Урок по литературе в 5 классе: Стихотворение А.С.Пушкина «Няне»
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему:
« Стихотворение А.С.Пушкина « Няне».
Автор: учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паутовская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края.
Медведева Любовь Васильевна
2023 год.
Пояснительная записка
Актуальность
Я считаю, что А.С. Пушкин создал бессмертное творение. Оно остаётся актуальным до сих пор. Стихотворение « Няне» затрагивает проблемы материнской любви, преданности. Ведь у каждого из нас есть люди, которые нас ждут и любят, несмотря ни на что. А у нас порой не хватает времени на встречу с нашими близкими людьми. Нам просто необходимо как можно чаще общаться с ними, приезжать к ним, несмотря на жизненные обстоятельства, уважительно относится к старости, к старшему поколению, проявлять благодарность к людям, которые делают добро. И этому надо учить наших детей, как раз на это и нацелено стихотворение « Няне».
Эпиграф, который я взяла к уроку, подчёркивает актуальность этого произведения «Если грядущее поколение будет чтить моё имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка» - сказал Александр Пушкин. Произведение очень лирично и сентиментально, оно вызывает теплые, душевные чувства.
Тема урока: « А.С. Пушкин «Няне».
Цель: Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; с понятием « послание», с фрагментами биографии Пушкина.
Задачи:
обучающие: учиться анализировать текст, находить в текст изобразительно-выразительные средства и понимать их назначение, определять жанр стихотворения, выразительно читать, учиться работать со словарями.
развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс, развивать творческое воображение, логическое мышление, умения аргументировать, доказывать, слушать; развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи; развивать речь, пополнять свой словарный запас.
воспитательные: уважение к старшему поколению, любовь и сострадание к ближнему, интерес к поэзии, к предмету, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умения давать самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- иметь представление о биографии А. С. Пушкина, познакомить с его стихотворением «Няне», с жанром послания, научить приемам анализа литературного произведения;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к предмету литература, к биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне»;
- сформировать интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД:
- понимать эмоции других людей, уметь сочувствовать, сопереживать;
- сформировать умение высказывать свое мнение к литературным героям, прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формировать цель деятельности на уроке самостоятельно;
- уметь составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, в словарях.
- сформировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- сформировать умение слушать и понимать речь других, выразительно читать текст;
- уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им;
- сформировать умение работать в паре, группе.
Данный урок по литературе является уроком № 6 в системе уроков по разделу «Литература первой половины 19 века»
На протяжении всего урока велась системная работа по формированию читательской компетентности пятиклассников с позиции осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Урок построен с учѐтом дидактических принципов системы развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста.
В ходе урока были организованы различные формы деятельности: индивидуальная работа, фронтальная, групповая, работа в парах, творческая работа, исследовательская работа с текстом, коллективная работа учащихся, самостоятельная работа. Диалог, монолог, беседа, опережающие задания, историческая справка.
Наиболее эффективной оказалась групповая работа учащихся, потому что слабые учащиеся чувствовали поддержку и стремились к успеху, не стеснялись, работали активно, показали неплохие результаты и тестирование, что дало мне увидеть результат работы каждого.
Материал урока был интересным, несложным для ребят
Урок я вела в быстром темпе, распределение времени было рационально, вести урок было легко, учащиеся включились в работу активно. Мне удалось уложиться во времени.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной, аудиозапись Василия Ивановича Качалова (исполнение стихотворения « Няне»). Толковые словари С.И.Ожегова и В..И.Даля; словарь литературоведческих терминов в учебнике, карточки с заданиями для работы в группах и в парах, кроссворд, лист самооценки учащихся, тетради учащихся, ручки, карандаши, ластик.
Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий (40 мин.).
Мой урок состоит из пяти этапов, на каждом этапе я ставлю цель.
Этапы урока:
Организационный момент. Цель: создание работоспособной атмосферы на уроке, психологического комфорта, настроя на изучение темы, мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.
1 этап урока. Повторенье – мать ученья.
Цель: проверить домашнее задание, вспомнить сказки А.С. Пушкина и стихи, которые ребята изучали или читали самостоятельно.
