Урок окружающего мира по теме «Смутное время. Минин и Пожарский» (4 класс, УМК «Школа России»)
Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.
Цели: познакомить учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», со значением народного ополчения; формировать представления о патриотизме.
Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты, слайд (иллюстрация) «Памятник Минину и Пожарскому», толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент
ТИМ ЧИР («кричалка» для поднятия духа)
Ошибаться можно, бездельничать нельзя,
если знаешь - поделись с нами
II. Актуализация опорных знаний
Приложение 1 - КОНЭРС: Дмитрий Донской, Иван III, Иван Калита, Александр Невский.
- Определить по картинке или словосочетанию, в какой «угол» нужно идти. В группе готовится короткий рассказ-доказательство о деятеле.
III. Самоопределение к деятельности
- Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?
- Что объединяло этих людей? (Любовь к родине, самоотверженность, готовность к подвигу….)
- Таких людей, которые любят родину, родное государство, кто готов на подвиг и личные жертвы во имя Отчизны называют… патриотами (СЛАЙД)
— Дома вы работали со словарями и интернетом, узнавали значение слова «патриот»? Кто поделится своими находками?
- В словаре русского языка СИ. Ожегова дается толкование слова
«патриот» — это человек, одушевленный патриотизмом, патриотизм —
преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к
любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
«Патриотичный человек» — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
«Патриотизм» — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
- Как вы думаете, ограничивается ли история только именами этих людей? (Нет)
- Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое и она богата именами патриотов.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Патриоты России».)
- Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страницей истории нашего Отечества.
Демонстрация слайда «Памятник Минину и Пожарскому».
— Какие вопросы у вас возникли? (Кто такие Минин и Пожарский? За какие подвиги воздвигли им памятник? Что сделали Минин и Пожарский для России? За что благодарят их потомки? Можем ли мы их назвать патриотами России?)
Приложение 2 - Задачи урока: узнаем о борьбе народа за независимость в начале XVIII века, патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков;
попытаемся понять роль этого события в истории России; поймем, почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства.
IV. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику с. 87
— Вначале XVII в. полякам удалось войти в Москву. Почему? Где об этом можем узнать? (В учебнике.)
- Прочтите статью на с. 87 учебника, работая в паре, ответьте на поставленный вопрос, пользуясь опорными словами.
СЛАЙД Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство бояр, народные волнения.
- В конце XVI века царем был Федор Иванович (СЛАЙД) – тихий добрый человек. У него не было детей и после его смерти трон российский опустел. В стране воцарился беспорядок, которым воспользовались поляки и помогли им в этом предатели-бояре. Страна оказалась на краю гибели. Ее нужно было спасть.
- Патриотическое движение возглавила Русская православная церковь. Патриарх Гермоген (СЛАЙД) отсылал во все концы страны грамоту, в которых призывал сплотиться для отпора захватчикам.
— Прочитайте статью со второго абзаца с. 87-88 этой статьи. Сформулируйте свои вопросы по каждому абзацу.
1. К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин в 1611году.? 2. Что было создано для борьбы с врагом?
3. Кто встал во главе собравшейся рати?
4. Когда народное ополчение двинулось к Москве?
5. С кем произошел бой около Москвы?
6. Чем закончилась эта схватка?
7. Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе?
8. Чем все закончилось?
Ответы сопровождаются показом слайдов
- В Российском государстве закончилось смутное время. В 1613 году на Земском соборе 16-летний Михаил Федорович был избран на царство.
- Кто может объяснит, почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства.
- Спустя два века на красной площади в Москве был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (СЛАЙД).
- Почему Минина и Пожарского называют патриотами России?
- Как вы считаете, в чем значение данного события в нашей истории?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполняя задание 1 на с. 30, сформулируйте определение понятия «народное ополчение». (Народное ополчение — это добровольцы, готовые постоять за родную землю.)
— Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.)
— Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рассказа о
России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость,
Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай-город, 1612 г., Дмитрий
Пожарский.)
Оценивание
V. Подведение итогов урока
- С какими деятелями российской истории ПАТРИОТАМИ России можно поставить в один ряд патриарха Гермогена, К. Минина и Д. Пожарского?
- В этот ряд и поставила бы и Тимура Маратовича и Юрия Леонидовича, которые сейчас выполняют свой патриотический долг на Украине (ФОТО)
VIII. Рефлексия
— Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.
— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал...»
- У вас на партах лежат цветы. Давайте подарим их нашим героям. Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый.
Домашнее задание: с. 90, ответить на вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради №2 стр.31-32.
Приложение 1 (КОНЭРС)
ИВАН III
ИВАН КАЛИТА
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
река Угра | герб Руси |
боярская дума | Московское государство |
государь всея Руси | |
|
|
|
|
| сам собирал дань для Орды |
хан Мамай | 8 сентября 1380 г. |
| |
| |
рыцари- крестоносцы | хан Батый |
| город Козельск |
шведы | Чудское озеро |
Приложение 2.
узнаем о борьбе народа за независимость в начале XVIII века,
о патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков;
попытаемся понять роль этого события в истории России;
поймем, почему
4 ноября мы отмечаем День народного единства.
5