12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галиякбарова Елена Андреевна56

ФИО

Галиякбарова Елена Андреевна.

Должность

Учитель начальных классов.

Полное официальное название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №154.

Регион, населённый пункт

Свердловская область, Екатеринбург.

Технологическая карта урока ОРКиСЭ

Тема: «С чего начинается Родина».

Цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о понятии «Родина», «чувство Родины».

Задачи:

обучающие: актуализировать знания у обучающихся о понятиях «однокоренное слово», «форма слова», «род», «Родина»; познакомить с понятием «Отчизна», «патриотизм», «патриот»; учить устанавливать взаимосвязь человека с Родиной, взаимосвязь между понятиями «Родина» и «Отчизна», «патриотизм»;

развивающие: продолжать развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать (логические познавательные УУД); умение моделировать: разрабатывать синквейн (знаково-символические познавательные УУД); умение самостоятельно формулировать познавательную цель воспитательного мероприятия, умение выделять информацию из текста, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме (общеучебные познавательные УУД); умение определять тему урока, контролировать, планировать, корректировать, оценивать деятельность и результаты деятельности (регулятивные УУД), умение строить учебное сотрудничество с учителем со сверстниками, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами (коммуникативные УУД); память, внимание, воображение.

воспитательные: содействовать воспитанию патриотических чувств, чувства долга и ответственности перед Родиной, интерес к совместной деятельности, к авторскому и УНТ.

Планируемый результат:

личностный: (поймут ценность) проявят патриотические чувства, осознают необходимость выполнения долга перед Родиной, интерес к совместной деятельности, к авторскому и УНТ;

метапредметный: продолжат логические познавательные УУД, знаково-символические познавательные УУД, общеучебные познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД; память, внимание, воображение;

предметный: обучающиеся актуализируют знания о понятиях «однокоренное слово», «форма слова», «род», «Родина»; познакомятся с понятием «Отчизна», «патриотизм», «патриот»; установят взаимосвязь человека с Родиной, взаимосвязь между понятиями «Родина» и «Отчизна», «патриотизм».

Форма: интерактив.

(Оборудование) средства обучения: технические (ноутбук, проектор, интерактивная доска, устройство для считывания QR-кода); экранно-звуковые (презентация по теме воспитательного мероприятия, фоторяд, аудиозапись «Кто, если не мы», «Моя Россия», «Не вешать нос, гардемарины», видеозапись «Вандализм» (см. Приложение 1)); раздаточный демонстрационный материал (листы для написания однокоренных слов; синквейна; карточки с QR-кодом; тексты стихотворений (см. Приложение 2).

Ход урока

Этап

Содержание деятельности

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация.

Добрый день, я рада приветствовать вас на нашем воспитательном мероприятии.

Вот и наступила настоящая зима. Какая погода сегодня? Есть ли ветер?

Предлагаю согреть друг друга в этот холодный день и подарить хорошее настроение следующим образом: потрите ладони друг о друга, почувствуйте жар. Соедините свои ладони с ладонями соседа по парте, подарите друг другу тепло. Разъедините руки. Улыбнитесь те, у кого поднялось настроение, кто готов начать урок.

Надеюсь, хорошее настроение будет сопровождать нас весь урок.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Трут ладони, «дарят» тепло.

Показывают свою готовность к уроку с помощью улыбки.

Личностные: проявляют способность к смыслообразованию.

Регулятивные: проявляют способность к саморегуляции, контролю, оценке деятельности, состояния.

Коммуникативные: построение учебного сотрудничества с партером .

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Посмотрите видеоролик и приготовьтесь ответить на вопрос: какова тема фоторяда (песня «Кто, если не мы», фотографии г. Екатеринбурга, Свердловской области).

Поднимите руку те, кто может назвать тему видеоряда?

Россия – родина для всего российского народа. А конкретно для что значит Родина, с чего она у вас начинается?

Поднимите руку те, кто может дать определение слову «Родина» (место, где мы родились, место, где живет наша семья, наш дом).

Перед вами лежат карточки с QR-кодом. Наведите на них устройство, считывающее код. На экране вы видите однокоренные слова и формы слова «Родина». Ваша задача: выписать только однокоренные слова, приготовьтесь назвать корень слова (однокоренные слова, а не формы слова. Чем отличается однокоренное слово от формы слова). При выполнении задания советуйтесь в парах.

Назовите ваши слова, назовите корень (род).

Поднимите руку те, кто может дать определение слову «род» (группа людей, объединенных кровным родством).

Предположите, что это слово обозначало у наших предков-славян (род – имя древнейшего бога наших предков–славян. В нём исток, начало всего живого; близость и единство с родными местами и родными людьми).

Внимание на слайд. Прочитайте слова для себя, чтобы ответить на вопрос: являются ли слова «родина», «отчизна», «патриотизм» синонимами.

Определите тему и цель нашего занятия.

Смотрят видеоролик.




Формулируют ответы на вопросы по видеоролику.

Желающие поднимают руки.

Считывают QR-код.

Записывают на листочке однокоренные слова к слову «Родина».



Перечисляют слова, которые записали.