2 этап. Целеполагание. Цель: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности; создать проблемную ситуацию, мотивировать учащихся на её разрешение, в ходе рассуждения подвести учащихся к формулированию темы, отталкиваясь от темы урока, сформулировать его цели, задачи.
3 этап. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление.
Цель этапа: научить анализировать стихотворение: определять тему, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, определить жанр стихотворения, учить работать с толковыми словарями, развивать логическое мышление, воображение, учить выразительному чтению.
4 этап. Закрепление и проверка усвоения материала.
Цель: закрепить и проверить, как учащиеся усвоили материал выполнить самостоятельно тест.
5 этап. Подведение итогов, рефлексия.
Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся, сдача листа самооценки, выставление оценок учащимся, запись домашнего задания.
Все этапы между собой логично связаны, на каждом этапе я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованием ФГОС. На протяжении всего я урока использовала информационно- коммуникативную технологию. (Презентацию.)
Учащиеся на каждом этапе заполняли лист самооценки. На первом этапе, проверяя домашнее задание, мы повторяем сказки А.С Пушкина и стихи, известные детям, здесь я использую технологию логического мышления, развития речи, культуры речи; метод блиц – опрос. Актуализация знаний плавно перетекает во второй этап целеполагание. Мы продолжаем работу над творчеством А.С.Пушкина, слушая опережающие задания учащихся, вспоминаем моменты биографии поэта и узнаём о его жизни в Михайловском, о роли няни в жизни поэта, я использую компьютерные технологии, презентацию, создаю проблемную ситуацию, использую технологию проблемного обучения. Чтобы разрешить проблемную ситуацию, использую метод наглядности: портрет «Пушкин в Михайловском», портрет « Пушкин и няня», кроссворд, метод групповой работы, подвожу детей к формулировке темы, они сами формулируют тему урока и, исходя из темы, формулируют задачи и на протяжении всех этапов работают над ними.
Второй этап плавно перетекает в третий этап. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление. Мы слушаем стихотворение в исполнении Качалова, сами выразительно читаем стихотворение в учебнике; определяем тему стихотворения, работаем с текстом. Я использую метод исследования, ищем художественные тропы по карточкам в парах, учу работать с толковыми словарями, учащиеся ищут значения устаревших слов по карточкам в группах, во время творческой работы использую метод устного рисования. Использую на этом этапе следующие технологии: технологию логического мышления, технологию проблемного обучения, здоровьесберегающую технологию, игровую технологию, технологию развития речи и творчества. Я постоянно сотрудничаю с детьми, предлагая свои варианты, вступаю с ними в диалог, не навязываю своё мнение, мотивируя на успех, используя личностно – ориентированный подход в обучении.
После того как мы изучили и закрепили материал, я перехожу к
четвёртому этапу. Закрепление и проверка усвоения материала.
Это тестирование, что даёт мне проверить знания каждого ученика.
Здесь я использую метод самостоятельной работы, самопроверки, самооценки.
Проверив тест, мы переходим к пятому этапу. Подводим итоги, проводим рефлексию, выставляем оценки и записываем домашнее задание.
Мы подвели итоги. Я прошу учащихся зачитать эпиграф к уроку и объяснить смысл слов, которые сказал поэт: «Если грядущее поколение будет чтить моё имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка». Ребята отмечают, что поэт благодарен своей няне, он её очень любил, никогда не забывал, она для него муза. Поколения не забудут как поэта, так и его няню, которая вдохновляла его. Ребята назвали цели и задачи, которые перед ними стояли, ответили на итоговые вопросы учителя, пришли к выводу о том, что все поставленные задачи они успешно выполнили. На протяжении всего урока учащиеся оценивали свою работу через оценочный лист. Была проведена рефлексия, где они выразили своё мнение об уроке и о своей работе. Оформили « Дерево успеха». Все получили отличные и хорошие оценки.
Домашнее задание имеет оптимальный объём. Все учащиеся учат стихотворение наизусть, оно небольшое, учится легко. К дополнительному заданию я подхожу дифференцированно. Первый уровень (сильные учащиеся) - одно задание; второй уровень ( учащиеся послабее) – другое задание, но они имеют право выбора, если захотят), затруднений задание не вызовет.
Атмосфера доброжелательности, удовлетворение от проделанной работы позволило ребятам уйти с урока в отличном настроении.
