Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Разнообразие животных» (УМК «Школа России»)
Пояснительная записка к презентации
Тема: РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.
Цели урока:
- Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на основные группы: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.
- Сформировать представления о характерных признаках этих групп.
- Сформировать представление о диких и домашних животных.
Оборудование:
Рисунки с изображением диких и домашних животных.
Плакат «Животные».
Книги о животных.
Плакат «Домашние животные».
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы.)
На экране появляется схема 1:
Дети приводят примеры растений разных групп.
– А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Лиственные, хвойные) Чем они отличаются?
На экране появляется схема 2:
– Как называются растения, специально выращиваемые человеком? (Культурные растения.)
– Как называются растения, которые растут без вмешательства человека? (Дикорастущие.)
На экране появляется схема 3:
– Приведите примеры.
Работа на карточках.
КАРТОЧКА 1
– Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники синим, травы желтым:
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
КАРТОЧКА 2
– Подчеркни дикорастущие растения зеленым карандашом, а культурные - красным.
Рожь, ромашка, василек, тополь, береза, яблоня, капуста, орешник, клубника, картофель.
Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.
Разгадайте кроссворд. Для этого узнайте, кто изображен на каждой картинке, заполните пустые клетки названиями изображений. Сделав это, вы узнаете название нашего кроссворда и, о ком мы будем говорить сегодня на уроке. Дети разгадывают кроссворд. На экране появляется ключевое слово – животные. О ком мы будем говорить на уроке?
4 |
5 |
|
1 |
||||||||
|
7 |
||||||||||
К |
Р |
О |
С |
С |
В |
О |
Р |
Д |
|||
3 |
|||||||||||
|
4 |
8 |
|||||||||
|
|
5 |
|
||||||||
1 |
2 |
|
|
|
6 |
7 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
||||||||||
|
|
||||||||||
6 |
3 |
8 |
– Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с разными животными. Их, оказывается, можно научиться различать по числу ног и по покрову тела. Помните, мы в первом классе так уже различали зверей, птиц, рыб и насекомых?
4. Выделение характерных особенностей групп животных.
По мере того, как обсуждается группа, данные заносятся в таблицу на экране:
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ КОЛИЧЕСТВО НОГ И ПОКРОВЫ
Рассмотрите плакат. Какие группы на нем изображены?
– Кого отнесем к зверям? Что объединяет всех этих животных? Сколько ног? Чем покрыто тело? (Четыре ноги, тело покрыто шерстью.)
– Кого отнесем к птицам? Что отличает птиц от всех остальных животных? (Тело покрыто перьями, две ноги и два крыла.)
– Каких животных отнесем к рыбам? Чем они отличаются от других? (Это водные животные, у них нет ног, а есть плавники, которые помогают им плавать; тело покрыто чешуей.)
– Следующая группа животных – насекомые. Посмотрите на экран. Кто относится к этой группе? Что общего у них? Сколько туфелек подает муравей бабочке? Почему? У насекомых 6 ног.
Рассмотрите бабочку. Из каких частей она состоит?
Сегодня мы познакомимся еще с двумя группами животных. Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб? На экране появляются изображения лягушек, жаб.
Где они обитают? (На суше и в воде.) Поэтому они составляют свою группу – земноводные. В самом названии уже видно, что эти животные могут находиться и на суше, и в водоеме. Чем они отличаются от других животных? Сколько ног? Чем покрыто тело? (4 ноги, голая кожа.)
Еще одна группа – это пресмыкающиеся. К ним относятся змеи, черепахи,
крокодилы, ящерицы. На экране появляются изображения этих животных.
Что можно сказать о числе ног и кожном покрове? (4 ноги, кожа покрыта роговыми чешуйками.)
На экране появляется таблица 1:
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ КОЛИЧЕСТВО НОГ И ПОКРОВЫ
Звери 4 ноги, шерсть
Птицы 2 ноги, 2 крыла, перья
Рыбы плавники, чешуя
Насекомые 6 ног
Земноводные 4 ноги, голая кожа
Пресмыкающиеся 4 ноги, роговые чешуйки
А сейчас, глядя на таблицу, дайте характеристику каждой группе, приведите свои примеры. Например: звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуей; птицы – животные воздушного пространства, их тело покрыто перьями; насекомые – это животные, у которых 6 ног.
О земноводных и пресмыкающихся на экране идет заставка фильма.
5. Физкультминутка и закрепление пройденного материала.
Игра с мячом «Назови группу животного»
Я бросаю одному из вас мяч и произношу загадку, поймавший мяч называет отгадку и группу, к которой относится это животное.
Колючий клубочек под елкой лежит.
Взять пожелаешь – вмиг убежит.
(Еж)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он забияка,
Поутру – часы.
(Петух)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток
(Рыбы)
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик.
(Стрекоза)
Как же называются все эти существа? (Животные)
6. Знакомство с дикими и домашними животными.
На экране изображения животных. На какие две группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних). На экране схема 4:
– Чем дикие животные отличаются от домашних? (Дикие животные живут самостоятельно в природе: сами себе добывают пищу, строят жилища, ухаживают за потомством.) А откуда появились домашние животные? Очень давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Однажды один человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать добывать пищу. Шло время. Число друзей среди животных у человека росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников. Каких домашних животных вы знаете? К домашним животным относятся не только звери, но и птицы, и рыбы, и насекомые. Приведите примеры домашних зверей, птиц, рыб, насекомых.
– Чем домашние животные отличаются от диких животных? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.) Чем домашние животные платят людям за их любовь и ласку? Дети отвечают на поставленный вопрос, учитель заносит ответы в таблицу 2. В случае затруднения дети обращаются к рисунку учебника на стр. 6 7.
Таблица 2 выглядит так:
Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, следит за их чистотой и здоровьем. Летом для домашних животных люди заготавливают корма, до наступления холодов утепляют жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. А знаете ли вы, какие у кого детеныши?
7. Игра «Отгадай детеныша».
8. Игра «Найди жилище».
И у диких, и у домашних животных есть свое жилище. Сейчас мы проверим, как вы знаете названия домиков животных.
9. Игра «Узнай животное по голосу».
Голоса каких животных вы слышали?
10. Закрепление.
Закончи предложение:
А) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилище, выводят потомство, называются…
Б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
11. Проверка знаний. Тест «Разнообразие животных»
12. Итог.
С какими животными сегодня познакомились? Что о них узнали?
13. Домашнее задание.
Прочитать о разнообразии животных в учебнике (стр. 50-51, стр. 66-67). Ответить на вопросы после текста.
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1455966300.xls (test.xls)
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1455966324.doc (карточка.doc)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1455966258.xls (кроссворд.xls)
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1455966415.ppt (Презентация1.ppt)