12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шалавина Наталия Владимировна51
Россия, Удмуртская респ., Воткинск
2

Урок по физике для 8 класса по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Урок по физике с применением технологии систематизации знаний в процессе решения задач.

Данные об учителе: Шалавина Наталия Владимировна, учитель 1 квалификационной категории, МБОУ «СОШ №1 имени И. П. Чайковского» г. Воткинска Удмуртской Республики

Предмет: физика Класс: 8 Учебник: А.В. Перышкин, Физика.8 кл. М.: Дрофа, 2019 г.

Тема урока. «Изменение агрегатных состояний вещества»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Характеристика класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

коммуникативными УУД

познавательными УУД

личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы

Цели урока:

решить имеющиеся проблемы,

ликвидировать пробелы, которые есть,

потренироваться решать задачи.


Планируемые результаты:

1. Предметные:

Обучающийся должен:

Знать обозначения физических величин: количества теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования.

Знать единицы измерения физических величин: количества теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования.

Знать формулы расчёта количества теплоты в процессах: плавления, сгорания топлива, парообразования, нагревания

2. Метапредметные:

в познавательной деятельности:

Уметь выделять составные части задачи, дополнять условие задачи, ставить вопросы к условию задачи;

Уметь при решении задач находить величины.

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

Развитие универсальных учебных действий:

Личностные: 

Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Закрепление навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: 

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.


Организационный момент.

Создаем благоприятный психологический настрой на работу, чтобы включить учащихся в деятельность, создать условия для возникновения у учеников потребности включения в учебный процесс.

Мотивация, целеполагание

Выдается листок с задачами на урок. Надо разбить их на 3 группы. Номера задач вписать в таблицу.

решу сам

решу с помощью тетради

решу с помощью учителя




Обсудить, какие задачи попали в 3 столбик. Выяснить, что должен сделать учитель, чтобы помочь в решении трудных задач. Так формулируются тема урока и его цели: Решение задач. Повторить и систематизировать изученный материал.

Актуализация знаний.

Вместо точек поставить физические величины и проанализировать формулу. Вспомните алгоритм решения задач.

1. Q = ... m (t2 – t1)

2. Q = q ...

3. Q = ... m

4. Q = L ...

Ответы:

1.(Q = с m х (t2 – t1)) – количество теплоты, необходимое при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении;

2.(Q = q m.) - количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива;

3.(Q = В m) - количество теплоты, необходимое для плавления;

4.(Q = L m.) - количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения.

Алгоритм решения задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

1.Запишите дано (выпишите из таблиц недостающие величины)

2. Переведите единицы в СИ.

3. Выясните, о каких процессах говорится в задаче.

4. Постройте графики процессов.

5. Подберите к каждому процессу формулу, запишите её.

6.Запиши уравнение теплового баланса.

7. Выразите искомую величину

8. Выполните вычисления.

9. Запишите ответ.


4. Подготовка к обобщающей деятельности.


Решаем в парах качественные задачи по теме. Затем обсуждение ответов.


1. Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего (на одну автомашину) составят 200 кг. Как вы думаете, каковы причины этих потерь? (Испарение).


2.Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от нее. Как объяснить?? (Таяние льда).


3.Согласны ли вы с тем, что в болотистых местах сильная жара переносится труднее? (Воздух там влажный, испарения почти не происходит, испарение затруднено, и тело плохо охлаждается).


5.Обобщение и систематизация знаний.


Графические задачи: (решаются фронтально)

Проанализируйте график и ответьте на следующие вопросы: t1616430661aa.png

А) в какие промежутки времени температура вещества изменялась и как?

Б) в какие промежутки времени она оставалась постоянной и почему?

В) какой из участков графика соответствует отвердеванию вещества? Охлаждению после кристаллизации?


5 . Найдите по графику:

t1616430661aa.png

А) температуру плавления вещества.

Б) в каком состоянии находилось вещество через 3 мин после начала охлаждения? Через 5 мин? Через 8 мин? Через 10 мин?

В) какая точка графика соответствует началу кристаллизации вещества?

Г) какой промежутка времени вещество отвердевало? Какой была при этом его температура?

Расчетные задачи: (решаются индивидуально, ответы и решения проверяет учитель, при необходимости дает консультации).

Определить какое количество теплоты необходимо для превращения 200 г льда при температуре – 100С в воду с температурой 200С. (ответ: 89 х103 Дж)

В воду массой 400 г и температуре 100С впустили 10 г водяного пара с температурой 1000С. Определить, какая температура установится в сосуде? (ответ: 25,80 С)

Кусок льда массой 8 кг имеет температуру 00С. Его начинают плавить, сжигая керосин. Что будет в сосуде, когда сгорит 100г керосина? (ответ: вода 560 С)


6. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …

Мне было трудно……

Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке

7. Домашнее задание (на выбор)

Задания на «3»

В каких единицах измеряют удельную теплоту сгорания топлива?