Я считаю, что урок прошёл интересно и плодотворно. Все поставленные задачи мы выполнили. Я провела этот урок для коллег своей школы, получила высокую оценку.
План – конспект урока литературы в 5 классе
на тему: Стихотворение А.С.Пушкина « Няне»
Если грядущее поколение будет чтить моё имя,
Должна быть не забыта и эта бедная старушка
А. Пушкин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: создание работоспособной атмосферы на уроке, психологического комфорта, настроя на изучение темы, мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.
На столах у учащихся приготовлены учебники литературы для 5 класса, первая часть, тетради, ручка, карандаш, ластик.
Учитель приветствует ребят. Слайд № 1 Приветствие
- Добрый день, ребята, я рада видеть вас!
Хорошего вам настроения, успехов!
Я очень хочу начать работу с вами.
Отправляемся мы вновь в мир литературы.
Встреча с Пушкиным у нас,
Изучать его стихи мы всегда готовы…
1 этап урока. Повторенье – мать ученья.
Цель этапа: вспомнить, какие сказки А.С. Пушкина известны ребятам, какие стихи А.С. Пушкина изучали.
Домашнее задание у ребят было следующее: вспомнить, какие сказки и стихи А.С.Пушкина им известны.
Опережающие задания трём учащимся 1.Пушкин в Михайловском. 2.Судьба няни и её роль в жизни А.С.Пушкина. 3. Историческая справка о стихотворении « Няне» (О названии, сюжете, о форме изложения, кто и когда его напечатал)
Слайд № 2 Повторенье – мать ученья. Блиц – опрос
Учитель обращается к учащимся
– Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?
Учащиеся вспоминают название сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» « Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке»
– Какие стихи А.С.Пушкина вам известны, назовите их?
Учащиеся вспоминают стихи А.С. Пушкина, которые им знакомы. ( «Зимний вечер», « Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя», «Птичка» и другие ).
Учитель благодарит ребят за ответы.
2 этап Целеполагание.
Цель: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности; создать проблемную ситуацию, мотивировать учащихся на её разрешение, в ходе рассуждения подвести учащихся к формулированию темы, отталкиваясь от темы урока, сформулировать его цели, задачи.
- Ребята, обратим внимание на слайд № 3 (Пушкин в Михайловском)
- Чей портрет изображён на слайде? ( На слайде мы видим портрет А. С. Пушкина) Учитель дополняет.
- Портрет Бориса Щербакова « Пушкин в Михайловском»
- А что нам известно о жизни Пушкина в Михайловском?
- Давайте послушаем небольшое сообщение вашего товарища о жизни А.С.Пушкина в Михайловском. Слайд № 4 (Усадьба Пушкина в Михайловском). Слайд № 5 (Иван Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском).
Учащийся выступает, ребята внимательно слушают.
Учитель благодарит ученика
- Спасибо большое за интересное, познавательное выступление.
- Переключим своё внимание на слайд. № 6 (Пушкин и няня)
- Кто здесь изображён, давайте подумаем?
Учащиеся думают и отвечают, что это Пушкин со своей няней.
- А теперь поразмыслите, как вы думаете, какая сегодня у нас будет тема урока? Пятиклассники, подумав, отвечают. (Пушкин и няня, могут быть другие варианты ответов) Учитель сообщает конкретную тему урока « А.С. Пушкина « Няне».
Слайд № 7
- А что мы знаем о няне А.С. Пушкина?
- Давайте послушаем сообщение вашего одноклассника на тему «Судьба няни и её роль в жизни А.С.Пушкина».
Ребята внимательно слушают сообщения, и по ходу смотрят слайды № 8 - 14
После сообщения, учитель заостряет внимание на вопросе: какую же роль сыграла няня в жизни Пушкина? Учащиеся отвечают.
- Няня была для поэта лучшим другом, его музой, она вдохновляла его на творчество.
- А скажите, ребята, а какая девичья фамилия была у няни? Возникает проблема
Слайд № 15.
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд по группам, у нас две группы, если вы разгадаете кроссворд, то по вертикали у вас будет девичья фамилия няни, а по ходу разгадывания кроссворда, мы закрепим моменты из биографии поэта.
- Итак, я вам раздаю карточки с кроссвордами, ключ с ответом будет на слайде. Желаю вам успеха!
Содержание карточки с кроссвордом
По вертикали: назовите девичью фамилию няни А.С. Пушкина
По горизонтали:
1.Имя бабушки А.С. Пушкина по линии мамы Надежды Осиповны Пушкиной.
2.На каком языке кроме русского разговаривал уже в детстве Пушкин Саша?
3.Какое отчество у няни А.С. Пушкина?
4.Как называлось родовое имение матери А.С.Пушкина, куда он был сослан в ссылку?
5. Фамилия бабушки А.С. Пушкина по линии мамы Надежды Осиповны Пушкиной.
6. Название лицея, где учился А.С.Пушкин.
7. В каком городе родился А.С.Пушкин?
8. Назовите имя няни А.С.Пушкина.
Ответы к кроссворду:
По вертикали: Яковлева(8 букв):
По горизонтали:
1.Мария (5 букв);
2. французский (11 букв);
3.Родионовна (10 букв);
4.Михайловское (12 букв);
5.Ганнибал (8 букв);
6. Царскосельский (14 букв);
7.Москва (6 букв);
8.Арина.(5 букв).
После окончания работы, смотрим слайд № 16 ключ с ответами к кроссворду и подводим итоги.
- Вы молодцы, разгадали кроссворд и в итоге решили проблему узнали фамилию няни – это Яковлева и закрепили материал по биографии Пушкина.
- Сегодня мы с вами вновь идём по тропе изучения творчества А.Пушкина, тема у нас, как вы уже сказали, стихотворение А.С. Пушкина « Няне»
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель и задачи. Для этого используйте опорные слова:
Слайд № 17 опорные слова для определения цели и задач урока :
опорные слова для определения цели урока:
1 познакомить со стихотворением А. С. Пушкина…….. и
определить….. стихотворения.
Опорные слова для определения задач:
1 познакомить с некоторыми фактами
биографии двух человек ……..
2 учить: находить в тексте
изобразительно-выразительные…….
3 уметь: выразительно…
4 развивать: логическое…
5 совершенствовать работу учащихся с толковыми…..
6 учить анализировать…..
- Мы с вами сформулировали цель и задачи. Вот что у нас получилось.
Цель: познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомиться с понятием « послание». Слайд № 18
Задачи: Слайд № 19
1учиться находить в текст изобразительно-выразительные средства;
2 учиться работать со словарями, с текстом;
3 учиться анализировать стихотворение;
4 выразительно читать;
5 развивать творческое воображение;
3 Этап. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление.
Цель этапа: научить анализировать стихотворение: определять тему, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, определить жанр стихотворения, учить работать с толковыми словарями, развивать логическое мышление, воображение.
- Ребята, я предлагаю вам послушать показательное чтение стихотворения “Няне”. Аудиозапись Василия Ивановича Качалова (Шверубовича) мастера художественного слова, артиста Московского Художественного театра.
Внимательно все слушаем стихотворение. Включаем аудиозапись.
Беседа с учащимися:
- Кому посвящено это стихотворение?
– Каким настроением проникнуто это стихотворение? Слайд № 20
– Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение?
Учащиеся отвечают.
Послушаем небольшую историческую справку учащегося:
-Это неоконченное произведение, стихотворение было написано поэтом в 1826 году, после ссылки в селе Михайловском, в форме монолога. Опубликовано было после смерти А.С. Пушкина, П.В. Аненнковым в сборнике сочинений, в 1855 году. Оно посвящено любимой няне поэта. Название стихотворения принадлежит не Пушкину, а издателям. Как такового, сюжета в стихотворении нет. Пушкин просто представляет любимую няню и обращается к ней.
Учитель обращается к учащимся
- Ребята, сейчас откроем учебники и поработаем с текстом стихотворения « Няне». Про себя прочтём и подумаем, какие слова здесь устаревшие для нашего времени? Учащиеся называют: всечасно, светлица, вороты.
Сейчас вы получите карточки по группам, необходимо найти значение этих слов в словарях и значении слова няня для пушкинского времени. Работаем со словарями Сергея Ивановича Ожегова и Владимира Ивановича Даля.( в карточках по два термина на группу).
