Урок по информатике «Составление программы на языке Паскаль» (9 класс)
Технологическая карта урока информатики
ФИО учителя: Моисейкин А.В.
Учебный предмет: Информатика
Класс: 9
Тема урока: Составление программы на языке Паскаль
Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок в разделе «Алгоритмизация и программирование»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока | Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных знаний по теме «Алгоритмизация и программирование» Деятельностная: формирование у обучающихся способностей к рефлексии | |
Задачи | Обучающие: обобщение знаний обучающихся о классификации циклических алгоритмов. Развивающие: формирование навыков работы с информационными объектами, интернет сервисами, средой программирования; Развитие самостоятельности мышления, умения работать в группе, обобщать, делать выводы, составлять программы на языке Python Воспитательные: воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать, формирование культуры умственного труда, умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения. | |
Планируемый результат | Предметные умения: владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ | Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. |
Организация учебного пространства | ||
Межпредметные связи: Математика | Формы работы: индивидуальная, групповая | Ресурсы: УМК: Л.Л.Босова, А.Ю. Босова., Информатика Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска) Интерактивные пособия: среда программирования Pascal |
Основные термины, понятия | |
ХОД УРОКА
Этап урока Время | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный этап (1-2мин) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Включаются в ритм урока | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
Постановка цели. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (3мин) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет цель урока, акцентирует внимание обучающихся на значимости темы. Вы должны убедить себя в том, что: вы можете справиться с задачами различного уровня сложности; все выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо; хорошая команда – залог успеха; интеллектуальная собственность – это товар; решать задачи повышенной сложности интереснее, чем стандартные. | Записывают дату в тетрадь, определяют цель урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Актуализация Знаний (10 мин) | 1.Знание (определение и отбор информации) 2. Понимание (понимание предоставленной информации) | Сегодня наш кабинет информатики превращается в научно-исследовательскую площадку. По роду своей деятельности вы занимаетесь научными разработками, которые принято называть проектами. Для работы вам выделяется грант в размере 10000 руб.(что эквивалентно четырем оценкам «5», 500 руб.= 1 балл). По окончании работы вам предстоит самостоятельно распределить грант между собой (заполнить лист для оценивания). Имея грант, вы можете распоряжаться им по своему усмотрению – обращаться за помощью к ребятам из других групп, к учителю. Но надо помнить каждая подсказка будет стоить 500 руб. Сейчас, случайным образом, с помощью генератора случайных чисел, вы будете распределены на 3 группы. У каждой группы есть свой план работы получить допуск к началу работы над проектом; произвести отладку программы (найти и исправить ошибки) решить задачи разного уровня сложности. На интерактивной доске появляются исправленные программы. Итак 1 испытание успешно завершено, поздравляю вас. | Слушают, запоминают условия деловой игры Объединяются в группы Работают в группах. Распределяют роли: Отвечают индивидуально на предложенные им вопросы (приложение 1) Находят и исправляют ошибки в программах (приложение 2) Объясняют причины допущенных ошибок. Оценивают себя и одноклассников. (задание №1, 2 в Бланке оценивания) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество полученного результата. |
Применение знаний (15 мин) | 3. Применение (использование понятий в новых ситуациях) Практическая работа «________» 4. Анализ (разбивание информации на связанные части) 5. Синтез | - Теперь вас ждет коллективный проект (составить программу для задач разного уровня сложности.) - Решая их, вы сможете привлечь инвестиции в свой проект, а можете поделиться своим грантом. Наблюдает, направляет - Оцените вклад каждого участника группы в выполнении задания. | Группа выбирает и решает задачу из предложенных учителем (Приложение 3) Демонстрируют знания, работают за компьютером в среде программирования Паскаль Заполняют Бланки оценивания | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Подведение итогов (8 мин) | 6. Оценка разработанных программ | Оценивает | Обсуждают решение задачи, дают комментарии Заполняют Бланк оценивания. | Личностные: Познавательная мотивация. Регулятивные: самостоятельность. Познавательные: выбор эффективного способа решения. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (3 мин) | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний. | Обучающиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения данного задания. | Личностные: Формирование позитивной самооценки. Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий |
Рефлексия (подведение итогов) (5 мин) | Дать количественную оценку работы обучающихся. | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Обучающиеся распределяют оставшийся грант между участниками группы. сдают Бланки оценивания. | Регулятивные: определяет степень успешности выполнения своей работы. |
Приложение 1.
