12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сушкова Татьяна Георгиевна45
Россия, Крым респ., Севастополь
Конспект урока по курсу ОРКСЭ «С чего начинается Родина» для 4 класса


«С чего начинается Родина?»


Цели:

•         формирование чувства гордости за свою Родину.

•         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

•         формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.



УУД:

Регулятивные: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию, выполнять логические операции.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия. Аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


1.    Организационный момент


Ребята, начнём наш урок с того, что покажем наше внутреннее состояние, настрой на работу нашими ладошками.

- Если вы готовы работать и у вас прекрасное настроение, покажем открытые ладошки.

- Если вы не уверены, что готовы работать, но ждёте что-то интересное от занятия, покажем одну закрытую, а другую открытую ладонь.

- И если вы совсем не настроены на работу, но готовы включиться, то закрытые ладошки.


Учитель:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.


Ребята, сегодня мы продолжим изучение истории своего родного края, малой родины, места где мы родились (слайд № 1).


Слайд № 1

t1589469636aa.png


2. Актуализация опорных знаний


Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни (Подумайте о чём мы будем говорить на уроке ?) Прослушайте небольшое стихотворение и определите тему урока.

Чтение учителем стихотворения.

Что мы Родиной зовём?

Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.


Вопросы по стихотворению:

- Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

- Что для нас является Родиной?

- А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)


Толкование:

РОДИНА —

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.


Родственные слова:

Родной, родимая (сторона), родители.

Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.


Учитель:
Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать. (Слайд №2).


Слайд № 2

t1589469636ab.png


Беседа с учащимися

 – Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Как называется город, в котором мы живём? (Севастополь)

Как называется место, в котором мы живём? (Инкерман, слайд 3)


Слайд № 3

t1589469636ac.png

Чтение учителем стихотворения


Там, где Черная река в море Черное впадает,

Славный город Инкерман из тумана выплывает.

Здесь встречали корабли, здесь растили виноградник,

И овец в лучах пасли, добывали белый камень.

Время пронеслось стрелой, но года те не забыты

Верность времени хранят стены древней Каламиты.



Учитель:

Инкерман — это крайний юго-запад Крымского полуострова, территория города Севастополя. Город Инкерман и крепость Каламита тесно связаны между собой. Можно сказать, что Инкерман – это второе название Каламиты (слайд 4).

Слайд № 4

t1589469636ad.png


«Инкерман» переводится с тюркского, как «ин» – пещера, «кермен» - крепость, т.е. «пещерная крепость». Инкерман – это древний «пещерный город» на Монастырской скале, возникший в VI веке нашей эры.


3. Формулировка темы урока

Как вы думаете, о чём мы будем говорить, какая будет тема сегодняшнего урока?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине и постараемся узнать – с чего начинается Родина для нас (Слайд № 5).



Слайд № 5

t1589469636ae.png




Подумайте, о чём вам расскажут следующие иллюстрации и моё стихотворение (Слайд № 6).


Обитель мира, светлых упований,

Святых молитв, небесных созерцаний

Духовных подвигов,

Спасательных трудов.

Слайд № 6

t1589469636af.png



Беседа с учащимися


Ребята, где мы можем услышать колокольный звон? (в храме, на колокольне, монастыре).

У каждого из вас на парте лежит конверт. Откройте его, и постарайтесь сложить картинку.

Что у вас получилось? (монастырь)


Слайд № 8

t1589469636ag.png



Кто из вас скажет, где расположен монастырь?

А кто знает, как называется наш монастырь? (монастырь святого Климента).

Ребята, мы были на экскурсии в монастыре?

Вспоминаем, что мы видели в монастыре, слышали, чувствовали?

Речь сегодня пойдёт о месте, где мы живём...

В густой листве затерян монастырь,

Над ним лишь небо, да, как вата облака

Вокруг полей российских гладь и ширь,

А вдалеке виднеется река.

Святой источник спрятан средь берёз,

Лишь только ветер шелестит листвой.

Блуждаем в царстве собственных мы грёз,

Боясь спугнуть волнующий покой

А вдалеке виднеется река.

В густой листве затерян монастырь,

Над ним не властны время и века (слайд № 9)

Слайд № 9

t1589469636ah.png


Беседа с учащимися

Как называется наш монастырь?

Что вам особенно запомнилось на экскурсии?

Какие особенности в поведении людей вы заметили на территории монастыря?

Какие впечатления у вас остались от посещения святого места?

Готовы ли вы узнать новое?


4. Рассказ учителя


Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастырь посещают люди, чтобы поклониться святым местам, очистить свою душу. Отворив дверь монастыря, наша душа чувствует, как небо сходится с землёй.

Некоторые люди идут сюда за советом, за исцелением от болезни. А некоторые связываю свою жизнь с Богом, и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи селились в далёких от людей пустынях, горах. Встречаясь с монахами, люди замечали в их глазах – тишину, доброту, радость, свет и мир. Люди стали чаще общаться с монахами, которые помогали им советами.

Главой монастырей, является АРХИЕРЕЙ. АРХИЕРЕЙ – это священнослужитель, в переводе с греческого языка «старший священник»

Но непосредственно самим монастырём управляет ИГУМЕН или ИГУМЕНЬЯ (если монастырь женский).

В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. В начале – послушник, он какое-то время находится в монастыре и смотрит как проходит жизнь. Когда твёрдо решает связать свою жизнь с монастырём, просит принять его в монахи.

Проводят специальный обряд – ПОСТРИГАНИЕ. Будущий монах сначала произносит монашеские ОБЕТЫ: исполнение заповедей Господних, добровольную нищету, послушание духовному наставнику. После этого с головы монаха срезают несколько прядей волос, что означает добровольно отдать себя в слуги Христу. Торжественно на монаха одевают его новую одежду.


СЛОВАРЬ:

Монах, монахиня – означает один (жизнь без семьи).

Обет – даваемое Богу обещание.


5. Работа в группах

На партах лежат карточки. Прочитайте текст, ответьте на вопросы: «Кто был первым монахом?», «Чем занимались монахи?». Расскажите о монашеском облачении (одежде).


6. Закрепление материала

Тестовые задания по карточкам. Могут выполнять индивидуально, в парах, в группах.

Проверка тестов (ответы детей)


7. Рефлексия

Что самое интересное было в уроке?

Что узнали нового?

Ваше отношение к монастырю и его служителям.


Учитель:

Молодцы! Хорошо усвоили материал.


8. Домашнее задание

Подготовить проект о монастыре Святого Климента.

Учитель:

А урок хочется закончить такими словами:

Шумит камыш над Черной речкой

Волнуя голубую ширь

И зажигает, молча свечи

Святой Климентьев монастырь

Каламита, Каламита!

Крепость прошлых древних лет

Ты с годами не забыта

Краше места в мире нет.

Источники

Словарь церковных терминов — http://www.slovopedia.com/5/192/767913.html



Опубликовано


Комментарии (2)

Татьяна Николаевна Галаева, 14.05.20 в 19:08 0 Ответить Пожаловаться
Супер!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Волкова Светлана Ивановна, 16.05.20 в 07:48 0 Ответить Пожаловаться
Интересный, познавательный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.