Формулируют определение к слову «род»

Высказывают свои предположения

Акцентируются на слайде, читают слова со слайда.

Определяют тему и цель занятия.

Личностные: проявляют способность к смыслообразованию.


Коммуникативные: построение учебного сотрудничества с партером, с учителем; выражение мыслей в соответствии с языковыми нормами; умение работать в парах.


Общеучебные познавательные: умение структурировать свои знания; осознанно и произвольно построение речевого высказывания в устной форме.


Логические познавательные: анализ информации, сравнение, формулировка вывода.

Решение проблемы.

Как вы понимаете высказывание: «ОТЧИЗНА – ЭТО КРАЙ, ГДЕ ПЛЕННИЦА ДУША» (Вольтер) (душа человека навсегда «привязана» к месту, в котором родился человек, прожил жизнь. Здесь говорится именно о сильных и глубоких чувствах, которые человек питает к Отчизне).

Дайте определение слову «отчизна» (родной край, в котором мы родились).

Предположите, от какого слова произошло понятие «отчизна» (от слова «отчий», «отцовский». Отчизна – место, где родился отец, земля наших предков).

Можно ли считать слова «родина» и «отчизна» синонимами?

Внимание на слайд. Прочитайте пословицы для себя, приготовьтесь ответить на вопрос: какую главную мысль выражают эти пословицы (родная земля и в горести мила; любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя…).

Верно, в этих пословицах говорится о чувстве Родины, о той незримой, но крепкой связи между человеком и родной землей. Послушайте отрывок из песни о гардемаринах, чтобы определить в каких слова выражено чувство Родины (судьба и Родина едины).

Предположите, как называется такое единство чувства Родины и судьбы человека (патриотизм – чувство любви к родине, готовность пожертвовать собой ради ее благополучия; если родина в благополучии, то в благополучии и мы).

Как называют человека, который испытывает патриотические чувства (патриот).

Можно ли назвать слова «Родина» (место) и «патриотизм» (чувство) синонимами?

Как взаимосвязаны эти понятия?

Если человек гордится своей Родиной, ценит ее, бережет, то значит, что он испытывает чувство Родины, а значит и патриотические чувства.

Как можно ценить и беречь Родину (не губить леса, водоемы, вешать кормушки… помнить об исторических датах, посещать мероприятия, посвященные этим датам (9 мая), интересоваться историей Родины, посещать краеведческие музеи…).

Посмотрите видеоряд, приготовьтесь оценить поступок школьников. Можно ли этих ребят назвать патриотами? Испытывают ли они чувство Родины? Как на их месте должен поступать настоящий гражданин, патриот (ухаживать за историческими памятниками, устраивать субботники на местах захоронения неизвестных солдат, интересоваться историей героев, которым поставлены памятники)?

Для чего человек должен интересоваться историей Родного края? Зачем нам беречь исторические памятники (для сохранения нашего культурного наследия, для воспитания уважительного отношения к ветеранам, к их подвигам, воспитывать желание участвовать в жизни родного края).

Открывают учебники, находят высказывание.


Читают высказывание, высказывают свои мнения и слушают учителя.

Формулируют определение к слову «отчизна».

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы.

Закрывают учебники и откладывают на край парты.

Акцентируются на слайде, читают высказывания про себя, готовятся ответить на вопросы.

Слушают фрагмент песни.

Высказывают свои мнения.


Отвечают на вопросы.






Слушают педагога.





Коммуникативные: построение учебного сотрудничества с партером, с учителем; выражение мыслей в соответствии с языковыми нормами; умение работать в парах; умение слышать и слушать.


Общеучебные познавательные: умение структурировать свои знания; осознанно и произвольно построение речевого высказывания в устной форме.


Логические познавательные: анализ информации, сравнение, формулировка вывода.


Личностные: проявляют способность к смыслообразованию.


Регулятивные: проявляют способность к саморегуляции, контролю, оценке деятельности, состояния.


Первичное закрепление.

Послушайте стихотворение А. Жигулина о Родине, отрывок из песни «Моя Россия», рассмотрите произведение В.П. Фельдмана (советского живописца), сравните и скажите, как каждый творческий человек выразил свою любовь к Родине, к Отчизне.

Читают 2 подготовленных ребенка.

О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетно ловлю

Твои пролески, перелески –

Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной.

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...


Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна славные люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

(с помощью каких художественных средств автор передал чувства любви к Родине: эпитеты, метафоры…. Один ребенок подчеркивает художественные средства на интерактивной доске)).


Слушание песни (анализ: с посощью каких слов автор песни передает трепетные чувства к Родине, к России. Что автор подразумевает под словаи «длинные косички» (реки, горы), «голубые очи» (озера). С каким самым близким человеком сравнивает Россию автор (с мамой). Почему (мама у нас – самый дорогой и близкий человек в нашей жизни, она у нас одна, как и Родина)?


Просмотр картины В.П. Фельдмана «Родина» (анализ: что изображено на картине? Что автор хотел передать нам через образ солдата (необходимость защищать Родину), березы (символ России)).

Как авторы произведений выразили свою любовь к Родине? Наши глубокие чувства любви, привязанности к родной земле воодушевляют нас на создание разнообразных произведений.

