Урок окружающего мира в ТДМ на тему «Кто что ест?» (3 класс)

Урок окружающего мира в ТДМ в 3 кл.
Тема: «Кто что ест?»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питании животных, о взаимоотношениях в природе.
Воспитательные:
1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, память.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности:
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Все расселись по местам,
никому не тесно,
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Итак, ребята, давайте вспомним, о ком говорили на прошлом уроке? (о животных)
Как вы думаете, всё ли мы узнали о животных? (нет)
Хотите узнать новое?
Что нам поможет открыть новое знание? (прошлые знания и опыт)
Как будем работать на уроке?
1 шаг: Чего я не знаю?
2 шаг: Сам найду способ.
С чего начнём? (с повторения).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
О чем мы узнали на прошлом уроке?
Повторить группы животных нам поможет кроссворд (отгадывание кроссворда).
К какому царству относятся все перечисленные группы? (животных)
Мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению и внешнему виду, но есть и другие способы классификации животных.
Сейчас я вам предложу пробное действие. Работать вы будете в парах, поэтому давайте вспомним правила работы в паре.
- Как вы считаете, что необходимо для правильного развития и роста животных? (питание).
Пробное действие: Перед вами картинки животных. Вы должны подумать, посовещаться в паре и в течение 1 мин. разложить все картинки на 4 группы по питанию (1 мин).
Проверка:
- Кто не разложил картинки по группам? Почему?
- Кто смог выполнить задание. Как сгруппировали животных? ( помещают на доску).
- Кто считает, что он прав? Вы можете доказать, что вы выполнили задание правильно? Почему? ( Не изучали тему).
Что мы не знаем? (на какие группы по питанию можно разделить животных)
Значит о чём пойдёт речь на уроке?
Тема: «Кто что ест?»
Давайте сформулируем цели урока:
Узнать …
Научиться …
4. Построение проекта выхода из затруднения.
С планом работы я вам сегодня помогу:
1). Определить группы животных по питанию.
2).Научиться составлять цепи питания.
3). Тренироваться в применении полученных знаний.
5. Реализация построенного проекта.
Пожелайте друг другу удачи и приступим к реализации нашего плана.
Чтобы определить группы питания животных, поработаем в группах.
Вспомним правила работы в группах.
Задания для групп:
На столах лежат листочки с описаниями животных. Ваша задача внимательно их изучить, а затем, обсуждая в группе, составить и записать план ответа на другом листочке, который тоже находится на столах.
Выбрать одного представителя от группы, который сообщит всем о вашем открытии.
- Когда группа готова, вы должны тихо сесть, а отвечающий поднять руку.
Приступайте к заданию.
После выполнения задания, ответственный зачитывает выводы по результатам работы группы:
Животные:
Что общего в питании:
Как можно назвать группу:
Результаты фиксируются на доске.
Итог: На какие группы по питанию, можно разделить животных?
Что необходимо знать, чтобы отнести животное к нужной группе? (знать, чем питается).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в рабочей тетради с. 55 Задание № 1. Выполнить тест.
Проверка по эталону.
Знакомство с понятием “цепи питания”
Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы научимся составлять цепи питания.
Но сначала, мы откроем алгоритм составления цепи питания.
Из чего состоит цепь? (из звеньев). Каждое звено должно быть на своём месте.
В цепи питания обычно связаны растения, растительноядные животные и насекомоядные и хищные животные.
Подумайте, в какой последовательности они должны идти.
Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
2 звено цепи – это растительноядные животные.
– Как вы думаете, почему?
3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные (плотоядные).
Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).
Перед вами звенья различных цепей питания (слова)
У вас в группах есть такие же слова. Соедините их в цепи питания.
Дуб – мышь – лиса.
Трава – комар – лягушка – цапля.
Осина – заяц – волк.
Проверка по эталону
– Мы составили несколько пищевых цепей
– С чего начинается каждая из них? (растения)
– Дальше? (растительноядные)
– Последнее звено? (хищные)
Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?
Посмотрим, как написано в словаре.
Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.
Кто понял, как образуются цепи питания?
Сам. работа – рабочая тетрадь с.56 №3, №4 а,б). *с.56 №4 в).
IX. Вопросы экологии
1. Проблемная ситуация.
Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)
– А если не будет зайцев? (То не будет пищи и лисе, и волку)
– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)
Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.) В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
2. Работа по учебнику.
С. 99 “Доброе слово о хищниках” (инсент):
– уже знал;
– новое;
– не понял, есть вопросы;
– думал иначе.
Какой вывод сделаем, прочитав статью учебника?
стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете».
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых.
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Поделитесь впечатлениями по теме урока.
Я узнал …
Я научился …
Мне показалось трудным...
Было интересно…
Хотелось бы побольше узнать о…
-В конце нашего урока попробуем оценить свою работу по цветовой шкале.
ВСЕ ПОНЯЛ, БЫЛО ЛЕГКО НА УРОКЕ - желтый
ПОНЯЛ НЕ ВСЕ, ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ - зеленый
БЫЛО ТРУДНО, НУЖНА ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ- красный
Домашнее задание на выбор:
- С. 94-99, изготовь модель цепи питания на альбомном листе;
- Подготовьте рассказ «Способы защиты растений и животных от врагов»