Урок по биологии на тему "Наземно-воздушная среда обитания"
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноборская средняя школа»
Методическая разработка урока по географии
«Наземно-воздушная среда обитания»
Разработчик: учитель географии
высшей квалификационной категории
Кузовлева Татьяна Александровна
Красный Бор, 2025
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1. Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Регулятивные: самоорганизация. | 1 мин |
2. Актуализация знаний | Проводит фронтальную беседу по вопросам: - Какие среды обитания вам известны? - Какие организмы обитают в водной среде? - Какие особенности водной среды вы знаете? Предлагает вспомнить изученный ранее материал. (Можно использовать кроссворд или небольшую викторину по предыдущей теме). | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают изученный материал. | Познавательные: актуализация знаний, воспроизведение информации. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы. | 5 мин |
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока | Создает проблемную ситуацию, задавая вопрос: - Где еще живут организмы, кроме воды? - Чем отличается эта среда от водной? Подводит учащихся к формулировке темы урока. Предлагает учащимся самостоятельно определить цели и задачи урока, используя опорные слова: "узнать", "изучить", "научиться". | Обсуждают вопросы, формулируют тему урока. Самостоятельно определяют цели и задачи урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: формулирование проблемы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | 5 мин |
4. Изучение нового материала | Организует работу с учебником и презентацией. Объясняет особенности наземно-воздушной среды обитания: - Количество кислорода - Температура - Влажность - Освещенность. Демонстрирует примеры растений и животных, приспособленных к жизни в данной среде. Организует работу в группах (одна группа изучает приспособления растений, другая – животных). | Внимательно слушают учителя, работают с учебником и презентацией. Выполняют задания в группах, изучают приспособления растений и животных к жизни в наземно-воздушной среде. Записывают в тетрадь основные понятия и примеры. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация. Коммуникативные: работа в группе, обмен информацией. Регулятивные: планирование деятельности. | 20 мин |
5. Первичное закрепление материала | Организует фронтальную беседу по вопросам: -Какие особенности наземно-воздушной среды вы узнали? -Какие факторы влияют на жизнь организмов в этой среде? -Какие приспособления к жизни в наземно-воздушной среде имеют растения? -Какие приспособления к жизни в наземно-воздушной среде имеют животные? Предлагает выполнить упражнения в рабочей тетради. Организует взаимопроверку. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнения в рабочей тетради. Осуществляют взаимопроверку. | Познавательные: систематизация и структурирование знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: умение слушать и понимать других. | 10 мин |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия | Подводит итоги урока, обобщает полученные знания. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке: -Что нового вы узнали? -Что было самым интересным? -Что вызвало затруднения? -Достигли ли вы цели урока? | Оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: оценка, рефлексия. Личностные: самооценка, осознание своих достижений и затруднений. | 3 мин |
7. Домашнее задание | Задает домашнее задание: -Прочитать параграф учебника. -Ответить на вопросы после параграфа. -Подготовить сообщение о растении или животном, обитающем в наземно-воздушной среде. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: планирование своей деятельности. | 1 мин |