12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домашева Татьяна Васильевна2513
преподаватель истории
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

Общество как система. Общественные отношения.

​​​​​​​


общество. как системаPPTX / 22.59 Мб

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов

личностных:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характеристики общества);

метапредметных (УУД):

владение навыками познавательной рефлексии — осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения (на основе анализа знаний об обществе, полученных в основной школе);

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

предметных:

владение базовым понятийным аппаратом социальных наук (в данной теме  — понятиями «общество», «культура», «общественные науки»).

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.

Задачи занятия:

1) дать научное представление об обществе как совместной жизнедеятельности людей, в процессе которой осуществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

2) раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

3) раскрыть соотношение понятий «природа» и «общество»;

4) охарактеризовать основные общественные науки.

5) дать научное представление об обществе как о социальной системе, способной создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё, потребное для коллективной жизни людей;

6) раскрыть понятие социального института как устойчивой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; 7) формировать целостное понимание общества и процесса его развития

Ход занятия

Мотивационный этап

Слайд 1. Облаков слов. Необходимо составить связное определение и понять о чём идёт речь

Общество

Слайд 2. Социологи дают такое определение:

«Общество  — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой» (Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. — М., 2008. — С. 330).

Слайд 3. В социальной философии даётся следующее определение:

«Общество  — сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью» (Социальная философия: словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. — М., 2003. — С. 279).

Слайды 4 – 5 Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В широком смысле слова

общество — это сумевшая обособиться от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимодействия.

Общество — исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, включающая в себя прошлое, настоящее и будущее.

Общество в узком смысле слова:

объединение людей, связанных с целью удовлетворения общения, совместных интересов и выполнения совместных действий (защитники животных, байкеры, филателисты);

объединение людей, связанных территориальным признаком (город, местность, область, страна).

Слайд 6. Т.о. речь пойдёт …….. Общество как система. Общественные отношения.

План изучения нового материала

1. Общее понятие системы. Связи между подсистемами и элементами общества

2. Социальные институты: признаки и функции

3. Характерные черты общества как системы и общественные потребности

4. Методы исследования общества.

Слайд 7. Эксперимент с обезьянами: рождение сообщества

Опыт 1:

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.



Опыт 2:

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по- прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Человек не может жить в одиночестве. Потребность индивида в общении, дружбе и любви, уважении, трудовой и творческой деятельности – можно удовлетворить только во взаимодействии индивида с окружающими людьми, социумом. Однако, насколько сильно отдельный человек зависит от общества, настолько и социум зависит от каждой, входящей в его состав личности. Общество - способ объединения людей. Поскольку общество состоит из огромного количества вариантов признаков объединения людей, логично воспринимать его как систему.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-4-obshhestvo-kak-sistema

Слайды 8 – 10

Общее понятие системы.

Связи между подсистемами и элементами общества Начнём с выяснения понятия система.

Системой называют те объекты окружающего мира, которые состоят из множества отдельных частей, в совокупности представляют собой единую целостность

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-4-obshhestvo-kak-sistema

Это понятие относится к сложным объектам: и механическим (например, часы), и биологическим (живой организм), и социальным. Все они имеют сложную структуру, включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой и взаимодействуют.

Слайд 11. Любая система строится из подсистем и элементов, которые взаимодействуют друг с другом.

Социум. Социальная подсистема состоит из всего многообразия человеческих взаимоотношений: классовых, сословных, национальных, профессиональных, возрастных, — а также включает в себя обеспечение социальных гарантий.

Экономика. В экономическую сферу включены все отношения и действия, связанные с материальными благами, их производством, распределением и потреблением.

Политика. Политическую сферу составляет весь спектр взаимоотношений государства, общества и других политических партий.

Духовная жизнь. В духовную сферу входят действия и отношения, связанные с поиском, созданием, распространением и сохранением духовных ценностей

Элементы общественной жизни

Каждая подсистема также состоит из мелких составляющих, которые называются элементами. Они позволяют охарактеризовать всё общественное устройство.

Слайд 12. Дополним каждую сферу элементами, присущими только ей

Сфера общества

Её элементы

Экономическая

Материальные потребности;

источники производственных благ (ресурсов);

экономические блага;

хозяйствующие субъекты

Социальная

Социальные группы;

социальные связи;

социальные нормы;

культура.

Политическая

Политическая организация;

политическая культура;

политическая идеология.

Духовная

Духовные потребности;

духовное производство;

духовные ценности;

духовные субъекты деятельности.



Слайд 13

Социальные институты: признаки и функции

???? Общество ??????

представляет собой совокупность взаимодействующих друг с другом людей. Однако отношения между отдельными личностями строятся не хаотично, а согласно общепринятым правилам, стандартам и образцам поведения. Наиболее устойчивые формы человеческих отношений представляют собой социальные институты, каждый из которых организует свою деятельность для достижения какой-либо общественно значимой цели. Какие есть виды социальных институтов, что за функции они выполняют в социуме.