С чего начинается малая Родина у каждого из вас? Для кого-то малая Родина начинается с порога дома, для кого-то с порога школы, любимого класса, для кого-то с нашего города, с нашей области, страны. Каждый из нас должен беречь свою Родину, место рождения своих предков. Как мы будем беречь нашу школу, наш Екатеринбург? Каждого из нас объединяет одна большая, необъятная Родина – Россия, страна, с великой и богатой историей, которая стремительно развивается, идет вперед. Что мы можем сделать для нашей общей Родины (служить Отчизне, быть настоящим гражданином, соблюдать законы РФ, быть активным жителем…).

Слушают задание, стихотворение А. Жигулина о Родине, песню «Моя Россия», рассматривают произведение В.П. Фельдмана, проявляют умение сравнивать.
















Отвечают на вопросы.


Коммуникативные: построение учебного сотрудничества с партером, с учителем; выражение мыслей в соответствии с языковыми нормами; умение работать в парах; умение слышать и слушать.


Логические познавательные: анализ информации, сравнение, формулировка вывода.


Регулятивные: проявляют способность к саморегуляции, контролю, оценке деятельности, состояния.


Общеучебные познавательные: умение структурировать свои знания; осознанно и произвольно построение речевого высказывания в устной форме.

Организация самостоятельной работы.

Предлагаю вам также, как и авторы воодушевиться прекрасными и глубокими чувствами к Отчизне и разработать синквейн на тему «Родина».

1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предл., синоним.

Объединитесь в группы по 4 человека, выберите лидера, который представит результат совместной деятельности.

Слушают задание, разрабатывают синквейн на тему «Родина».

Знаково-символические познавательные: моделирование (составление синквейна).

Логические познавательные: анализ информации, сравнение, формулировка вывода.

Информация о домашнем задании.

Найдите пословицу, характеризующую ваше чувство Родины. Объясните ее смысл.

Принимают домашнее задание.

Регулятивные: проявляет способность к саморегуляции.

Личностные: проявляют способность к сыслообразованию.

Рефлексия.

Что нового узнали на мероприятии?

Оцените свою деятельность с помощью фразеологизмов на слайде.

- работал, не покладая рук;

- работал, спустя рукава;

- не лез за словом в карман;

- не ударил в грязь лицом;

- добился своего;

- убивал время зря.

Проговаривают новые знания.

Подбирают пословицу, характеризующие деятельность.

Коммуникативные: выражение мыслей в соответствии с языковыми нормами.

Регулятивные: оценивание результатов деятельности.

Логические познавательные: анализ информации, сравнение, формулировка вывода.

Приложение 1

Текст песни «Кто, если не мы», фоторяд

Время влияет на дни и события

Давит, диктует форматы и стили

Мы на пороге большого открытия

Сильной, свободной, богатой России!

Время менять обещания строптивые

Но это сделано здесь и сейчас

Люди свободные, честолюбивые

Завтра России зависит от нас!

Припев: Кто, если не мы — сила поколения

Кто, если не мы — научное мышление

Кто, если не мы — прорыв десятилетия

Кто, если не мы — на годы, на столетия!





Текст песни «Моя Россия»

У моей России длинные косички.

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень!

Источник perevod- pesni.ru


Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!


Для меня Россия - белые березы.

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!


Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!


Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!

Ты, моя Россия, песни петь умеешь!

Ты, моя Россия, неразлучна с нами!

Ведь Россия наша - это я с друзьями!


Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

Текст песни «Не вешать нос, гардемарины» (отрывок)

По воле рока

Так случилось,

Иль это нрав у нас таков?

Зачем трoим,

Скажи на милость,

Такое множество врагов?


Но на судьбу

Не стоит дуться.

Там, у других, вдали - Бог есть!

А здесь, у нас,

Враги найдутся,

Была бы честь, была бы честь!


Припев:

Не вешать нос,

Гардемарины!

Дурна ли жизнь, иль хороша

Едины парус и душа,

Едины парус и душа,

Судьба и Родина едины!




Приложение 2

QR-код














Тексты стихотворений

О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетно ловлю

Твои пролески, перелески –

Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной.

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...


Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна славные люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Информационные источники: Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. Основы светской этики. – М: «Дрофа», 2014. – 176; статья Кузнецовой С.А. «Чувство Родины» [Электронный ресурс]. – https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-chuvstvo-rodini-osnovi-svetskoy-etiki-3180698.html , статья «Сочинение-описание по картине В.П. Фельдмана «Родина» [Электронный ресурс]. – https://www.sochinyashka.ru/russkiy_jazik/sochinenie-opisanie-po-kartine-feldmana-rodina.html , Проект Буридо «Фразеологизмы о труде» [Электронный ресурс]. – http://burido.ru/333-russkie-frazeologizmy-o-rabote , текст песни «Моя Россия» [Электронный ресурс]. – http://x-minus.me/track/169295/у-моей-россии-длинные-косички, текст песни «Кто, если не мы» [Электронный ресурс]. – http://onesong.ru/4/Gimn--molodeji/tekst-pesni-Kto-esli-ne-my .



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.