Ребята работают, находят значения слов и озвучивают их: всечасно - ежечасно; светлица – небольшая, светлая комната в верхней части дома; вороты - проём в ограде для проезда. Значение слова няня для Пушкинского времени – женщина, которая ухаживала за чужими детьми, раньше няня называлась мамка, обычно она была крепостной.
– Ребята, я вижу, что вам немножко надо отдохнуть, проведём физкультминутку.
Физкультминутка Слайд № 21
Пушкина читать мы будем.
Как звали няню, не забудем,
Но нам без отдыха нельзя,
Так отдохнём скорей, друзья….
- Я предлагаю вам сделать творческую работу « Устное рисование по воображению», работаем с текстом стихотворения в учебнике. Представьте, что вам надо нарисовать иллюстрации, чтобы вы нарисовали? Сколько иллюстраций у вас получится. Что на них будет изображено?
Дети думают и озвучивают свои иллюстрации.
Рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Им представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль. Рисуют няню, подошедшую к воротам и напряженно вглядывающуюся вдаль. Представляют, что няне видится ее воспитанник, спешащий к ней.
- Молодцы, вы справились с заданием, проявили своё воображение, творчество.
Фронтальная беседа с учащимися
- Ребята, скажите, а на сколько частей можно разделить стихотворение, исходя из ваших иллюстраций? Ученики отвечают, что на четыре части.
- А какой одной темой объединены эти части стихотворения? (трепетное отношение автора к героине)
- А как вы думаете, от чьёго лица написано стихотворение?
-А на что похоже это стихотворение?
Ученики отвечают, что Пушкин не находится рядом с няней, он обращается к ней мысленно, как бы пишет ей устное письмо.
- По жанру, ребята, это послание - то есть стихотворение, которое адресовано или посвящено какому-либо определенному лицу, в данном случае оно адресовано Арине Родионовне. Слайд № 22. Запишем в тетради, что такое послание.
- Продолжаем исследовать текст. Играем в юных следопытов.
- Вспомним известные нам художественные тропы – это эпитет, метафора, сравнение найдём их значение в учебнике, в словаре литературоведческих терминов страница в учебнике 291. Обратим внимание на слайд № 23
- А теперь найдём их в текст и покажем, для чего их использует автор:
- Работаем в парах, учитель раздаёт карточки с заданием.
Первая пара ищет в тексте эпитеты
Пятиклассники приводят примеры: дряхлая, наморщенных руках – эти эпитеты рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.
- вторая пара ищет в тексте сравнения.
Ребята приводят примеры: «горюешь, будто на часах» – передают постоянство ее томительного ожидания
- третья пара ищет в тексте метафору.
Учащиеся приводят примеры: «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь» – передают тяжесть одиночества няни.
- четвёртая пара ищет в тексте олицетворение
Учащиеся приводят примеры: «медлят спицы»
Ребята успешно справляются с заданием.
- Эти художественные тропы вам известны, вы их повторили, но в стихотворении встречается перифраз – это понятие вам неизвестно. Возникла проблема, её надо решить.
- Ребята, что мы будем делать?
Ученики предлагают обратиться к словарю и найти значение слова перифраз
Работают со словарём, находят значение слова перифраз.
- Что такое перифраз? Слайд № 23 читают, записывают значение в тетрадь
- А теперь давайте найдём перифраз в тексте стихотворения. Как Пушкин называет няню?
Ученики приводят примеры перифраза: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».
4 этап. Закрепление и проверка усвоения материала.
Цель: закрепить и проверить, как учащиеся усвоили материал выполнить самостоятельно тест.
Закрепим и проверим материал, я раздаю вам тест каждому, ключ к решению теста будет на слайде №
Тест по стихотворению « Няне»
1.Определите жанр стихотворения:
1.ода:
2. элегия;
3. послание.
2. Где няня ждёт лирического героя?
1. домика на лавочке;
2.на кухне;
3.в глуши лесов сосновых.
3.Где стихотворение было опубликовано?
1. в газете;
2. в журнале;
3.в поэтическом сборнике.
4.Как называет няню лирический герой?
1. сизой голубкой;
2.нежной голубкой;
3.дряхлой голубкой;
5.Когда было написано стихотворение « Няне»?
