Технологическая карта урока «Одномерные массивы в Паскаль» (Информатика и ИКТ, 9 класс)
 
                                Технологическая карта урока (ФГОС)
| Автор | Дадонова А. В. | 
| Предмет, класс | Информатика, 9 класс | 
| УМК | УМК «Информатика и ИКТ» для 7-9 классов, автор И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др. | 
| Тема: | «Одномерные массивы в Паскаль» | 
| Тип урока по целеполаганию: | Открытие нового знания. | 
| Цель урока: | Сформировать представления об одномерных массивах Сформировать умение решать задачи с использованием одномерных массивов Формирование умения работать с ЭОР | 
| Задачи урока: | Обучающая – познакомить обучающихся с понятием одномерных массивов. Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся. Воспитательная – побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи, формировать информационное видение окружающего мира. | 
| Основные термины и понятия темы: | Массив Одномерный массив Одномерный массив в языке программирования Паскаль | 
| Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | Предметные результаты – развитие представлений о массивах; разбор задач, встречающиеся в ЕГЭ и ГИА по информатике. Личностные результаты – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных видов информации в жизни человека; формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; Метапредметные: Познавательные УУД: Регулятивные УУД Коммуникативные УУД 
 | 
| Организация пространства | Учебный кабинет. Интерактивная доска , проектор, компьютеры. Работа организована в группах. | 
| Правила работы на уроке (если они существуют) | Правила поведения в кабинете. | 
| Используемые виды оценивания | Накопительная система оценки | 
| Межпредметные связи | Математика, география | 
| Формы работы | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная | 
| Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы | Компьютеры, учительский компьютер, интерактивная доска, проектор. | 
| Использованные ресурсы: -литература; -дидактические материалы -ссылки на ЭОР | Литература: учебник «Информатика» для 7–9 классов общеобразовательных организаций / И.Г. Семакин и др. Дидактические материалы: Презентация: «Одномерные массивы в Pascal ABC» Самоконтроль знаний с использованием интернет ресурсов; Web-страница, интерактивная модель. Интернет-ресурсы http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1 – генератор ребусов | 
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
| Типовые этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
| Организационный момент | Положительный настрой на урок. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | 
| Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Мотивация учебной деятельности. Определение темы, цели и задач урока. | Подведение к теме и целям урока: Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока нам понадобится отгадать ребус: 
 Где Вы раньше встречались с данным понятием? Но сегодня мы познакомимся только с частью этой большой темы. Учитель объявляет тему урока «Одномерные массивы в Pascal ABC» Какие цели Вы бы себе поставили себе на урок. | Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя. Массив Обозначение упорядоченных множеств по математике, лесной массив в географии и т.д. Познакомится с понятием массив, одномерный массив Научиться решать задачи на одномерные массивы в Паскале. | 
| Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания». | Что Вы понимаете под понятием «Массив»? Уточняет определение массива: Массив – это тип или структура данных в виде набора компонентов (элементов массива), расположенных в памяти непосредственно друг за другом. При этом доступ к отдельным элементам массива осуществляется с помощью индексации, то есть через ссылку на массив с указанием номера (индекса) нужного элемента. За счёт этого, в отличие от списка, массив является структурой данных, пригодной для осуществления произвольного доступа к её ячейкам. Одномерный массив — это фиксированное количество элементов одного и того же типа, объединенных одним именем, где каждый элемент имеет свой номер. Обращение к элементам массива осуществляется с помощью указания имени массива и номеров элементов. Запись одномерного массива в Pascal ABC: var a : array [1..N] of integer; 
 или type arr = array[1..N] of integer; 
 var a: arr; Ввод одномерного массива в Pascal ABC: а) с клавиатуры for i := 1 to N do read(a[i]); б) с использованием генератора случайных чисел for i := 1 to N do a[i]:=random(Const); Пример фрагмента программы заполнения массива Паскаля случайными числами Var A: array [1..10] of integer; I : byte ; {переменная I вводится как индекс массива} Begin For i :=1 to 10 do A [ i ]:= random (10); Вывод одномерного массива в Pascal ABC: For i:=1 to N do Writeln (a[i]); Пример фрагмента программы вывода массива Паскаля в столбик Var A: array [1..10] of integer; I : byte ; {переменная I вводится как индекс массива} Begin For i:=1 to 10 do Writeln ('a[', i,']=', a[i]); Пример программы суммирования массивов Program summa; Var a, b, c: array [1..100] of integer; I, n: byte; Begin Write ('введите размерность массивов:'); Readln(n); For i:=1 to n do Readln (a[i]); { ввод массива a} For i:=1 to n do Readln (b[i]); { ввод массива b} For i:=1 to n do C[i]:=a[i]+b[i];{ вычисление суммы массивов } For i:=1 to n do write (c[i],' '); { вывод массива с } end. Пример программы вывода на экран последовательность из n элементов, заданных датчиком случайных чисел на интервале [-23, 34]. Program posled; Var a: array[1..100] of integer; i, n: integer; Begin Write (‘Сколько элементов? ’); Readln (n); For i=1 to n do begin a[i]:= Random(58)-23; writeln (a[i],’ ‘); end; End. Пример программы которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 5 var n, s, k, g: integer; begin s:=0; readln(n); for k:=1 to n do begin readln(g); if (g mod 5 = 0) then s:=s+1; end; writeln(s); end. | Предлагают свои формулировки понятия «массив» Делают опорные конспекты в тетрадях. | 
| Рефлексия | Первичная проверка понимания | Предлагает разноуровневые самостоятельные задачи. | Решают задачи, самостоятельно выбирая уровень сложности. | 
| Подведение итогов. | Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества деятельности учащихся на уроке. | Организовывает подведение итогов. Даёт оценку качества работы класса, как коллектива, так и отдельных учащихся. | Рефлексируют, анализируют что вспомнили, изучили на уроке, что узнали нового, какие умения и навыки приобрели и закрепили. | 
| Постановка домашнего задания. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывает домашнее задание на доске. | В дневниках делают запись задания на дом. | 
 
                                    
 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                        