12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бикбулатова Елена Владимировна157
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
Материал размещён в группе «Работаем по УМК »
3

Урок окружающего мира «Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Республики Башкортостан»



Технологическая карта урока окружающего мира 

Целевой блок

Тема

Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Республики Башкортостан.

Цель

Познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Республики Башкортостан

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, электронное приложение к учебнику, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: знать раннецветущие растения и уметь отличать их от остальных растений; понять причины, по которым они зацветают первыми; узнать места их произрастания;

Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы.
Метапредметные: соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни растений весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: расширить знания учащихся о жизни растений весной; научить отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, познакомить с причинами, по которым они зацветают первыми

Способствовать развитию: эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы

Воспитывать: бережному отношению раннецветущих растений

Тип урока

ОНЗ

Учебно-методический комплекс

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Часть 2.

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.

Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 2 класс.

М. Ю. Новицкая. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой.

В.С. Мавлетов. Цветущий край благословенный…

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Первоцветы, подснежники, раннецветущие растения.

Организация простр-ва

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи

Чтение, трудовое обучение, русский язык.

Действия обучающихся

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас, в классе нашем

И пусть вам у нас будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, нам хочется многое вам показать!

- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости порадуются нашим успехам.

II. Психологический настрой.

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты.

Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Ещё свежо, но солнце светит,
Зима умчалась без следа,
Наверно, многие заметят,
Что так случается всегда.
Да, это верно, год за годом
Сойдут снега бегут ручьи
И пробужденье полным ходом
Идет во всех местах земли..

– О каком времени года говорилось в стихотворении? (О весне)

-На прошлом уроке мы тоже говорили о Весне. Давайте проверим, что вы запомнили.

- У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку, прочитайте внимательно вопросы и обведите правильный ответ.

Выполнение теста.

Тема: «Звёздное небо весной»

1. Весной эта звезда осталась на прежнем месте.

Солнце

Сириус

Полярная

Альтаир

2. Если продолжить линию от Полярной звезды, то эта «дорожка» приведет к созвездию

Лев

Большая Медведица

Волопас

Кассиопея

3. Самая яркая звезда в созвездии Лев называется

Полярная

Регул

Арктур

Сириус

4. Отметь созвездия, которые можно наблюдать на небе в любое время года.

Большая Медведица

Лев

Кассиопея

Волопас

Малая Медведица

Дева

IV. Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира весной, а определить тему нашего урока вам поможет загадка об одном из весенних месяцев.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Пробуждайтесь! Пробуждайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех (апрель)

- Почему апрель в народе получил такие названия как «первоцвет» и «цвЕтень»?
(В этом месяце появляется первая зелень, пробуждаются и зацветают некоторые растения)

- Сформулируйте тему урока.

Весеннее пробуждение растений.

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Цель: Познакомиться с первоцветами.

ЗАДАЧИ

Узнать:

Какие бывают первоцветы? 

Где они растут?
Почему зацветают первыми? 

Изучение нового материала.

 

Едва успевает сойти снег, как на проталинах загораются первые яркие весенние краски. Белые, золотисто-желтые, розовые, фиолетовые, сиреневые цветы первыми встречают весну. Они появляются и зацветают рано – в апреле-мае, даже когда еще не до конца сошел снег.

За это их называют подснежниками или первоцветами.

- Откройте учебник на стр.74 и узнайте, прочитав первый абзац, как еще называют такие растения. (Раннецветущие)

- Среди каких растений есть такие «смельчаки»? (Среди деревьев, кустарников и трав).

- Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями. ( Мать и мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк)

- Кому из вас приходилось видеть эти растения в природе? ( Конечно, потому что все эти первоцветы растут на территории нашей республики Башкортостан.)

- Прочитайте 2 и 3 абзац текста и подготовьтесь ответить на вопросы: Где растут раннецветущие растения и что им требуется для раннего цветения?

Учащиеся читают текст и ищут ответ на вопрос.

- Где можно увидеть раннецветущие растения? (В лесу и на открытых местах)

-Требуется ли таким растениям много тепла? (нет)

 (Поэтому они и зацветают, когда не весь снег еще растаял.)

- А какие условия необходимы им для раннего цветения?

- Откуда эти растения получают питание для цветения?

( Питание эти растения получают из своих собственных кладовых. Это утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.)

- Что такое подземные части растений? (Корни)

-Рассмотрите на стр. 74 и75 корни первоцветов и обратите внимание на сколько они утолщены., питательные вещества копились в них с прошлого года и готовы отдать их растениям.

VI. Физминутка

Изучение нового материала. Продолжение.

Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах.

- Послушайте внимательно задание. Каждая группа будет изучать свой первоцвет по плану.

- Прочитайте первый пункт плана. (Изображение.)

Здесь вы наклеите картинку, собрав пазлы.

- Назовите второй пункт плана. (Название.) Название своего растения вы найдете на доске и впишите в таблицу.

- Для выполнения 3, 4 задания вам нужно будет обратиться к дополнительным источникам. ( Электронные приложения к учебникам, хрестоматии).

Защита мини – проектов.

Мать и мачеха.