Слайд 14. Институт ? Социальный институт

Пример. Полиция представляет собой один из видов социальных институтов общества. На полицию возложены важные задачи: охрана правопорядка, поиск преступников, расследование преступлений. Взаимоотношения между сотрудниками полиции и остальными гражданами государства подчинены сложной системе норм, правил и предписаний, законов и постановлений, необходимых для эффективного выполнения полицией отведенных ей в социуме функций. Отношения между всеми сотрудниками, работающими в полиции, также регулируются на основе специальных правил и предписаний. Сотрудников полиции легко можно распознать по форменной одежде, нагрудному или нарукавному значку, погонам и прочим знакам отличия

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-socialnye-instituty

Слайд 15. Социальные институты – наиболее стабильные формы общественных связей, в которых закреплены системы правил, норм, поведенческих образцов, статусов, необходимых для упорядочивания поведения людей в социуме.

Социальный институт. Особенности

социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;

эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти формы сложились исторически;

деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями.

не является институтом образования

Социальные институты подразделяют по отраслям жизни социума, в соответствии с их специализацией на удовлетворении определенного вида общественных потребностей.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-socialnye-instituty

Слайд 16. ???? Какие существуют социальные институты

Типы социальных институтов

Институт семьи

Экономический институт: хозяйственные отношения, банки, предпринимательская деятельность, рынок, торговля, деньги, собственность.

Пример. Прежде чем продавать тот или иной тип товаров предпринимателю необходимо приобрести специальное разрешение на продажу данного типа продукции– лицензию

Политический институт

Духовный институт

Социально – культурный

Слайд 17 ???? Назовите важнейшие жизненные потребности. А как их реализовать?

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Главные социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

…………

Потребность в безопасности и социальном порядке

…………

Политические институты, особенно государство

Потребность в средствах к существованию

…………

Экономические институты, в первую очередь производство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

…………

Потребность в решении духовных проблем, поиске смысла жизни

…………

…………

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Главные социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты, особенно государство

Потребность в средствах к существованию

Экономическая деятельность

Экономические институты, в первую очередь производство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Институты науки, образования и культур

Потребность в решении духовных проблем, поиске смысла жизни

Религиозная деятельность

Институты религии



Функции социальных институтов

t1692097432aa.png

Удовлетворяют духовные, культурные или материальные потребности общества. Направленные на удовлетворение материальных потребностей институты обеспечивают людей продуктами питания, различными товарами и услугами, транспортными средствами, одеждой, жилищем, различными зданиями и сооружениями, средствами связи, техникой. Другие общественные институты направлены на удовлетворение духовных потребностей человека: потребностей в познавательной, творческой, научной, культурной деятельности.

Регулируют отношения между отдельными личностями и общественными группами, на основе установленных стандартов, общепринятых образцов поведения.

Вырабатывают модели поведения человека, применимые для каждой из сфер жизни социума (в политической сфере одни модели поведения, в духовной - совершенно другие). Обеспечивают социализацию и воспитание индивидов в социуме, позволяют старшему поколению передавать свой опыт молодежи.

Объединяют между собой людей, интегрируют их в процессе осуществления совместной деятельности.

Обеспечивают распространение информации в социуме.

Сохраняют ценности, традиции, обычаи, нормы.

Слайд 19.

Характерные черты общества как системы и общественные потребности

Система функционирует лишь благодаря взаимодействию. Важно обратить внимание на то, что свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Попробуйте вычленить характерные черты системы «Общество». Социальной системы Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-5-socialnye-instituty

Особенности социальной системы

1. Сложный характер социальной системы. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Общество как система содержит в себе множество уровней, подразделений и элементов. Так каждая из сфер человеческой деятельности (культурная жизнь, политика, экономика, социальная сфера) подразделяется на десятки и даже сотни отдельных организаций, отраслей, учреждений. К примеру, экономическая сфера включает в себя рыночные отношения, бизнес, финансовую деятельность, множество отраслей производства, а политическая система общества состоит из политических институтов, органов государственной власти, государства, правовых норм и прочих элементов.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-4-obshhestvo-kak-sistema

2. Наличие в составе системы разнокачественных элементов. Универсальность Общество как система включает в себя разнокачественные элементы — материальные и идеальные.

3. Человек — основной элемент общественной системы. Человек непременно включён в каждую из социальных систем

4. Постоянное изменение общественной системы. Динамизм. Общества прошлого, в которых существовала форма государственного устройства –монархия, существенно отличаются от современных республик. Республики представляют собой демократию, а монархии- различные формы авторитаризма, в которых нарушаются многие группы прав человека. В республиках нет наследственной передачи власти, народ непосредственно принимает участие в выборе своего правительства. Тем не менее, и в монархиях прошлого, и в современных республиках народ обязан соблюдать законы государства, платить налоги, исполнять все постановления правительства

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-4-obshhestvo-kak-sistema

5. Социальная система — самоуправляемая. Социальная система является самоуправляемой

6. Среда общества как системы. Средой общества (совокупности жителей той или иной страны) как системы являются природа, мировое сообщество.

7. Функции общественной системы. Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.

????

Почему социальную систему называют суперсистемой?

В  чём проявляется разное качество элементов системы?

Почему непременным элементом любой социальной системы является человек?

Чем объясняется динамичность социальной системы?

Чем отличается качество системы от качеств её элементов?

Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой?

Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда?

В  чём заключается каждая из функций общества как системы?

Можно показать все перечисленные характеристики. Например, большие массы людей на любом историческом этапе занимались хозяйством. Назначением деятельности земледельцев, ремесленников, работников промышленности, торговли и сферы услуг всегда было удовлетворение потребностей населения в средствах существования. Формами организации подобной деятельности стали различные предприятия, фирмы, биржи, банки и т. п. Эти формы являются результатом исторического развития. (Учащиеся из курса истории знают, как сменяли друг друга ремесленные мастерские, мануфактуры, современные промышленные предприятия, как возникли банки и т. д.) Соответствующая сфера деятельности регулируется различными социальными нормами: Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законами о предпринимательской деятельности, об акционерных обществах, о банках и т. д., традициями проведения ярмарок, моральными нормами, относящимися к труду и бизнесу, и т. п.

Слайды 20-21.

Методы исследования общества.

В самом начале урока, вы видели определения термина «общество», данное разными науками

??? Какие это были науки??? Какие ещё науки, изучающие общество, вы знаете?

К наукам об обществе относятся такие науки: философия, социология, история, антропология, политология, правоведенье, культурология и экономика. Основные элементы этих научных дисциплин, касающиеся общества, объединены в науке обществознание.

«Зачем тратить силы и время на изучение наук об обществе? И  так всё просто и понятно». На деле не просто. И поиск простых решений возникающих в жизни общества проблем, как правило, не ведёт к положительному результату. Это можно показать на конкретном примере. Так, многие считают, что достаточно ввести смертную казнь за наиболее тяжкие преступления, чтобы их искоренить. Однако опыт многих стран не подтверждает эту точку зрения. Или, например, некоторые полагают, что изжить пьянство можно путём введения сухого закона. Но и эти взгляды не подтверждаются историческим опытом. Общественные явления связаны с множеством факторов, и без учёта всех связей трудно принять правильные решения.

Если мы знаем, что общество как система взаимодействует со средой, то для понимания любого общества нужно выяснить, какова эта среда и как происходит взаимодействие с ней. Если мы знаем, что общество как система имеет сложную структуру, то изучение любого общества требует выяснения, какова эта структура и как связаны и взаимодействуют её элементы. Если мы знаем, что общество  — это самоуправляющаяся система, то при изучении определённого общества следует понять особенности управления им. Теория помогает определить направления исследования объекта.

Применение знаний о социальных институтах в повседневном взаимодействии с ними.

Слайд 22 - 24

Опрос

Один из наиболее распространенных методов изучения общества - это опрос. Опрос может быть реализован как письменным, так и устным способом. Результаты опроса могут быть обработаны и проанализированы с помощью статистических программ.

Наблюдение

Еще один эффективный метод изучения общества - это наблюдение. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным, а также может проводиться в естественных условиях или в лабораторных условиях.

Эксперимент

Эксперимент - это контролируемый способ изучения общества, при котором различные группы сравниваются в различных условиях. Эксперимент может быть проведен в лабораторных условиях или в естественной среде.

Анкетирование

Анкетирование - это метод, используемый для получения качественных и количественных данных, связанных с убеждениями, мнениями и предпочтениями людей.

Социометрия

Социометрия - это метод, используемый для изучения взаимоотношений между людьми в группах.

Исторический анализ

Исторический анализ - это метод, используемый для изучения общественных явлений и процессов в контексте их исторического развития.

Слайды 24-25

Домашнее задание

Соберите побольше разнообразной рекламы и проанализируйте, какие

методы убеждения в ней используются: познавательные или эмоциональные.

Определите что такое познавательные и эмоциональные методы убеждения.

Определите, какой вид рекламы будет исследоваться: теле-, радио-, интернет

реклама. Обобщите полученные данные. Сделайте выводы.

Виртуальное общение в социальных сетях с большей вероятностью

сближает людей, нежели реальное? Создайте анкетный опрос, чтобы оценить

соотношение времени, проводимого людьми в социальных сетях со временем

живого взаимодействия с друзьями. Обобщите полученные данные. Сделайте

выводы.


Алгоритм характеристики социальных институтов

Институт

Цель

Идеология

Материально – вещественные отличия

Символика

Представители

t1692097432ab.png

t1692097432ac.png



t1692097432ad.png

Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (3)

Калягина Ирина Владимировна, 15.08.23 в 14:14 0Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, она - в самом начале публикации.
Ирина Владимировна Казарцева, 15.08.23 в 14:31 1Ответить Пожаловаться
О, простите, сначала знакомилась с текстом, поэтому не обратила внимания!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.