1. 1824 году;
2. в 1826 году;
3. в 1830 году.
6. Какое художественное средство использовано в строках:
« тоска, предчувствия, заботы
теснят твою всечасно грудь»?
1.сравнение;
2.метафора;
3.эпитет
Учащиеся проверяют тест, смотрят на слайд №
5 этап. Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание.
Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся, сдача листа самооценки.
- Подведём итог нашей с вами работы.
- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Какое оно по жанру?
- Назовите тему стихотворения?
- Какие чувства испытывал Пушкин, когда писал это стихотворение?
- Как вы понимаете слова поэта, которые у нас взяты эпиграфом к уроку: ««Если грядущее поколение будет чтить моё имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка»?
- Почему поэт не называет няню по имени?
-Какие в стихотворении встретились художественные тропы?
- Какая цель урока была?
- Какие задачи мы решали на уроке?
Учащиеся успешно отвечают на вопросы учителя.
- Всем спасибо. Мы выполнили все задачи, поставленные перед нами на уроке, добились поставленной цели. Сейчас сдайте листы самооценки и заполните « Дерево успеха».
Учащиеся сдают учителю листы самооценки, которые они заполняли в течение урока по этапам деятельности (Приложение к уроку).
Выходят к доске и заполняют « Дерево успеха» Слайд № 25 (Приложение к уроку). Рефлексия деятельности.
Учитель выставляет учащимся оценки за урок, комментирует их.
Домашнее задание:
1. Все выучим стихотворение « Няне» наизусть.
Дифференцированное дополнительное задание:
– Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте дома, что могло причудиться няне.
Или нарисуйте любую иллюстрацию к стихотворению « Няне». Слайд № 26
Приложение к уроку
1.Презентация к уроку « Стихотворение « Няне»
2.Опережающее задание №1
Фрагменты из биографии поэта. Пушкин в Михайловском.
Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству Пушкина. Александр родился в Москве в 6 июня 1799 году, прожил 37 лет. До 11 лет он получал домашнее воспитание и образование, с детских лет мальчик в совершенстве знал французский язык. В 11 лет родители отдали его в Царскосельский лицей, юноша провёл там 6 лет. Отец Пушкина Сергей Львович был поэтом – любителем. Бабушка по линии его мамы Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна знакомили его с народным творчеством. С шести лет Саша начал писать стихи. Когда он стал знаменитым поэтом, царь Александр в 1824 году объявил Пушкина в вольнодумии и отправил его в ссылку на 2 года в его родовое имение село Михайловское, слайд № 3 (Портрет Пушкин в Михайловском) слайд № 4 (Усадьба Пушкиных в Михайловском) здесь он жил с няней. Ему было грустно и очень обидно, поэт радовался, когда его навещали друзья, привозили ему газеты и книги, его посетил друг Иван Пущин слайд № 5. В селе он продолжает работать, пишет стихи. Самым близким другом, советчиком становится его няня Арина Родионовна.
3.Опережающее задание № 2
Судьба Няни Пушкина, и её роль в жизни поэта.
Няня Пушкина родилась в 1758 году семье крепостных, где было семеро детей. Семья принадлежала графу Апраксину. Впоследствии их купил дед Пушкина Ганнибал. Жила семья очень бедно, много трудились. Замуж её долго никто не брал, так как она была бесприданницей, только в 24 года Арина вышла замуж за бедняка Фёдора Матвеева. Семейная жизнь не сложилась, муж вскоре умер. Арина осталась с четырьмя детьми на руках. Ей помогала бабушка Пушкина Мария Алексеевна, она взяла её няней в дом. Сначала няня ухаживала за сестрой Ольгой, а потом за Александром. В год рождения Пушкина Арина Родионовна получила вольную, но из семьи Пушкиных не ушла. Эта простая женщина была очень преданной. Она любила заниматься рукоделием, Арина Родионовна знала много народных поверий, сказок, песен. В 1824 году, когда Пушкина отправили в ссылку в село Михайловское с ним там жила его старая няня. Поэт очень любил её и тревожился за её здоровье. Вместе они коротали зимние вечера. Она была для него музой и лучшим другом. Смотрим презентацию Слайды № 8-14.