Хохлатка.

Медуница

Печеночница

Гусиный лук

Ветреница.

- И последний первоцвет – чистяк. Его часто путают с ветреницей. Нам о нем расскажет Солоницина Людмила. Свое сообщение об этом растении, она подготовила заранее.

- Чистяк цветет в лесу одновременно с ветреницей. Он имеет такой же небольшой рост и желтые цветки. На первый взгляд эти два растения можно перепутать. Но присмотревшись, можно найти отличия. В цветках ветреницы обычно обычно 5 лепестков, а у чистяка их больше - от 6 до 14 штук. Листья у ветреницы изрезанные, тонкие, а у чистяка округлые, блестящие. Да и весь чистяк выглядит этаким крепышом: бодрым, чистым и свежим. А название он такое получил т.к издавна применяют в качестве так называемого кровоочистительного весеннего салата. 

- Красивы и разнообразны первоцветы. Они цветут с апреля до середины мая.  Многие люди выезжают на природу полюбоваться весенними растениями. А некоторые собирают из них букеты. Хорошо ли это?

- Все эти растения редкие и занесены в Красную книгу Башкортостана.

Не рвите первоцветы и не покупайте их у нарушителей природоохранного законодательства! Каждый житель обязан сохранять уникальную флору нашей республики! 

Физминутка.

Изучение нового материала. Продолжение.

Изучение весеннего цветения деревьев и кустарников

- Раннецветущие растения есть среди деревьев и кустарников.
- Откройте стр. 76. Прочитаем и узнаем информацию о них.

- Какие деревья и кустарники начинают цвести до появления на них листочков? (Ольха, ива, орешник, волчье лыко)

- Разделите их на группы кустарников и деревьев.

- Какое дерево зацветает первым? (Ольха)

Сообщения учащихся о деревьях и кустарниках.

Ольха — невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом. Ствол серый, гладкий, листья овальные, средней величины. Листья ольхи по форме и величине похожи на листья яблони, такие же овальные, с острым концом. В зимнее время у ольхи хорошо видны коричневые, свисающие вниз сережки. Они довольно короткие и плотные. Весной, во время цветения, сережка сильно удлиняется, из нее высыпается обильная желтая пыльца. Пускает пыльцу ольха очень рано весной, раньше всех других деревьев.

- Какое дерево зацветает следом? (Ива)

Ива растёт по берегам лесных рек, по ручьям, канавкам когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.)

- Ребята, а где растет ива? (По берегам рек).
Орешник – это кустарник. Растет он в лесах. Листья его крупные, широкие, неправильно овальные, с многочисленными зубчиками по краю. Зацветает орешник ранней весной, распуская свои пышные желтые сережки. А если подует ветер, они раскачиваются в разные стороны и рассеивают свою пыльцу, которая напоминает тонкий желтый порошок.

Волчье лыко-это кустарник. Он цветет в лесу после схода снега. На тонких прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени. Сидят они плотными кучками, словно приклеены. Нежные цветки имеют приятный острый аромат. Листья на веточках появляются к концу цветения .Они небольшие, удлиненные. А к середине лета появляются ярко-красные плоды. Но они ядовиты. Поэтому его назвали «волчье лыко». А почему лыко? Ведь так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора нашего маленького растения прочна как лыко. Этот кустарник стал редким и нуждается в охране.

- Вернемся к тексту учебника. Найдите ответ на вопрос.

-Почему эти деревья и кустарники начинают зацветать первыми после зимнего покоя? (У них у самых первых начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нем содержится сахар для питания растений.)

Работа в парах.

- Сейчас вы поработаете в парах. Откройте тетрадь на стр. 41 и выполните задание 3.

Проверка.

X. Итоги.

- Вернемся к цели и задачам урока.

- Какие 3 группы первоцветов вы узнали?

- Назовите раннецветущие травянистые растения.

- Какие раннецветущие относятся к кустарникам? (Волчье лыко и орешник)

-Назовите раннецветущие деревья. (Ольха и ива)

- Где они растут?
- Почему они зацветают первыми? 

Проверочная работа в электронном приложении.

- Сейчас вы поработаете в группах и выполните проверочную работу в электронном приложении.

Проверка.

XI. Рефлексия.

Оценим работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весны, пробудившую Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и наклейте его на проталинку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше, возьмите нераспустившийся цветок-бутон.

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими распустившимися цветами, а это значит, что сегодняшний урок принес много полезных знаний.

Диагностика результатов урока (итог урока)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Домашнее задание. С. 74-77 пересказ.

Задание по выбору:

Нарисовать плакат в защиту первоцветов. На альбомном листе нарисовать раннецветущие растения и написать призыв к их сохранению. Например: «Берегите первоцветы!» «Руки прочь от подснежников!»

Найти в интернете или в справочниках сведения, в которых говорится, почему такие первоцветы как мать и мачеха, чистяк, печеночница, хохлатка, гусиных лук и медуница имеют необычные названия.


/data/edu/files/b1460655047.ppt (Презентация)
/data/edu/files/d1460655097.doc (План изучения растения)

Опубликовано в группе «Работаем по УМК »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.