Урок биологии в 5 классе на тему «Среда обитания и экологические факторы»
Среда обитания и экологические факторы
Цель: сформировать у учащихся представление о средах жизни и экологических факторах.
Задачи:
учащиеся знакомятся со средами жизни и экологическими факторами;
учащиеся выявляют действие факторов на живые организмы;
учащиеся продолжают развивать умение логически мыслить, анализировать;
учащиеся продолжают развивать творческие способности и образное мышление;
учащиеся продолжают формировать научное мировоззрение и расширять биологическую картину мира.
Ход урока
орг. момент
Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.
актуализация внимания
Мир огромный и бескрайний
Окружает нас с тобой,
Небо, Солнце, птички, рыбы -
Мир живой и неживой…
Изучая биологию Нижегородской области, с представителями каких царств живой природы мы познакомились? (растениями, животным, грибами)
Что окружает представителей этих царств? (окружающая среда, внешняя среда и т.п.)
Окружающая среда, внешняя среда являются синонимами понятия "среда обитания".
изучение нового материала
Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них влияние, называется средой обитания.
Среды обитания
наземно-воздушная |
водная |
почвенная |
организменная |
Вопрос: какие признаки характерны для каждой среды обитания?
Задание: заполните таблицу.
Сравнение условий жизни в разных средах
Условия жизни |
Наземно-воздушная среда |
Водная среда |
Почвенная среда |
Кислород |
атмосферный достаточно |
растворенный достаточно |
атмосферный недостаточно |
Влажность |
не всегда достаточно |
избыток |
не всегда достаточно |
Температура |
изменяется значительно |
изменяется незначительно |
изменяется незначительно |
Свет |
достаточно |
уменьшается с глубиной |
отсутствует |
Плотность |
невысокая |
высокая |
очень высокая |
Представители |
кошка |
щука |
крот |
Существует еще одна среда обитания – тела самих живых организмов. Ее освоили животные-паразиты.
Вопрос: какие приспособления для жизни в данных средах обитания имеют животные? (ответ по плану: конечности, органы дыхания и зрения, внешний покров)
Для обитания в природе живым организмам необходимы определенные условия.
Компоненты среды, воздействующие на организм, называются экологическими факторами.
Экологические факторы
абиотические (факторы неживой природы) |
биотические (факторы живой природы) |
антропогенные (воздействие человека) |
температура, влажность, свет |
взаимодействие между особями в группах и между группами |
связаны с деятельностью человека |
1 группа: абиотические факторы.
Задание: используя дидактические карточки, подготовьте презентацию абиотических факторов.
Свет
1. Значение:
а. является основным источником энергии для жизни на Земле
б. необходим растениям для процесса фотосинтеза
2. Группы растений по отношению к свету:
а. светолюбивые - это растения открытых, хорошо освещенных мест
б. теневыносливые - это растения легко переносящие незначительное затенение
в. тенелюбивые - это растения, не выносящие сильного освещения
Влажность
1*. Значение:
а. необходима для процессов жизнедеятельности
б. передвижение питательных веществ
2. Группы растений по отношению к влажности:
а. гигрофиты - это растения влажных мест обитания
б. кселофиты - это растения, произрастающие в условиях с недостатком влаги
Температура
1. Все известные живые организмы существуют при температуре от -50ºС и до +90ºС.
2*. Ответ на первый вопрос поясните.
2 группа: биотические факторы.
Задание: используя дидактические карточки, подготовьте презентацию биотических факторов.
Биотические факторы
1. нейтрализм – это особи разных видов не связаны между собой непосредственно, например ____
2. квартиранство – это один из видов симбиоза, например _________________
3. паразитизм – это отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого как место обитания и источник питания, например ______
4. конкуренция – это отношения, возникающие между особями одного или разных видов при борьбе за местообитание, пищу и т.д., например _____________________
5. симбиоз – это взаимоотношения, когда оба партнера или один из них извлекают пользу из совместного проживания, например ______________________________
6. хищничество – это отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида, например ___________________________
3 группа: антропогенные факторы.
Задание: используя дидактические карточки, подготовьте презентацию антропогенных факторов.
Антропогенные факторы
1. В чем проявляется влияние человека на:
а. растения: раскорчевка и выжигание лесов, уничтожение дикорастущих растений; создание особо охраняемых территорий и т.д.
б. животных: охота, уничтожение мест обитания животных; создание особо охраняемых территорий и т.д.
в. окружающую среду: загрязнение промышленными отходами
2. Воздействие человека может быть прямым и косвенным. В чем это проявляется?
закрепление
Диктант: оцените правильность суждений (да/нет)
1. Растения открытых, хорошо освещенных мест, называются теневыносливыми (нет).
2. Все, что окружает живые организмы, называют средой обитания (да).
3. Сожительство березы и подберезовика можно назвать паразитическим (нет).
4. К гигрофитам относятся растения влажных мест обитания (да).
5. Все известные виды живых организмов существуют при температуре от -50ºС до +90ºС (да).
6. Взаимодействие белки и лося, живущих в одном лесу, является нейтральным (да).
7. К факторам живой природы, воздействующим на организмы, относится человек (нет).
8. Каждый организм тесно связан с факторами среды, зависит от них и оказывает на них влияние (да).
9. Кувшинка является ксерофитом (нет).
10. Взаимоотношения дождевого червя и крота можно назвать хищническими (нет).
дом. задание: заполнить информационную карту урока
Информационная карта урока
"Среда обитания и экологические факторы"
1. Среда обитания – это ____________________________________________________________________
2. Заполни таблицу.
Сравнение условий жизни в разных средах
Условия жизни |
Наземно-воздушная среда |
Водная среда |
Почвенная среда |
Кислород |
|||
Влажность |
|||
Температура |
|||
Свет |
|||
Плотность |
|||
Представители |
Существует еще одна среда обитания – ________________ Ее освоили ________________.
3. Экологические факторы – это _________________________________________________
4. Заполни схему:
Экологические факторы
абиотические (факторы ___________ природы) |
___________________ (факторы живой природы) |
__________________ (________________________) |
____________________________ ____________________________ |
___________________________ ___________________________ |
связаны с деятельностью человека |
5. Назови группы растений по отношению к свету:
а. ________________________________ - это растения открытых, хорошо освещенных мест
б. теневыносливые - это растения _______________________________________________
в. ____________________ - это растения _________________________________________
6. Назови группы растений по отношению к влажности:
а. гигрофиты - это растения ____________________________________________________
б. _____________________ - это растения, произрастающие в условиях с недостатком влаги
7. Заполни пропуски в предложении: все известные живые организмы существуют при температуре от ___ºС и до ___ºС.
8. Заполни пропуски в предложениях:
__________ – это особи разных видов не связаны между собой непосредственно, например __________________________________________
__________ – это один из видов симбиоза, например ___________________________
__________ – это отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого как место обитания и источник питания, например _____
__________ – это отношения, возникающие между особями одного или разных видов при борьбе за местообитание, пищу и т.д., например ___________________________
__________ – это взаимоотношения, когда оба партнера или один из них извлекают пользу из совместного проживания, например _________________________________
__________ – это отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида, например ________________________
9. Ответь на вопрос: в чем проявляется влияние человека на:
а. растения: ________________________________________________________________;
б. животных: ______________________________________________________________;
в. окружающую среду: ______________________________________________________?
10. Воздействие человека может быть прямым и косвенным. В чем это проявляется? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Оцени правильность суждений (да/нет)
1. Растения открытых, хорошо освещенных мест, называются теневыносливыми: ________
2. Все, что окружает живые организмы, называют средой обитания: ____________________
3. Сожительство березы и подберезовика можно назвать паразитическим: _______
4. К гигрофитам относятся растения влажных мест обитания: ________________________
5. Все известные виды живых организмов существуют при температуре от -50ºС до +90ºС: _
6. Взаимодействие белки и лося, живущих в одном лесу, является нейтральным: ________
7. К факторам живой природы, воздействующим на организмы, относится человек: _______
8. Организмы тесно связаны с факторами среды, зависят от них и оказывают на них влияние: __
9. Кувшинка является ксерофитом: _______________________________________________
10. Взаимоотношения дождевого червя и крота можно назвать хищническими: __________