12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ляшова Татьяна Петровна122
Россия, Тюменская обл., Уват
Материал размещён в группе «МАСТЕР-КЛАСС»
3

Урок окружающего мира по теме "Смутное время. Минин и Пожарский" (4 класс УМК "Школа России")

Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.

Цели: познакомить учащихся с понятиями «патриот», «па­триотизм», со значением народного ополчения; формировать представления о патриотизме.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты, слайд (иллюстрация) «Памятник Минину и Пожарскому», толковый словарь.


Ход урока

I. Организационный момент

ТИМ ЧИР («кричалка» для поднятия духа)

Ошибаться можно, бездельничать нельзя,

если знаешь - поделись с нами

II. Актуализация опорных знаний

Приложение 1 - КОНЭРС: Дмитрий Донской, Иван III, Иван Калита, Александр Невский.

- Определить по картинке или словосочетанию, в какой «угол» нужно идти. В группе готовится короткий рассказ-доказательство о деятеле.

III. Самоопределение к деятельности

- Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

- Что объединяло этих людей? (Любовь к родине, самоотверженность, готовность к подвигу….)

- Таких людей, которые любят родину, родное государство, кто готов на подвиг и личные жертвы во имя Отчизны называют… патриотами (СЛАЙД)

Дома вы работали со словарями и интернетом, узнавали значение слова «патриот»? Кто поделится своими находками?

- В словаре русского языка СИ. Ожегова дается толкование слова

«патриот» — это человек, одушевленный патриотизмом, патриотизм —

преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к

любым жертвам и подвигам во имя инте­ресов своей Родины.

«Патриотичный человек» — тот, кто любит свое Отечество, пре­дан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

«Патриотизм» — особое эмоциональное переживание своей при­надлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

- Как вы думаете, ограничивается ли история только именами этих людей? (Нет)

- Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое и она богата именами патриотов.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Па­триоты России».)

- Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страни­цей истории нашего Отечества.

Демонстрация слайда «Памятник Минину и Пожарскому».

Какие вопросы у вас возникли? (Кто такие Минин и По­жарский? За какие подвиги воздвигли им памятник? Что сде­лали Минин и Пожарский для России? За что благодарят их потомки? Можем ли мы их назвать патриотами России?)

Приложение 2 - Задачи урока: узнаем о борьбе народа за независимость в начале XVIII века, патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков;

попытаемся понять роль этого события в истории России; поймем, почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства.

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику с. 87

Вначале XVII в. полякам удалось войти в Москву. Почему? Где об этом можем узнать? (В учебнике.)

- Прочтите статью на с. 87 учебника, работая в паре, ответьте на поставленный вопрос, пользуясь опорными словами.

СЛАЙД Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство бояр, народные волнения.

- В конце XVI века царем был Федор Иванович (СЛАЙД) – тихий добрый человек. У него не было детей и после его смерти трон российский опустел. В стране воцарился беспорядок, которым воспользовались поляки и помогли им в этом предатели-бояре. Страна оказалась на краю гибели. Ее нужно было спасть.

- Патриотическое движение возглавила Русская православная церковь. Патриарх Гермоген (СЛАЙД) отсылал во все концы страны грамоту, в которых призывал сплотиться для отпора захватчикам.

Прочитайте статью со второго абзаца с. 87-88 этой статьи. Сформулируйте свои вопросы по каждому абзацу.

1. К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин в 1611году.? 2. Что было создано для борьбы с врагом?

3. Кто встал во главе собравшейся рати?

4. Когда народное ополчение двинулось к Москве?

5. С кем произошел бой око­ло Москвы?

6. Чем закончилась эта схватка?

7. Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе?

8. Чем все закончилось?

Ответы сопровождаются показом слайдов

- В Российском государстве закончилось смутное время. В 1613 году на Земском соборе 16-летний Михаил Федорович был избран на царство.

- Кто может объяснит, почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства.

- Спустя два века на красной площади в Москве был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (СЛАЙД).

- Почему Минина и Пожарского называют па­триотами России?

- Как вы считаете, в чем значение данного события в нашей истории?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполняя задание 1 на с. 30, сформулируйте определение понятия «народное ополчение». (Народное ополчение — это добровольцы, готовые постоять за родную землю.)

Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.)

Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рас­сказа о

России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость,

Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай-город, 1612 г., Дмитрий

Пожарский.)

Оценивание

V. Подведение итогов урока

- С какими деятелями российской истории ПАТРИОТАМИ России можно поставить в один ряд патриарха Гермогена, К. Минина и Д. Пожарского?

- В этот ряд и поставила бы и Тимура Маратовича и Юрия Леонидовича, которые сейчас выполняют свой патриотический долг на Украине (ФОТО)

VIII. Рефлексия

Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал...»

- У вас на партах лежат цветы. Давайте подарим их нашим героям. Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый.


Домашнее задание: с. 90, ответить на вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради №2 стр.31-32.





















Приложение 1 (КОНЭРС)

ИВАН III



ИВАН КАЛИТА



ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ



АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

река Угра


герб Руси

боярская дума

Московское

государство

государь всея Руси


t1679214011aa.png

t1679214011ab.png

t1679214011ac.png

t1679214011ad.png

t1679214011ae.png

t1679214011af.png

сам собирал дань для Орды

хан

Мамай

8 сентября

1380 г.

t1679214011ag.jpg

t1679214011ah.jpg

t1679214011ai.png

t1679214011aj.png

рыцари- крестоносцы

хан

Батый

t1679214011ak.png

город Козельск

шведы

Чудское озеро









Приложение 2.

узнаем о борьбе народа за независимость в начале XVIII века,




о патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков;


попытаемся понять роль этого события в истории России;


поймем, почему

4 ноября мы отмечаем День народного единства.



















5


Опубликовано в группе «МАСТЕР-КЛАСС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.