Какое из тел- ведро воды или стакан с водой потребует больше энергии для увеличения их температуры на 1 С?

Какое количество теплоты потребуется для нагревания стального бруска массой 2 кг от 10 С до 110 С?

Задания на «4»:

 При обработке алюминиевой детали на станке температура ее повысилась от 20 С до 120 С. На сколько при этом произошло увеличении внутренней энергии детали, если масса ее 2 кг?

 В каком случае выделится большее количество теплоты: при полном сгорании  древесного угля массой 2 кг или при полном сгорании сухих дров массой 10 кг?

Задания на «5»:

Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в латунной бочке массой 12 кг нагреть воду объемом 19 л от температуры 21 С до температуры кипения?

Сколько спирта надо сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 2 кг от 14 С до 50 С, если вся теплота, выделяемая спиртом, пойдет на нагревание воды?


Приложение 1 стр.

 3. Вместо точек поставить физические величины и проанализировать формулу.


1. Q = ... х m х (t2 – t1)

2. Q = q х ...

3. Q = ... х m

4. Q = L х ...


Алгоритм решения задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

1.Запишите дано (выпишите из таблиц недостающие величины)

2. Переведите единицы в СИ.

3. Выясните, о каких процессах говорится в задаче.

4. Постройте графики процессов.

5. Подберите к каждому процессу формулу, запишите её.

6.Запиши уравнение теплового баланса.

7. Выразите искомую величину

8. Выполните вычисления.

9. Запишите ответ. 



Домашнее задание (на выбор)

Задания на «3»

1. В каких единицах измеряют удельную теплоту сгорания топлива?

2. Какое из тел- ведро воды или стакан с водой потребует больше энергии для увеличения их температуры на 1 С?

3. Какое количество теплоты потребуется для нагревания стального бруска массой 2 кг от 10 С до 110 С?

Задания на «4»:

При обработке алюминиевой детали на станке температура ее повысилась от 20 С до 120 С. На

сколько при этом произошло увеличении внутренней энергии детали, если масса ее 2 кг?

2. В каком случае выделится большее количество теплоты: при полном сгорании древесного угля массой 2 кг или при полном сгорании сухих дров массой 10 кг?

Задания на «5»:

1.Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в латунной бочке массой 12 кг нагреть воду объемом 19 л от температуры 21 С до температуры кипения?

2.Сколько спирта надо сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 2 кг от 14 С до 50 С, если вся теплота, выделяемая спиртом, пойдет на нагревание воды?


Продолжить предложение

Сегодня на уроке:

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …

Мне было трудно……

Предлагается отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке

Качественные задачи: 2 стр.

1.Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего (на одну автомашину) составят 200 кг. Как вы думаете, каковы причины этих потерь?


2.Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от нее. Как объяснить??


3. Согласны ли вы с тем, что в болотистых местах сильная жара переносится труднее?


Графические задачи:

4.Проанализируйте график и ответьте на следующие вопросы:

А) в какие промежутки времени температура вещества изменялась и как?

Б) в какие промежутки времени она оставалась постоянной и почему?

В) какой из участков графика соответствует отвердеванию вещества? Охлаждению после кристаллизации?

t1616430661aa.png


5. Найдите по графику:

А) температуру плавления вещества.

Б) в каком состоянии находилось вещество через 3 мин после начала охлаждения? Через 5 мин? Через 8 мин? Через 10 мин?

В) какая точка графика соответствует началу кристаллизации вещества?

Г) какой промежутка времени вещество отвердевало? Какой была при этом его температура?

t1616430661aa.png


Расчетные задачи:

Определить какое количество теплоты необходимо для превращения 200 г льда при температуре – 100С в воду с температурой 200С. (ответ: 89 х103 Дж)


В воду массой 400 г и температуре 100С впустили 10 г водяного пара с температурой 1000С. Определить, какая температура установится в сосуде? (ответ: 25,80 С)


Кусок льда массой 8 кг имеет температуру 00С. Его начинают плавить, сжигая керосин. Что будет в сосуде, когда сгорит 100г керосина? (ответ: вода 560 С)


Опубликовано


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 22.03.21 в 19:52 0Ответить Пожаловаться
Заимствования:
multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uro...shieniie-zadach.html 71%
multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uro...zadach.html?login=ok 71%
infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-teme-...chestva-2873222.html 68%
infourok.ru/reshenie-kombinirovannih-zadach-na-tem...chestva-1437641.html57%
infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-fiziki-v...ogo-dly-3233457.html 57%
infourok.ru/urokreshenie-zadach-po-teme-paroobrazovanie-1452469.htm 47%

И т.д. Указывайте, пожалуйста, источники заимствований.
Булдакова Юлия Валерьевна, 26.03.21 в 21:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал по уроку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.