Вопросы по теме
«Программирование на языках высокого уровня»
Для чего нужно программирование?
Что такое язык программирования?
Что такое система программирования?
В чем состоят основные принципы структурного программирования?
К ак в сложных алгоритмах соединяются базовые структуры?
Что такое транслятор? Что такое трансляция? Назовите два способа трансляции.
В чем различие между компиляцией и интерпретацией.
Назовите стандартные типы данных.
Из каких этапов состоит работа программиста по решению задачи?
Что такое отладка программы? Что называется тестом?
Что обозначает понятие «диалоговый характер программы»?
Что такое подпрограммы?
В виде чего реализуются подпрограммы в языках программирования?
Приложение 2
Задача №1
В предложенной программе есть три ошибки. Найдите ошибки и исправьте их так, чтобы программа работала правильно.
Сформулируйте условие задачи для данной программы
PROGRAM SUMMA;
VAR A : ARRAY[1..N, 1..M] OF INTEGER;
I, J, N, M: REAL;
SUM: INTEGER;
BEGIN
WRITE(‘Введите количество строчек данного массива N=’);
READLN(N);
WRITE(‘Введите количество столбцов данного массива M=’);
READLN(M);
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
BEGIN
WRITE(‘A[‘, I, ’, ’, J, ‘]=’);
READLN(A[I, J]);
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
WRITE(A[ I, J] : 4);
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
IF A[I, J] > 0 THEN SUM:=SUM+A[I, J];
END;
WRITE(‘SUM= ’, SUM);
END.
Задача №2
В предложенной программе есть три ошибки. Найдите ошибки и исправьте их так, чтобы программа работала правильно.
Сформулируйте условие задачи для данной программы
PROGRAM PROIZVEDENIE;
VAR B : ARRAY[1..100, 1..100] OF INTEGER;
I, J, N, M: INTEGER;
PROIZV: INTEGER;
BEGIN
WRITE(‘Введите количество строчек данного массива N=’);
READLN(N);
WRITE(‘Введите количество столбцов данного массива M=’);
READLN(M);
FOR I:=1 TO N DO
FOR J:=1 TO M DO
BEGIN
WRITE(‘A[‘, I, ’, ’, J, ‘]=’);
READLN(A[I, J]);
END;
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
WRITE(A[ I, J] : 4);
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
IF A[I, J] <> 0 THEN PROIZV:=PROIZV*A[I, J];
END;
WRITE(‘PROIZV= ’, SUM);
END.
Ошибки в
Задаче №1
Переменные I, J, N, M должны быть целого типа – INTEGER.
При вводе двумерного массива отсутствует END.
При указании типа двумерного массива неуказаны его границы - VAR A : ARRAY[1..100, 1..100] или другой способ.
Условие задачи:
Составить программу для вычисления суммы положительных значений элементов двумерного массива A[N,M].
---------------------------------------------------------------------------------
Задаче №2
Имя массива должно быть одним и тем же во всей программе.
При вводе двумерного массива отсутствует BEGIN.
При выводе результата неверно указана переменная.
Условие задачи:
Составить программу для вычисления произведения значений элементов двумерного массива B[N,M] отличных от нуля.
Приложение 3
Работа в группах
Группа №1
Задача №1 (+200 евро)
Составить программу разложения данного натурального числа на простые множители (использовать подпрограмму).
Задача №2 (+100 евро)
Имеется массив A из NxN элементов. Сформировать новый массив, «повернув» исходный на 1800.
Задача №3 ( 0 евро )
Дана целочисленная квадратная матрица B[KxK]. Сформировать одномерный массив из элементов матрицы, стоящих над главной диагональю.
Задача №4 (-100 евро)
Вычислить сумму наименьших элементов каждой строки матрицы C[N,M].
Задача №5 ( -200 евро)
Дан массив D[N]. Вывести на экран сначала неотрицательные элемента массива, потом отрицательные.
Группа №2
Задача №1 (+200 евро)
Составить программу для нахождения чисел из интервала [M,N], имеющих наибольшее количество делителей (использовать подпрограмму).
