12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вязьминова Елена Геннадьевна18 |
Урок окружающего мира в 1 классе на тему: " Когда наступит лето?"
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе, автор учитель начальных классов Вязьминова Е.Г.
УМК «Школа России»
Учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Цели, задачи урока
- формировать представления о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности.
Задачи урока:
а) Обучающая: систематизировать знание детей о временах года, соответствующих им месяцев;
б) Развивающая: развивать познавательную активность, внимание, творческий потенциал, мышление;
в) Воспитывающая: воспитывать художественный вкус, трудолюбие, взаимопомощь.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Мобилизующее начало урока | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! | Настраиваются на работу | |
Постановка проблемы, постановка целей и задач урока | - Вы обратили внимание, что парты в классе стоят не как обычно, это всё потому, что мы будем работать в группах. И каждая группа будет иметь своё название. Предлагаю выбрать капитана команды и придумать ее название. 1) задание для команд: - Ребята, вы любите собирать пазлы? Соберите картинку, кусочки которой лежат у вас на партах. Но когда соберёте, не произносите название вслух, а сделайте это, когда я вас об этом попрошу. 2) задание для команд: - А теперь я буду загадывать загадки, чья картина подходит к описанию, поднимаете руки. 1. Холодно березе, Холодно осине. Даже белка в шубе На морозе стынет. (зима) 2. Стали дождиком метели, На дворе звенят капели. На реке растаял лед, Воробей из лужи пьет. (весна) 3. Красным зовется, Платье в цветах. Ягодой сладкой Зреет в лесах. (лето) 4. Потемнели ветки, От воды туман. Гонит тучи ветер Из далеких стран. (осень) - Посмотрите на собранные картины. Как назвать их одним выражением? - О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Верно, мы будем говорить о временах года, но это ещё не всё – ребята. Мне сегодня понадобится ваша помощь! А дело всё в том, что мне пришло письмо. Письмо не простое, оно от лесных жителей. Они просят ответить на вопрос, но одной мне это сделать очень трудно. Поэтому я обращаюсь к Вам - давайте ответим вместе. Вы согласны? Письмо: Все зима... Все зима...
- Ребята, о чём же нас просят звери? ( Ответить: когда наступит лето). А почему они нас об этом спрашивают? ( Им холодно, голодно) - Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас? Почему? ( закон природы) | Выбирают капитана команды, придумывают название. Выполняют задание, собирают картинку из кусочков. Отгадывают загадки, соотносят со своей картинкой и временем года Времена года Слушают письмо от зверей Звери просят ответить на вопрос: «Когда наступит лето?» Зверям холодно и голодно. Нет, лето не может наступить сейчас, потому что это закон природы. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Работа по теме урока | - Давайте и мы с вами разберемся, что же это за закон природы и почему , лето не может прийти, когда нам захочется? - А поможет нам в этом сказка Владимира Даля «Старик - годовик». Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Какое это время года? ( зима) Назовите приметы зимы.. А каких трех птиц выпустил старик-годовик? - Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Какое это время года? Что происходит в природе весной? - Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно... Какое это время года? Назовите приметы лета. Как звали птиц? - Махнул старик-годовик 4 раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. Какое это время года? Что происходит в это время в природе? - Как вы думаете, махнет старик-годовик еще раз? Почему? А что будет после осени? Вы слышали выражение «круглый год»? Что оно означает по-вашему мнению? ( времена года сменят друг друга, т.е. идут друг за другом по кругу. Отсюда и выражение - «круглый год».) | Слушают аудио сказки В. Даля «Старик-годовик», отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). |
Первичное закрепление полученных знаний | Сейчас вы в группах выполните работу: наклейте на листы названия времен года и соответствующие им месяцы. Украсьте свои работы, используя признаки своего времени года. Вспомните правила работы в группе. - Работаем дружно. - Важно мнение каждого. - Капитан распределяет обязанности. -Объясни свою точку зрения. Проверка: Посмотрите на наши листы, на что они похожи? У нас получился календарь. Ребята, а какое у вас любимое время года? (называют) А я люблю Зиму и приглашаю вас на прогулку. | Выполняют самостоятельную работу в группах. Вспоминают правила работы в группе. Сверяют свои работы с образцом на слайде. | Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Физкультминутка | 1, 2,3,4,5- мы во двор пошли гулять | Выполняют упражнения под музыку | |
Подведение итогов, вывод | - Понравилась вам прогулка? А теперь представьте, что каждый из вас будет заказывать себе время года, которое ему нравится, как принцесса в мультфильме «12 месяцев» (неразбериха) - Поэтому в природе есть закон, который, расставил все времена года по порядку, и каждый может радоваться своему времени года в своё время, а помогает нам следить за временами года- календарь, который сделал каждый из вас. - Глядя на календарь, сможете ответить на вопрос лесных жителей? Когда наступит лето? А как мне ответить? (Отправить календарь) Ребята, а мы можем ещё им как-то помочь, пока лето ещё не наступило? ( Подкармливать, делать кормушки). - Подберите пословицы, соответствующие каждому времени года и наклейте на календарь. - Как вы понимаете смысл пословицы? 1. Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь. | Формулируют вывод Предлагают, как можно ответить на письмо зверей. Рассказывают, как можно еще помочь зверям. Подбирают пословицы, соответствующие времени года, объясняют их смысл. | Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Рефлексия | - Возьмите ромашку, если родились летом, листок рябины, если родились осенью, снежинку, если родились зимой, одуванчик, если родились весной. | Берут соответствующие картинки | |
Домашнее задание | Муравьишка нарисовал картинки, но что-то перепутал. Найдите ошибки и исправьте их. Учебник «Окружающий мир». Рабочая тетрадь стр. 9-10 - Подумайте, в какое время года Муравьишка носит такую одежду. | Задают вопросы по выполнению домашнего задания | |