Урок окружающего мира «Пётр Великий» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок на тему «Петр Великий»
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Сформировать представление о Петре I- первом императоре, его преобразованиях: создание российского флота, выход в Балтийское море; строительство Санкт-Петербурга; реформы в быте.
Развивать умение обобщать, делать выводы и обосновывать их, проводить сравнительный анализ.
Развивать умение сотрудничать, работать в группе.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, учебник, ноутбук, смарт доска.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в путешествие по ленте времени и продолжим знакомиться с важнейшими событиями в истории Отечества.
-Чего вы ждёте от урока? Каким вы хотите, чтобы он был?
-Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.
-Давайте вспомним, какие шаги надо выполнить, чтобы открыть новые знания? Повторение шагов учебной деятельности.
- С чего начнём работу? (С повторения необходимых знаний).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Работаем с карточкой №1. Что вы должны сделать?
Карточка №1.
Задание: определи и пронумеруй, в каком порядке произошли эти события.
Карточка №1 Карточка №2
- С какими историческими личностями связаны эти события? Выполните задание на карточке №2.
Карточка №2.
Задание: установи соответствие.
- Как вы думаете, почему эти люди имеют такие громкие имена? (Они получили их за достижения, сделанные для государства).
- Сегодня на уроке мы будем говорить еще об одной исторической личности.
На доске портрет Петра I.
- Кто узнал этого человека? Кем он был?
- Петр I в истории России остался под прозвищем Великий.
Проблемный вопрос.
- За что Петр I получил такое имя? Запишите свои предположения на планшетах.
− У кого нет результата?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог ответить на этот вопрос. У меня нет предположений).
− Кто выполнил задание?
− Кто из вас уверен, что правильно ответил на вопрос?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не можем доказать, что правильно ответили на поставленный вопрос.)
− С чем вы столкнулись? (С затруднением.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы получили? (Ответить на вопрос…).
− Почему не смогли ответить на мой вопрос? (Мы не знаем, какие заслуги он имеет перед Отечеством, что он сделал для государства).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, почему Петра I прозвали Великим, что он сделал для государства).
- Сформулируйте тему урока. (Петр Великий).
− Что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? (Составить план работы).
- Давайте наметим план ваших действий по достижению цели урока.
План:
Изучить:
личность Петра I;
преобразования Петра I;
Сделать вывод.
- Какими источниками воспользуетесь для достижения цели? (учебником)
- Работать будете в группах. Напомните правила работы в группах. Повторение правил работы в группе. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает карточку-помощницу, по вопросам которой они работают.
5. Реализация построенного проекта.
Работа ведётся по статьям учебника. Каждая группа самостоятельно выполняет свою часть работы. По завершению учащиеся делают сообщение.
- Вернёмся к заданию на пробное действие. Теперь вы можете дать ответ на вопрос, почему Петра I прозвали Великим?
-Вы справились с затруднением? (Да). Молодцы!
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Задание №1.
- Перед вами список преобразований Петра Великого. Вычеркните то, что к ним не относится.
Введение нового летосчисления.
Основание Москвы.
Создание российского флота.
Первая на Руси типография.
Указ об обрезании бород и длиннополых платьев.
Покорение Сибири.
Освобождение Москвы ополчением под руководством К.Минина и Д. Пожарского.
Указ о создании Академии наук.
Куликовская битва.
Создан первый музей в России.
Сооружение Золотых ворот в Киеве.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Каким будет следующий этап работы? (Будем выполнять самостоятельную работу с цель понять, как мы усвоили новые знания.)
Учащиеся выполняют тестовую работу.
1.Сколько лет было Петру, когда он был провозглашен царем?
А) 4 года
Б) 8 лет
В) 10 лет
2. Как назывался полк, с которым юный Петр разыгрывал сражение?
А) «смешной»
Б) «потешный»
В) «игрушечный»
3. Какая находка в юности оказала громадное влияние на всю дальнейшую жизнь Петра?
А) нашел карту
Б) обнаружил барабан
В) обнаружил бот (судно)
4. Петр ввел новый календарь и приказал праздновать новый год:
А) 1 марта
Б) 1 сентября
В) 1 января
5. Какой город был основан Петром I на берегу Балтийского моря?
А) Москва
Б) Санкт-Петербург
В) Одесса
6. Какое прозвище получил Петр I в народе?
А) Великий
Б) Главный
В) Верный
7.Почему Петра назвали царем-брадобреем?
А) был очень добрым
Б) приказывал брить бороды
В) ему нравились бородатые бояре
8. Когда был заложен Санкт-Петербург?
А) 16 мая 1703 года
Б) 24 сентября 1706
В) 9 июня 1710
После выполнения учащимися самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.
− У кого задание вызвало затруднение?
- В каком месте возникло затруднение? Почему возникло затруднение?
- Что вам нужно сделать? (Закрепить знания о Петре I и его преобразованиях.)
- Кто справился с заданием? Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Кто мог сказать такие слова?
1. «Я первым пожертвовал большую сумму денег на вооружение народного ополчения». (Кузьма Минин)
2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве». (Иван Федоров)
3. «Я трудился на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела». (Петр Первый)
4. « На борьбу с врагом благословил меня Сергий». (Дмитрий Донской)
5. «В наследство князьям московским оставляю символ власти – шапку Мономаха». (Иван Калита).
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Какова была цель? Вы её достигли?
− Что пока не получилось? У кого остались затруднения?
− Какую задачу перед собой поставите?
- Как вы думаете, на каких уроках вам понадобятся знания, полученные сегодня?
- Оцените свою работу на уроке (прием «Голосование»):
Сафронова Елена Леонидовна
Алина Яковлевна Корогод
Татьяна
Алина Яковлевна Корогод
Татьяна
Алина Яковлевна Корогод