривание иллюстраций: осеннего леса, явлений природы осенью: листопад, дождь, деятельность и одежда людей, животные и птицы осенью)
- словесные (загадки, вопросы, указания к действию, рассказ стихотворений, игровые (игровые упражнения музыкальная игра «Дождик» подвижная игра «Дождик», «Осенние листья»
- практические (работа с трафаретами) целенаправленное действие с дид. материалом
Планируемый результат предполагал, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; проявление любознательности; способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Мотивация и интерес к познавательной активности достигались путем эмоционального вхождения в тему, занимательным содержанием, использованием художественного слова, созданием игровой ситуации.
Аппарат для оценивания представлен:
- положительной оценкой педагога деятельности учеников;
Задания: игровые упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий были направлены на развитие мелкой моторики, памяти, мышления, слухового восприятия
Задания дети выполняли с удовольствием. Вопросы учителя не вызвали затруднения у детей
Решение задач было направлено на уточнение знаний детей о многообразии природных явлений, установлении простейших связей между ними, на закрепление представлений о сезонных изменениях в природе. С этим заданием дети справились.
Для смены деятельности и повышения дальнейшей умственной работоспособности воспитанников была проведена физкультминутка и подвижная игра «Осенние листья», которая соответствовала тематике занятия.
Заключительным заданием было: работа с трафаретами «Овощи» «Фрукты» Оно не вызвало затруднений у детей. Все справились с заданием правильно. И как показал итог урока, это задание вызвало наибольший интерес у детей.
Индивидуальный и дифференцированный подход проявлялся в подборе дидактических упражнений по уровню знаний детей, оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа.
Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приемы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности позволило обеспечить допустимую активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению ее результативности и успешному решению поставленных задач.
Считаю, что цель непосредственно образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.
Полянская Оксана Николаевна
Денисова Евгения Александровна
Полянская Оксана Николаевна
Сосницкая Татьяна Григорьевна
Соколова Елена Борисовна
Полянская Оксана Николаевна