Задача №2 (+100 евро)
Дана матрица A размером 4х5. Вставить после третьего столбца массив B{b1, b2, b3, b4}, а затем после первой строки вставить массив С{с1, с2, с3, с4, с5, с6}. Таким образом получить матрицу размерностью 5х6.
Задача №3 ( 0 евро )
Дана квадратная матрица D[NxM]. Найти максимальные значения элементов, расположенных на главной и побочной диагоналях и выяснить какой из них больше.
Задача №4 (-100 евро)
Дана квадратная матрица E[NxN]. Подсчитать количество четных элементов в данной матрице.
Задача №5 ( -200 евро)
Дан массив F[NxM]. Составьте программу вычисления произведения тех значений элементов двумерного массива, которые, меньше 15.
Группа №3
Задача №1 (+200 евро)
Дано натуральное число N . Найти все меньшие N числа Мерсена. (Простое число называется числом Меросена, если оно может быть представлено в виде 2p – 1, где P – тоже простое число.) (использовать подпрограмму)
Задача №2 (+100 евро)
В матрице A[NxN] поменять местами элементы симметрично относительно главной диагонали.
Задача №3 ( 0 евро )
Дана матрица B[N,M]. Сформировать одномерный массив из минимальных элементов каждой строки матрицы. Найти сумму элементов одномерного массива.
Задача №4 (-100 евро)
Дана целочисленная квадратная матрица C[N,N]. Найти элементы кратные K.
Задача №5 ( -200 евро)
Дан массив D[N,M]. Определить, имеется ли в двумерном массиве значения элементов равные B.
Дополнительное Задание
(Группа №1)
Файл находится в Паскале под именем PROGRAM1.PAS
Дана программа.
Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.
Вычислите значение Х при А=3,5 и В=4.
Сформулируйте условие задачи для данной программы.
program zadacha;
var x,a,b: real
begin
readln (a,x);
if a<b then x=exp(b*ln(a)) else x=a*b;
writeln(y);
end
РЕШЕНИЕ:
1) Ошибки:
2) Х=
3) Условие задачи:
Дополнительное Задание
(Группа №2)
Файл находится в Паскале под именем PROGRAM2.PAS
Дана программа.
Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.
Вычислите значение Х при А=3,5 .
Сформулируйте условие задачи для данной программы.
program zadacha;
var x,a: real
begin
readln (a);
if a>=0 then x=sqrt(a) else x=sqr(a);
writeln(y);
end
РЕШЕНИЕ:
1) Ошибки:
2) Х=
3) Условие задачи:
Дополнительное Задание
(Группа №3)
Файл находится в Паскале под именем PROGRAM3.PAS
Дана программа.
Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.
Вычислите значение Х при А=-16 и B = -2.
Сформулируйте условие задачи для данной программы.
program zadacha;
var x,a,b: real
begin
readln (a,b);
if (a>0) and (b>0) then x= sqrt(a) *sqrt(b) else x=exp(b*ln(abs(a)));
writeln(y);
end
РЕШЕНИЕ:
1) Ошибки:
2) Х=
3) Условие задачи:
Ответы к заданиям
Группа №1
Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».
2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».
3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».
4. В конце программы ставится « . ».
2) Х= 150,0625 ( 1.5006250000Е+02 )
Условие задачи:
Даны два действительных числа A и B. Если A > B вычислите X по формуле X=AB иначе X=A*B.
--------------------------------------------------------------------
Группа №2
Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».
2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».
3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».
4. В конце программы ставится « . ».
2) Х= 1б8708286934(1.8708286934Е+00)
Условие задачи:
Д ано действительное число A. Если A > =0 вычислите X по формуле X=√A иначе X=A2.
Группа №3
Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».
2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».
3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».
4. В конце программы ставится « . ».
2) Х= 0,00390625 ( 3.9062500000E –03 )
Условие задачи:
Д аны действительные числа A и B. Если A > 0 и B > 0 вычислите X по формуле X= √A * √B иначе X= AB.
Бланк оценивания (индивидуальный)
Фамилия члена группы ______________________________
№ | | Первоначальный грант | Остаток после 1 этапа | Остаток после 2 этапа | Остаток после 3 этапа | Итого: |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
Мое отношение к уроку | |
Оценочный лист учащихся 9 класса (1 группа)
№ п/п | Фамилия, Имя | № гр | Вопросы | Найди ошибку | Проект | Дополнительные задания | Итого |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
… | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |