Урок окружающего мира в 3 классе "Для чего нужна Экономика? Экономика республики Адыгея"
II. Актуализация знаний.
(слайд 1)
- Я предлагаю вам посмотреть значение слова «экономика» в интернете.
(читает один ребенок-Экономика – это хозяйственная деятельность людей.)
(слайд 2)
- Вы наверно слышали слово «хозяйство», а это что?
(Уборка дома, приготовление еды, уход за домашним питомцем и др.).
- Хозяйство есть у любой семьи, у школы, у какой-либо фирмы, и даже у целой страны.
- Как называется наша страна? (Россия).
- Какое хозяйство есть у нашей страны? (Заводы, дороги, больницы и др.)
- Это и есть экономика страны. Вся экономика состоит из частей, которые называют отрасли. Во 2 классе вы изучали отрасли экономики.
- Давайте вспомним 5 основных отраслей экономики (на доску крепятся карточки ( промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля)
-Где мы живем? (в республике Адыгея)
- В каком районе мы живем и находится наша школа? (Тахтамукайском)
- Давайте рассмотрим, какие отрасли экономики представлены в нашем районе. Для этого вспомним предприятия нашей республики.
(карточка с предприятием крепится под отраслью экономики)
- Какие отрасли экономики представлены в нашем районе?
- Итак, что такое экономика? (Хозяйственная деятельность людей).
III. Целеполагание и мотивация.
- Как вы думаете, зачем нужна экономика?
Выслушиваются ответы детей.
- У вас получились разные варианты ответов на один вопрос. Сегодня на уроке мы узнаем правильный ответ на этот вопрос.
- Я предлагаю для работы следующий план: (слайд 3)
1.Для чего нужна экономика?
2.Что производит экономика?
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем роль экономики в нашей жизни.
IV. Изучение нового материала.
1.Работа с понятием «потребности».
- Отрасли экономики, представленные в Тахтамукайском районе, позволяют людям жить полноценной жизнью.
- Скажите, что нужно человеку для счастливой и радостной жизни?
(слайд 4 заголовок)
- Обсудите в группе этот вопрос. Ваша задача – выбрать вариант ответа на этот вопрос. Каждый вариант ответа должен состоять из одного слова: существительного, отвечающего на вопрос «что?». Свои ответы записываете на стикер. По одному слову на стикер. Как будете готовы, то стикеры с ответами прикрепляете на доску.
- Итак, что же, по вашему мнению, нужно человеку для счастливой и радостной жизни.
Учитель перечитывает записи на стикерах.
- Как вы думаете, как одним словом можно назвать всё то, что необходимо, всё, что требуется человеку?
Выслушиваются ответы детей.
- Всё, что нужно людям для жизни, называют потребности.
(слайд 4 закончить)
- Слово «потребности» образовалось от слова «требуется», требуется для жизни
- Значит, что мы записали на стикерах? (Записали свои потребности).
- Откуда же берётся всё то, что нужно для исполнения потребностей?
- Все потребности можно разделить на 3 группы, в зависимости от источника их исполнения. (слайд 5 заголовок) Что это за группы, вы узнаете самостоятельно, поработав с материалом рабочего листа.
- Итак, в ходе своей работы вы должны ответить на вопрос: на какие 3 группы можно разделить потребности? Приведите примеры потребностей каждой группы.
(работают в группе с текстом)
- Итак, на какие 3 группы, в зависимости от источника их исполнения, можно разделить все потребности? (Природа, общение и экономика).(слайд 5 закончить ).
- Назовите потребности людей, которые исполняет природа? (Воздух, вода, тепло и свет солнца и др.)
- Назовите потребности, которые мы решаем в общении с другими людьми?
(Любовь и забота близких, дружба, помощь, и др.).
- Назовите, что даёт нам экономика? (Хлеб, сахар, одежда, обувь и др.)
- Давайте вернёмся к ответам о ваших потребностях.
Над стикерами учитель прикрепляет 3 карточки: «природа», «общение», «экономика».
- Давайте вместе распределим наши потребности на 3 группы.
Учитель, обговаривая с учащимися каждую запись, распределяет все стикеры на 3 столбика.
Учитель делит все стикеры на 3 группы.
- Как вы считаете, какой источник самый важный?
Выслушиваются ответы детей.
- Может ли человек обойтись без какого-то источника?
Выслушиваются ответы детей.
- Все перечисленные источники важны для удовлетворения или исполнения потребностей человека.
- Сегодня на уроке нас будет интересовать только один источник удовлетворения потребностей человека. Как вы думаете, какой, исходя из нашей темы урока? (Экономика).
- Итак, для чего нужна экономика? (Для удовлетворения потребностей людей) (слайд 6)
На слайде появляется запись «экономика удовлетворяет потребности людей».
2.Работа с понятиями «товары» и «услуги».
- Всё, что производит экономика для удовлетворения потребностей людей, можно разделить на 2 группы.
Под карточкой со словом «экономика» появляются 2 пустых карточки.
- Ответ на вопрос: «На какие 2 группы можно разделить всё то, что производит экономика», я попрошу вас найти самостоятельно. Для этого вы должны прочитать текст в рабочем листе «Для чего нужна экономика».
- Итак, что производит экономика для удовлетворения потребностей людей?
(Товары и услуги). (слайд 7)
Учитель на доске открывает карточки «товары», «услуги».
- Что такое товары? (Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности). (слайд 8)
- Что такое услуги? (Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей). (слайд 9)
- Давайте вернёмся к нашей схеме. Что из нашего перечня можно отнести к товарам? Докажи свой ответ (Это вещь, предмет, с помощью которого люди удовлетворяют свои потребности).
Учащиеся называют. Учитель размещает стикеры с данными словами под карточкой «товары».
- Что из нашего перечня относится к услугам? Докажите свой ответ.
Учащиеся называют. Учитель размещает стикеры с данными словами под карточкой «услуги».
- Предлагаю продолжить список товаров и услуг. Сделаем это на примере тех предприятий нашего района, которые мы называли в начале урока.
Выходят по одному представителю каждой группы, вытаскивают карточку с названием предприятия.
-Люди каких професский производят товары, а какие оказывают услуги? (слайд 10)
- Обсудите в группе и заполните табличку в рабочем листе.
-Предлагаю пройти совместно группой тест на ноутбуках.
Все материалы вашей группы будут анализироваться и оцениваться.