Конспект по ОРКСЭ на тему «С чего начинается Родина?»
«С чего начинается Родина?»
Цели: | • формирование чувства гордости за свою Родину. • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. • формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям. |
УУД:
Регулятивные: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.
Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию, выполнять логические операции.
Коммуникативные: Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия. Аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1. Организационный момент
Ребята, начнём наш урок с того, что покажем наше внутреннее состояние, настрой на работу нашими ладошками.
- Если вы готовы работать и у вас прекрасное настроение, покажем открытые ладошки.
- Если вы не уверены, что готовы работать, но ждёте что-то интересное от занятия, покажем одну закрытую, а другую открытую ладонь.
- И если вы совсем не настроены на работу, но готовы включиться, то закрытые ладошки.
Учитель: | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. – Ребята, сегодня мы продолжим изучение истории своего родного края, малой родины, места где мы родились (слайд № 1). |
Слайд № 1 |
|
2. Актуализация опорных знаний
Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни (Подумайте о чём мы будем говорить на уроке ?) Прослушайте небольшое стихотворение и определите тему урока.
Чтение учителем стихотворения.
Что мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском,
Тёплый вечер за окном.
Вопросы по стихотворению:
- Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
- Что для нас является Родиной?
- А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)
Толкование:
РОДИНА —
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.
Родственные слова:
Родной, родимая (сторона), родители.
Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
Учитель:
Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать. (Слайд №2).
Слайд № 2 |
|
Беседа с учащимися
– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
– Как называется город, в котором мы живём? (Севастополь)
– Как называется место, в котором мы живём? (Инкерман, слайд 3)
Слайд № 3 |
|
Чтение учителем стихотворения
Там, где Черная река в море Черное впадает,
Славный город Инкерман из тумана выплывает.
Здесь встречали корабли, здесь растили виноградник,
И овец в лучах пасли, добывали белый камень.
Время пронеслось стрелой, но года те не забыты
Верность времени хранят стены древней Каламиты.
Учитель: | – Инкерман — это крайний юго-запад Крымского полуострова, территория города Севастополя. Город Инкерман и крепость Каламита тесно связаны между собой. Можно сказать, что Инкерман – это второе название Каламиты (слайд 4). | |
Слайд № 4 |
| |
| – «Инкерман» переводится с тюркского, как «ин» – пещера, «кермен» - крепость, т.е. «пещерная крепость». Инкерман – это древний «пещерный город» на Монастырской скале, возникший в VI веке нашей эры. |
3. Формулировка темы урока
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить, какая будет тема сегодняшнего урока?
– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине и постараемся узнать – с чего начинается Родина для нас (Слайд № 5).
Слайд № 5 |
|
Подумайте, о чём вам расскажут следующие иллюстрации и моё стихотворение (Слайд № 6). | Обитель мира, светлых упований, Святых молитв, небесных созерцаний Духовных подвигов, Спасательных трудов. | |
Слайд № 6 |
Беседа с учащимися
– Ребята, где мы можем услышать колокольный звон? (в храме, на колокольне, монастыре).
– У каждого из вас на парте лежит конверт. Откройте его, и постарайтесь сложить картинку.
– Что у вас получилось? (монастырь)
Слайд № 8 |
– Кто из вас скажет, где расположен монастырь?
– А кто знает, как называется наш монастырь? (монастырь святого Климента).
– Ребята, мы были на экскурсии в монастыре?
– Вспоминаем, что мы видели в монастыре, слышали, чувствовали?
– Речь сегодня пойдёт о месте, где мы живём...
В густой листве затерян монастырь, Над ним лишь небо, да, как вата облака Вокруг полей российских гладь и ширь, А вдалеке виднеется река. Святой источник спрятан средь берёз, Лишь только ветер шелестит листвой. Блуждаем в царстве собственных мы грёз, Боясь спугнуть волнующий покой А вдалеке виднеется река. В густой листве затерян монастырь, Над ним не властны время и века (слайд № 9) | |
Слайд № 9 |
Беседа с учащимися
– Как называется наш монастырь?
– Что вам особенно запомнилось на экскурсии?
– Какие особенности в поведении людей вы заметили на территории монастыря?
– Какие впечатления у вас остались от посещения святого места?
– Готовы ли вы узнать новое?
4. Рассказ учителя
– Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастырь посещают люди, чтобы поклониться святым местам, очистить свою душу. Отворив дверь монастыря, наша душа чувствует, как небо сходится с землёй.
– Некоторые люди идут сюда за советом, за исцелением от болезни. А некоторые связываю свою жизнь с Богом, и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
– Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи селились в далёких от людей пустынях, горах. Встречаясь с монахами, люди замечали в их глазах – тишину, доброту, радость, свет и мир. Люди стали чаще общаться с монахами, которые помогали им советами.
– Главой монастырей, является АРХИЕРЕЙ. АРХИЕРЕЙ – это священнослужитель, в переводе с греческого языка «старший священник»
– Но непосредственно самим монастырём управляет ИГУМЕН или ИГУМЕНЬЯ (если монастырь женский).
В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. В начале – послушник, он какое-то время находится в монастыре и смотрит как проходит жизнь. Когда твёрдо решает связать свою жизнь с монастырём, просит принять его в монахи.
Проводят специальный обряд – ПОСТРИГАНИЕ. Будущий монах сначала произносит монашеские ОБЕТЫ: исполнение заповедей Господних, добровольную нищету, послушание духовному наставнику. После этого с головы монаха срезают несколько прядей волос, что означает добровольно отдать себя в слуги Христу. Торжественно на монаха одевают его новую одежду.
СЛОВАРЬ:
Монах, монахиня – означает один (жизнь без семьи).
Обет – даваемое Богу обещание.
5. Работа в группах
На партах лежат карточки. Прочитайте текст, ответьте на вопросы: «Кто был первым монахом?», «Чем занимались монахи?». Расскажите о монашеском облачении (одежде).
6. Закрепление материала
Тестовые задания по карточкам. Могут выполнять индивидуально, в парах, в группах.
Проверка тестов (ответы детей)
7. Рефлексия
– Что самое интересное было в уроке?
– Что узнали нового?
– Ваше отношение к монастырю и его служителям.
Учитель:
– Молодцы! Хорошо усвоили материал.
8. Домашнее задание
Подготовить проект о монастыре Святого Климента.
Учитель:
– А урок хочется закончить такими словами:
Шумит камыш над Черной речкой
Волнуя голубую ширь
И зажигает, молча свечи
Святой Климентьев монастырь
Каламита, Каламита!
Крепость прошлых древних лет
Ты с годами не забыта
Краше места в мире нет.
Источники
Словарь церковных терминов — http://www.slovopedia.com/5/192/767913.html
Татьяна Николаевна Галаева
Волкова Светлана Ивановна