4. Опережающее задание № 3
Историческая справка
Это неоконченное произведение, стихотворение было написано поэтом в 1826 году, после ссылки в селе Михайловском, в форме монолога. Опубликовано было после смерти А.С. Пушкина П.В. Аненнковым в сборнике сочинений, в 1855 году. Оно посвящено любимой няне поэта. Название стихотворения принадлежит не Пушкину, а издателям. Как такового, сюжета в стихотворении нет. Пушкин просто представляет любимую няню и обращается к ней.
5. Карточки с кроссвордом для работы в группах
Вопросы к кроссворду:
По вертикали: назовите девичью фамилию няни А.С. Пушкина
По горизонтали:
1.Имя бабушки А.С. Пушкина по линии мамы Надежды Осиповны Пушкиной.
2.На каком языке кроме русского разговаривал уже в детстве Пушкин Саша?
3.Какое отчество у няни А.С. Пушкина?
4.Как называлось родовое имение матери А.С.Пушкина, куда он был сослан в ссылку?
5. Фамилия бабушки А.С. Пушкина по линии мамы Надежды Осиповны Пушкиной.
6. Название лицея, где учился А.С.Пушкин.
7. В каком городе родился А.С.Пушкин?
8. Назовите имя няни А.С.Пушкина.
6. Тест по стихотворению « Няне»
1.Определите жанр стихотворения:
1.ода:
2. элегия;
3. послание.
2. Где няня ждёт лирического героя?
1. домика на лавочке;
2.на кухне;
3.в глуши лесов сосновых.
3.Где стихотворение было опубликовано?
1. в газете;
2. в журнале;
3.в поэтическом сборнике.
4.Как называет няню лирический герой?
1. сизой голубкой;
2.нежной голубкой;
3.дряхлой голубкой;
5.Когда было написано стихотворение « Няне»?
1. 1824 году;
2. в 1826 году;
3. в 1830 году.
6. Какое художественное средство использовано в строках:
« тоска, предчувствия, заботы
теснят твою всечасно грудь»?
1.сравнение;
2.метафора;
3.эпитет
7 Карточки для работы в группах. ( две группы)
Карточки № 1
Задание:
Найдите в толковом словаре значение устаревших слов: всечасно, светлица.
Карточка № 2
Задание:
Найдите в толковом словаре значение устаревшего слова: вороты и значение слова няня для Пушкинского времени.
8. Карточки для работы в парах
Карточка №1
Найти в тексте эпитеты и объяснить, для чего их использует автор.
Карточка №2
Найти в тексте сравнения и объяснить, для чего их использует автор.
Карточка № 3
Найти в тексте метафору и объяснить, для чего её использует автор.
Карточка № 4
Найти в тексте олицетворение и объяснить, для чего его использует автор.
9. Лист самооценки
Лист самооценки результативности деятельности на уроке по теме: « Стихотворение А.С.Пушкина « Няне»
Ф.и. ученика__________________________________
Результативность моей деятельности в течение урока на данных его этапах я оцениваю
так (в баллах от 0 до 5),
критерии оценивания:
0 ошибок– 5 баллов
1-2 ошибки – 4 балла
3 и более – 3 балла
Название этапа, задания | Количество ошибок | Количество баллов. |
1.Проверка домашнего задания Блиц - опрос. Ответы на вопросы, устно | | |
2.Разгадывание кроссворда, работа в группах | | |
3.Творческая работа, устное рисование иллюстраций по воображению. | | |
4. Работа со словарями, работа по карточкам в группах, ищем значение устаревших слов. | | |
5.Игра «Юные следопыты», исследуем текст, работа в парах. | | |
Самостоятельная проверка знаний. Тест | | |
Итоговая оценка деятельности | | |
10. Характеристика 5 класса
В классе 9 человек, пять мальчиков и четыре девочки. По литературе занимаются на оценку «5» трое: Банникова Яна, Зауглова Виктория, Рекин Иван. На оценку «4; занимаются: Казанцев Федя, Мухина Евгения, Пичугин Максим. На « удовлетворительно» занимаются: Калинина Злата и Карлин Алёша.
Кондратьев Сергей с ОВЗ, он занимается по индивидуальной программе. Класс воспитанный, дисциплинированный. Все дети учатся в меру своих способностей.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна