Урок окружающего мира по теме «Планеты солнечной системы» (4 класс)

27
14
Материал опубликован 2 June 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей начальных классов «Конспект урока с мультимедиа»

Урок окружающего мира в 4  классе.

Тема. Планеты солнечной системы.

Цель: формирование представления о   планетах  Солнечной системы; ознакомление с тем, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времен года.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать первоначальное представление учащихся о планетах, входящих в состав  солнечной системы, с  их особенностями.

 устанавливать причинно – следственные связи между движениями Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. 

Метапредметные:

Личностные: 

 Познавательные: искать и выделять необходимую информацию, использовать её при решении учебной задачи, доказывать и аргументировать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам, научатся принимать учебную задачу, выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Регулятивные: учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем и одноклассниками, оценивать действия партнёров по работе, работать в группе, умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, ученические ноутбуки.

Этап урока

 

Ход урока.

УУД на этапе урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1.  

( 1мин)

Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Готовятся к уроку, слушают учителя.

 

  1.  

( 5мин)

Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка сообщений учащихся по теме «Интересная информация о Солнце инебесных телах».

  1. Игра аукцион вопросов  « Мир глазами астронома»

Начинаем аукцион, за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, тот, кто наберёт больше всего жетонов, выиграет наш аукцион и получит оценку «5».

(слайд 2)

1.Что изучает астрономия?

2. Что такое Вселенная?

3. Что такое Солнечная система?

4. Сколько планет в Солнечной системе?

5. Перечислите планеты Солнечной системы?

3. Практическая работа по группам.

  1.  

Изобразить Солнечную систему с помощью модели. (детали модели раздаются детям).

2 группа.

Вставить пропущенные данные в текст о Солнце.

3 группа.

Выполняет тест по теме на ученических ноутбуках по ссылке.

                     https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/mir-glazami-astronoma.html

 

4.Проверка работы групп.

Выступают с сообщениями по теме.

 

 

Отвечают на вопросы, получают жетоны.

 

 

 

 

 

Выполняют практическую работу в группах.

1 и 2 группа выступают перед одноклассниками. Работа 3 группы проверяется автоматически на тренажёре.

Личностные:

 проявляют интерес к предстоящей работе, предмету окружающий мир.

Познавательные: способы выполнения заданий поискового характера, умение рассуждать и делать выводы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя,  работать в группах,  умение договариваться, находить общее решение.

.

 

3.

( 1 мин)

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, вы любите узнавать что-то новое? Неизвестное? Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие  на корабле. А, что мы можем увидеть в Космосе?

( слайд  3)

-Значит, какова цель нашего урока?

( Узнать интересные факты о планетах Солнечной системы)

Отвечают на вопросы учителя, ставят цель урока.

Регулятивные: с помощью учителя определять тему и цели урока.

  1.  

(1 5мин)

Работа над новым материалом.

  1. Виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.

https://www.youtube.com/watch?v=J0M7CZLdhXk

  1. Беседа по просмотренному материалу.

Что интересного узнали о планетах Солнечной системы?

  1. Чтение статьи в учебнике о планетах.  Игра

« Вопрос- ответ». Работа в парах.

  1. Выступление учащихся с сообщениями о планетах.

( мини- проекты подготовлены дома ) ( слайды 4-13)

  1. Выполнение заданий тренажёра по теме. Работа с компьютером.

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/zemlya-i-chelovechestvo/planety-solnechnoy-sistemy/trainers

Смотрят видеофильм, делятся впечатлениями, интересными фактами о планетах.

 Читают статью учебника, обсуждение в парах, выступают  с сообщениями, выполняют задания на ноутбуках.

Познавательные: находить и понимать информацию, анализировать, выбирать материал для своего сообщения.

Регулятивные: вносить коррективы в  работу.

Коммуникативные: 

вести диалог, сотрудничать с одноклассниками, работать в парах.

  1.  

( 1 мин)

Физминутка.

https://lsdmusic.ru/download/RhRJu-LppsI/%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83

 

 

  1.  

( 11 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

А) Работа с теллурием.

А сейчас нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.

Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

( вращается вокруг Солнца)

А ещё Земля вращается вокруг своей оси. Как вы думаете, одинаково ли Земля освещается Солнцем? Солнце освещает то одну сторону Земли, то другую. Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем?  Что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

( В той части Земли, которая освещена Солнцем, будет день. А в другой части Земли, куда не попадают солнечные лучи, будет ночь.) ( слайд 14)

Б) Просмотр видео о смене дня и ночи.

https://www.youtube.com/watch?v=paz-J_RduHM

 

Б) Работа по схеме на с. 12 учебника.

Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

  •  

Просмотр видео

https://www.youtube.com/watch?v=L9BYbO0Oylw

Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле, когда она вращается вокруг Солнца?

Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При  вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него. На земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу, будет теплее, значит, это будет лето. А в той части, которая дальше от Солнца, холоднее, поэтому там будет зима.

( слайд 15)   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

Рассматривают прибор, участвуют в беседе, делают выводы.

Познавательные: выполнять задания практического и поискового характера; доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать и сохранять условия задания, планировать  действия, последовательно выполнять задания.

Коммуникативные: умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, корректируют полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеофильмы, отвечают на вопросы, обобщают полученные знания.

  1.  

(3 мин)

Закрепление изученного материала.

  1. Работа в тетрадях  на печатной основе.

Задание  №5  на   с. 10. Дорисовать и определить фрагменты, каких схем показаны.

  1. Рассказ по схемам, как происходит смена дня и ночи, времён года.

Выполняют самостоятельно задания в печатной тетради. Рассказывают по схемам.

 

 

Познавательные:  сравнивать, классифицировать объекты  по выделенным признакам, выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

  1.  

( 1 мин)

Подведение итогов урока.

-  Что вам запомнилось больше всего? Что показалось интересным? Трудным?

Д/з : Приготовить сообщение об одной планете, записать план сообщения и нужную информацию в рабочей тетради с. 12 задание 6.

Отвечают на вопросы.

 

  1.  

( 1 мин)

Рефлексия.

(Слайд 16) . Перед вами смайлики настроения. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.

Урок окончен. Всем спасибо!

 

Объясняют свой выбор.

Коммуникативные: умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя.

 

Используемые материалы:

https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html

Мультимедийное  сопровождение:

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/zemlya-i-chelovechestvo/planety-solnechnoy-sistemy/trainers

https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/mir-glazami-astronoma.html

https://www.youtube.com/watch?v=L9BYbO0Oylw

https://www.youtube.com/watch?v=paz-J_RduHM

 


Приложение
DOCX / 102.62 Кб

Презентация "Планеты Солнечной системы"
PPTX / 11.26 Мб

Предварительный просмотр презентации

Составила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина с. Новая Кармала Львова Светлана Алексеевна Планеты Солнечной системы

Игра аукцион « Мир глазами астронома» 1.Что изучает астрономия? 2. Что такое Вселенная? 3. Что такое Солнечная система? 4. Сколько планет в Солнечной системе? 5. Перечислите планеты Солнечной системы?

Планеты Солнечной системы. Цель: узнать интересные факты о планетах Солнечной системы

Каменные планеты. 

Меркурий  Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Она  вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.

Венера По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.

Марс. Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневатую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причем некоторые из них выше, чем наш Эверест. Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. У планеты Марс два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).

Земля

Газовые планеты

Гигант Юпитер. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Сатурн. Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

Уран. Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца он удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет.

Нептун. Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.

Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Отличный урок по окружающему миру! Спасибо, Светлана Алексеевна!

2 June 2019

Елена Николаевна! Спасибо Вам за комментарий!

2 June 2019

Спасибо,Светлана Алексеевна!

2 June 2019

Елена Аркадьевна! Спасибо Вам большое!

2 June 2019

Светлана Алексеевна, поздравляю!!!

28 August 2019

Елена Фёдоровна, спасибо за поздравления!!!

28 August 2019

Светлана Алексеевна!!! Поздравляю с Победой в конкурсе!!!

28 August 2019

Спасибо! Я очень рада!

28 August 2019

Светлана Алексеевна! Поздравляю Вас с победой!

29 August 2019

Спасибо за поздравления!

29 August 2019

Светлана Алексеевна, поздравляю Вас с победой! Дальнейших творческих успехов Вам!

29 August 2019

Марина Николаевна! Благодарю за добрые слова! Спасибо!

29 August 2019

Светлана Алексеевна, очень увлекательный урок. Спасибо. Заслужиная победа.

25 December 2019