Урок окружающего мира во 2 классе «Если хочешь быть здоров»

1
0
Материал опубликован 24 February 2017

                                            МКОУ " Александровская СОШ"

 

                                                     Учитель: Тараканова Марина Анатольевна.

 

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тема

«Если хочешь быть здоров».

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России» Плешаков А.А. «Окружающий мир»

Задачи деятельности учителя

 

Развивающие:

Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания.

Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев.

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение.

Обучающие: познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье, научить применять эти правила в жизни, научить составлять личный режим дня.

Воспитывающие: воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой.

Планируемые результаты

Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».

Будут уметь: составлять свой индивидуальный режим дня, дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма занятиям спортом.

Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять коррекцию.

Будут уметь работать в группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей.

Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни.

Тип урока

Изучение нового материала (смарт урок)

Вид используемых средств ИКТ

exchange.smarttech.com

коллекция LAT-2

Необходимое программное обеспечение

Персональный компьютер учителя, система опроса (пульты) для учащихся, интерактивная доска.

Материал

А.А. Плешаков. «Окружающий мир». 2 класс. – М.: Просвещение.2012г

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Основные понятия

«личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».

Используемые ресурсы

- Примерные программы по учебным программам. Окружающий мир. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011

- Журнал «Практика образования» №№ 1, 2, 3 2011г.

- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5

- Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева [и др.]]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010.

- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

-Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

Технологическая карта урока. /data/files/o1487937615.notebook (презентация)

 

Цель и задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

момент

Слайд №4

Цель для учителя:

настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта

Здравствуйте! Здравствуйте - говорим мы при встрече. А что означает слово «здравствуйте», с каким словом оно связано?

Что такое здоровье? 

 Закончи фразу: «Здоровье - это…

Учитель: Словом «здравствуйте» приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (смайлики)

Ответы на вопрос учителя.

Дети выходят к интерактивной доске, выбирают смайлик с их настроением и передвигают его в корзину настроений

Личностные:

самоопределение. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи

Слайд №5

Для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала.

Для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

Учитель: Я очень рада, что у вас все отлично! Посмотрите, к нам пришёл Муравьишка и принёс письмо. Прочитайте и скажите как вы это понимаете? «Здоровому - все здорово». (слайд)

Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по - настоящему и работать, и отдыхать. Из нашей беседы как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Нас с вами ждут интересные встречи и задания.

( ответы детей)

Сегодня мы поговорим о здоровом образе жизни. Мы узнаем, какие главные помощники здоровья помогают нам быть здоровыми, красивыми и счастливыми.

Регулятивные:

Целеполагание.

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формулирование проблемы.

3.Этап проверки домашнего задания

Слайды с №6 -№ 13

Для учителя:

за короткий промежуток времени с помощью системы опроса установить уровень знаний у учащихся и типичные недостатки, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, корректировать опорные понятия.

Для учащихся: учиться ориентироваться в своей системе знаний, уметь находить ответы на вопросы, используя свой опыт и знания, полученные на прошлых уроках.

Учитель: У вас на партах лежат пульты. ( работа с системой опроса)

1. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

легкие

желудок

сердце


 

2.С помощью какого органа дышит человек?

мозг;

легкие;

желудок.

3.Что является главным отделением “внутренней кухни”?

легкие;

печень;

желудок.

4.Какой орган управляет работой всего организма?

сердце;

мозг;

кишечник.

5.Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов – сердца и лёгких.

легкие;

мозг;

сердце.


 

6.В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи?

кишечник;

желудок;

печень.


 

7.Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

желудок

печень

кишечник

8.Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.

легкие

мозг

сердце

Молодцы!

Дети берут пульты, отвечают на вопросы. (использование системы опроса, ЦОР)

Личностные: формирование адекватной и позитивной самооценки; формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Познавательные: понимать информацию, данную в виде текста и осуществлять поиск нужного ответа.

4.Основной этап подготовка к активному усвоений знаний.

Слайд № 14

Для учителя: дать возможность детям самостоятельно вспомнить правила здорового образа жизни человека.

Для учащихся: определить и учиться высказывать своё предположение на основе увиденного и услышанного.

-Как вы думаете, что ответил мудрец?

Мудрец ответил:- ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.

Вот мы с вами сегодня с нашим героем Муравьишкой постараемся узнать, а как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если все-таки заболели.

На слайде учащиеся читают притчу.

Одного мудреца спросили: что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?

( ответы детей)

Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему и высказывать свою версию.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения данной проблемы.

5.Актуализация знаний

 

Слайд 16-18

1)«Режим дня»

Для учителя: активизировать познавательную деятельность учащихся, повышать эффективность учебной деятельности, используя на экране ярких, красочных фото и рисунков. Для учащихся: Развитие речи, внимания, памяти, мышления. Умение составить личный режим дня.

Как вы думаете, что в первую очередь должен соблюдать каждый человек, чтобы быть здоровым?

А для чего нужен режим дня?

-Что вы можете добавить своего в этот режим дня? (ответы детей).

- Режим дня, который мы с вами видим на доске примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов, лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались.

Дома составьте свой режим дня по такому же плану.

+ нужно соблюдать режим дня.


 

Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня.

( на слайде –«Наш помощник здоровья- режим дня»)

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

Познавательные: оринтироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, слушать и понимать речь других.

Физминутка.

Для учителя:
снять напряжение детей, повысить работоспособность учащихся, применяя игровые приемы здоровьесбережения учащихся.

 

 

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Личностные: формирование правильной осанки, развитие мышц туловища и координационных способностей.

«Личная гигиена»

 

Слайды №19

Слайд №21 ,№22, №23

Слайд №24-25

Слайд №25

Для учителя:

познакомить с новыми терминами, научить распознавать предметы общей и личной гигиены, показать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Для учащихся: работа в группе учит распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать.

Учитель: Все мы должны соблюдать личную гигиену.

Что обозначают эти слова «личная гигиена»? (ответы детей)

Учитель: Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (ответы детей)

 

Учитель: В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные. Попробуйте определить, какие из этих предметов, к какой группе относятся. Распределите предметы на группы «Личные» и «Для общего пользования»(дети работают с интерактивной доской)

- Важно соблюдать правила личной гигиены.

Давайте посмотри, как правильно ухаживать за зубами и чистить зубы.

А сейчас мы проверим, как вы усвоили правила личной гигиены.

Закончите предложения:

 

Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте.

Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь.

На слайде №20

Когда мы едим - они работают,

Когда не едим- отдыхают.

Не будем их чистить - они заболеют. Что это?

(Зубы)

Чистить зубы нужно два раза в день: (утром и вечером).

Перед едой нужно обязательно (мыть руки).

Во время еды нельзя (разговаривать с набитым ртом).

Никогда не ешьте немытые (овощи и фрукты).

Свет при письме должен падать (слева).

На слайде: «Наш помощник здоровья – личная гигиена».

Познавательные: группировать, классифицировать предметы на основе существенных признаков по заданным критериям.

Личностные: определять и высказывать простые общие правила личной гигиены.

Коммуникативные: донести свою позицию (мысль) в устном ответе.

4.

«Правильное питание»

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Цель для учителя: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Цель для учащихся: Учить детей работать в коллективе, умению формировать умение классифицировать предметы по заданным критериям.

А как вы понимаете выражение «Разнообразное питание?»

Учитель: Что значит «правильное питание»? (ответы детей)

Учитель:

Давайте распределим на группы продукты питания. 1 группа –продукты растительного происхождения, 2 группа –животного происхождения.

(работа на интерактивной доске)

- Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Есть лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы!

 

(ответы детей)

Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания.

Дети читают стихотворение и отвечают на вопрос стихотворения.

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

- Кушай, Варечка, скорей, - будешь крепче, здоровей,

Вырастешь такая – умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими,

- Скушай суп, котлету, йогурт и ещё сырок.

- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик, есть она не хочет.

- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое - это главная еда,

Остальные все продукты - ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт,

Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

(советы детей девочке Варе)

На слайде «Наш помощник здоровья – правильное питание».

Личностные: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм ведения здорового образа жизни.

Познавательные: группировать, классифицировать предметы на основе существенных признаков по заданным критериям. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

5.«Физкультура и закаливание»

Слайд №29

Слайд №30

Слайд №31

Для учителя: Реализовывать здоровьесберегающие технологии – необходимый элемент современного урока, способствовать снятию усталости, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
Для учащихся: разучить новую физкультминутку, снять усталость с помощью различных упражнений.

- А что ещё необходимо делать каждый день, чтобы быть здоровым?

Учитель: Еще один помощник в сохранении здоровья – это движение. Чтобы быть здоровым нужно каждый день выполнять зарядку, больше ходить пешком, играть в подвижные игры, не пропускать без причины уроки физкультуры, кататься на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.

-Давайте и мы с вами выполним зарядку, чтобы быть всегда здоровыми и красивыми.

(на слайде музыка, под которую дети делают упражнения)

Ответы детей.

Нужно делать зарядку, больше двигаться, играть в разные игры.


 

( на слайде)

День здоровья любят дети

Городов и деревень.

Пусть же станет в целом свете

Днём здоровья каждый день!

Приучи себя к порядку,

Пробуй плавать и нырять-

И отучишься чихать!

Надо с детства закаляться,

Чтоб здоровым быть весь год, Чтобы к доктору являться,

Только если позовёт.


 

Я иду и ты идёшь – раз, два, три

Я пою и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём и мы поём – раз, два, три.

Очень дружно мы живём – раз, два, три.

На слайде «Наш помощник – движение, занятия спортом».

Личностные: формирование правильной осанки, развитие мышц туловища и координационных способностей

6.« Доктор Айболит»

Слайд№32

 

Слайд №33

Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное

Учитель дает задание по вопросам учебника, создаёт проблемную ситуацию, мотивирует на поиск ответа.

Незнайка: Я заболел. У меня насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза.

Учитель: Чем же болен Незнайка? Чтобы определить, кто прав, обратимся к учебнику.

Работа ведется по группам.

Каждая группа получает карточку с заданиями:

Представители каждой группы отвечают на вопросы.

 

Учитель: Чем же болен Незнайка? (он простудился) Незнайка, раз ты заболел, тебе немедленно нужно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь. У врачей бывают разные специальности. К какому доктору нужно обратиться Незнайке? (ответы детей).

Кого лечит этот врач? Какие болезни лечит педиатр?

А какие еще специальности врачей вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя:

- Чем болен Незнайка?

Дети работаю по группам

1 группа:

1.Прочитайте текст «О простуде»

а) Перечислите признаки простуды;

б) Какие правила нужно выполнять, чтобы не простужаться?

в) Что делать, если все-таки заболел?

2 группа:

Прочитайте текст «О гриппе»

а) Что вызывает эту болезнь? Что такое эпидемия гриппа?

б) Перечислите признаки гриппа;

в) Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом?

3 группа:

Прочитайте текст «О болях в животе»

а) Почему может заболеть живот?

б) Как предупредить боли в животе?

Представители каждой группы отвечают на вопросы.

На слайде «Наш помощник здоровья – врач»

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование.

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение работать в группе, договариваться и находить общие решения, формулировать своё мнение, рассуждать. Отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение.


 

7.Этап закрепления знаний.

Слайд №34

Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Дети под руководством учителя составляют схему «Наши помощники» (интерактивная доска)

Дети составляют схему «Наши помощники»

 

Наши помощники

в сохранении здоровья

 

 

 

Физкультура и закаливание

 

 

 

Врачи

 

 

 

Правильное

питание

 

 

Личностные: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности.

Познавательные УУД:

Формирование ответственного отношения к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой.

8. Рефлексия

Слайд №35

Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.

- Кто же является нашими помощниками в сохранении здоровья?

Что нового узнали на уроке?

Достигли ли мы целей урока?

Что было трудно на уроке?

Почему?

Что было легко на уроке?

- Спасибо всем. Мы с вами очень интересно поработали. Все были очень активны, молодцы! Надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром, и вы многому научились и многое узнали. Ведь “Здоровому – всё здорово!”

Учитель читает стихотворение, записанное на интерактивной доске


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Посмотри, мой юный друг

Что находиться вокруг

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое.

Этот говор водопада

Нежный шепот листьев сада

Тихий гомон птичьих стай

Это я дарю тебе

Все добро возьми себе.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня знаний. Личностные: формирование адекватной и позитивной самооценки;

9.Домашнее задание

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание

Запись домашнего задания: составить свой режим дня; желающие могут отыскать пословицы, мудрые высказывания о здоровье.

 

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определить последовательность выполнения домашнего задания.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения д/з.
 

10. Итог урока

Слайд №36

 

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Покажите, с каким настроением вы сегодня уходите с урока.

Спасибо за работу. Будьте здоровы!

(дети на интерактивной доске берут смайлик и кладут в корзинку настроения)

При помощи символа – смайлика, ученики показывают свое настроение в конце урока.

Личностные: самоопределе

ние, регулярное выполнение правил здоровьесбережения.



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.