12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Губанихина Мария Александровна42
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Среда обитания и экологические факторы

Цель: сформировать у учащихся представление о средах жизни и экологических факторах.

Задачи:

учащиеся знакомятся со средами жизни и экологическими факторами;

учащиеся выявляют действие факторов на живые организмы;

учащиеся продолжают развивать умение логически мыслить, анализировать;

учащиеся продолжают развивать творческие способности и образное мышление;

учащиеся продолжают формировать научное мировоззрение и расширять биологическую картину мира.

Ход урока

орг. момент

Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

актуализация внимания

Мир огромный и бескрайний

Окружает нас с тобой,

Небо, Солнце, птички, рыбы -

Мир живой и неживой…

Изучая биологию Нижегородской области, с представителями каких царств живой природы мы познакомились? (растениями, животным, грибами)

Что окружает представителей этих царств? (окружающая среда, внешняя среда и т.п.)

Окружающая среда, внешняя среда являются синонимами понятия "среда обитания".

изучение нового материала

Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них влияние, называется средой обитания.

Среды обитания

наземно-воздушная

водная

почвенная

организменная

Вопрос: какие признаки характерны для каждой среды обитания?

Задание: заполните таблицу.

Сравнение условий жизни в разных средах

Условия

жизни

Наземно-воздушная

среда

Водная среда

Почвенная среда

Кислород

атмосферный

достаточно

растворенный

достаточно

атмосферный

недостаточно

Влажность

не всегда достаточно

избыток

не всегда достаточно

Температура

изменяется значительно

изменяется незначительно

изменяется незначительно

Свет

достаточно

уменьшается с глубиной

отсутствует

Плотность

невысокая

высокая

очень высокая

Представители

кошка

щука

крот

Существует еще одна среда обитания – тела самих живых организмов. Ее освоили животные-паразиты.

Вопрос: какие приспособления для жизни в данных средах обитания имеют животные? (ответ по плану: конечности, органы дыхания и зрения, внешний покров)

Для обитания в природе живым организмам необходимы определенные условия.

Компоненты среды, воздействующие на организм, называются экологическими факторами.

Экологические факторы

абиотические

(факторы неживой природы)

биотические

(факторы живой природы)

антропогенные

(воздействие человека)

температура, влажность, свет

взаимодействие между особями в группах и между группами

связаны с деятельностью

человека

1 группа: абиотические факторы.

Задание: используя дидактические карточки, подготовьте презентацию абиотических факторов.

 

Свет

1. Значение:

а. является основным источником энергии для жизни на Земле

б. необходим растениям для процесса фотосинтеза

2. Группы растений по отношению к свету:

а. светолюбивые - это растения открытых, хорошо освещенных мест

б. теневыносливые - это растения легко переносящие незначительное затенение

в. тенелюбивые - это растения, не выносящие сильного освещения

 

 

 

 

Влажность

1*. Значение:

а. необходима для процессов жизнедеятельности

б. передвижение питательных веществ

2. Группы растений по отношению к влажности:

а. гигрофиты - это растения влажных мест обитания

б. кселофиты - это растения, произрастающие в условиях с недостатком влаги

 

 

 

 

Температура

1. Все известные живые организмы существуют при температуре от -50ºС и до +90ºС.

2*. Ответ на первый вопрос поясните.

 

 

 

2 группа: биотические факторы.

Задание: используя дидактические карточки, подготовьте презентацию биотических факторов.

 

Биотические факторы

1. нейтрализм – это особи разных видов не связаны между собой непосредственно, например ____

2. квартиранство – это один из видов симбиоза, например _________________

3. паразитизм – это отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого как место обитания и источник питания, например ______

4. конкуренция – это отношения, возникающие между особями одного или разных видов при борьбе за местообитание, пищу и т.д., например _____________________

5. симбиоз – это взаимоотношения, когда оба партнера или один из них извлекают пользу из совместного проживания, например ______________________________

6. хищничество – это отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида, например ___________________________

 

 

 

3 группа: антропогенные факторы.

Задание: используя дидактические карточки, подготовьте презентацию антропогенных факторов.

 

Антропогенные факторы

1. В чем проявляется влияние человека на:

а. растения: раскорчевка и выжигание лесов, уничтожение дикорастущих растений; создание особо охраняемых территорий и т.д.

б. животных: охота, уничтожение мест обитания животных; создание особо охраняемых территорий и т.д.

в. окружающую среду: загрязнение промышленными отходами

2. Воздействие человека может быть прямым и косвенным. В чем это проявляется?

 

 

 

закрепление

Диктант: оцените правильность суждений (да/нет)

1. Растения открытых, хорошо освещенных мест, называются теневыносливыми (нет).

2. Все, что окружает живые организмы, называют средой обитания (да).

3. Сожительство березы и подберезовика можно назвать паразитическим (нет).

4. К гигрофитам относятся растения влажных мест обитания (да).

5. Все известные виды живых организмов существуют при температуре от -50ºС до +90ºС (да).

6. Взаимодействие белки и лося, живущих в одном лесу, является нейтральным (да).

7. К факторам живой природы, воздействующим на организмы, относится человек (нет).

8. Каждый организм тесно связан с факторами среды, зависит от них и оказывает на них влияние (да).

9. Кувшинка является ксерофитом (нет).

10. Взаимоотношения дождевого червя и крота можно назвать хищническими (нет).

дом. задание: заполнить информационную карту урока

Информационная карта урока

"Среда обитания и экологические факторы"

1. Среда обитания – это ____________________________________________________________________

2. Заполни таблицу.

Сравнение условий жизни в разных средах

Условия

жизни

Наземно-воздушная

среда

Водная среда

Почвенная среда

Кислород

     

Влажность

     

Температура

     

Свет

     

Плотность

     

Представители

     

Существует еще одна среда обитания – ________________ Ее освоили ________________.

3. Экологические факторы – это _________________________________________________

4. Заполни схему:

Экологические факторы

абиотические

(факторы ___________ природы)

___________________

(факторы живой природы)

__________________

(________________________)

____________________________

____________________________

___________________________

___________________________

связаны с деятельностью

человека

5. Назови группы растений по отношению к свету:

а. ________________________________ - это растения открытых, хорошо освещенных мест

б. теневыносливые - это растения _______________________________________________

в. ____________________ - это растения _________________________________________

6. Назови группы растений по отношению к влажности:

а. гигрофиты - это растения ____________________________________________________

б. _____________________ - это растения, произрастающие в условиях с недостатком влаги

7. Заполни пропуски в предложении: все известные живые организмы существуют при температуре от ___ºС и до ___ºС.

8. Заполни пропуски в предложениях:

__________ – это особи разных видов не связаны между собой непосредственно, например __________________________________________

__________ – это один из видов симбиоза, например ___________________________

__________ – это отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого как место обитания и источник питания, например _____

__________ – это отношения, возникающие между особями одного или разных видов при борьбе за местообитание, пищу и т.д., например ___________________________

__________ – это взаимоотношения, когда оба партнера или один из них извлекают пользу из совместного проживания, например _________________________________

__________ – это отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида, например ________________________

9. Ответь на вопрос: в чем проявляется влияние человека на:

а. растения: ________________________________________________________________;

б. животных: ______________________________________________________________;

в. окружающую среду: ______________________________________________________?

10. Воздействие человека может быть прямым и косвенным. В чем это проявляется? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Оцени правильность суждений (да/нет)

1. Растения открытых, хорошо освещенных мест, называются теневыносливыми: ________

2. Все, что окружает живые организмы, называют средой обитания: ____________________

3. Сожительство березы и подберезовика можно назвать паразитическим: _______

4. К гигрофитам относятся растения влажных мест обитания: ________________________

5. Все известные виды живых организмов существуют при температуре от -50ºС до +90ºС: _

6. Взаимодействие белки и лося, живущих в одном лесу, является нейтральным: ________

7. К факторам живой природы, воздействующим на организмы, относится человек: _______

8. Организмы тесно связаны с факторами среды, зависят от них и оказывают на них влияние: __

9. Кувшинка является ксерофитом: _______________________________________________

10. Взаимоотношения дождевого червя и крота можно назвать хищническими: __________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.