Урок по обучению грамоте в 1 классе «Буква Р, р. Звуки [р],[р']»

1
0
Материал опубликован 15 February 2016

1.Стрельская Оксана Николаевна
2. Стрельской Оксане Николаевне 
3. Учитель начальных классов 
4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Одинцовский лицей № 6 имени А.С.Пушкина 
5. Московская область, город Одинцово 
6. Начальное образование  
7. Конспект урока
по обучению грамоте в 1 классе

Тема: «Буква Р, р. Звуки [р],[р']».

 

Стрельская Оксана Николаевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей № 6 имени А.С.Пушкина 

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема: «Буква Р, р. Звуки [р],[р']».

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Тема: «Буква Р, р. Звуки [р],[р']».

Тема урока: Буква Р, р. Звуки [р],[р']. Упражнение в чтении слов и предложений с данными буквами.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Планируемые результаты (предметные): обучающиеся научатся читать слова и слоги; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука).

Личностные результаты: воспринимать важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; удерживать цель до получения её результата;

познавательные: общеучебные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки; логические – сравнивают диалоги; учатся доказывать свое мнение; выделяют в скороговорке повторяющиеся звуки.

коммуникативные: умеют работать коллективно и в парах, выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке.

Формы организации познавательной деятельности:

-фронтальная работа

-парная

-групповая

-индивидуальная

Структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой урока. (1 минута).

Актуализация ранее полученных знаний. (2 минуты).

Введение в тему урока. Подготовка целей. (1 минута).

Усвоение новых знаний. (15 минут).

Первичная проверка понимания. (8 минуты).

Обобщение и систематизация знаний. (15 минут).

Подведение итогов урока. (3 минуты).

 

Средства обучения:

-у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, учебник «Букварь»;

-у учащихся – учебник «Букварь», набор звуковых карточек, счетные палочки.

Среда, редактор, в котором выполнен продукт: Текстовый редактор Word, ИКТ: Презентация PowerPoint 2007

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организацион-ный.

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв. Проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши и Букварь были с нами.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивацион-ный.

Всегда перед путешествием команда собирается вместе, чтоб настроится на работу и пожелать друг другу удачи. .

Вспомним с вами наши стихотворения-помощники.

- Молодцы!

- А эти лучики солнца я дарю вам

Слайд 1

Проговаривают вместе с учителем:

1.Приветствие пальцами и ладошкой.

Желаю успеха большого во всем и везде- здравствуй.

2. Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

На уроках мы сидим.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

3. Актуализация ранее полученных знаний.

Цель: выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков

- Ребята, с помощью чего люди общаются?

Назовите помощников речи

- С помощью жестов покажите мне:

а) у нас отличное настроение;

б) на уроке мы будем соблюдать тишину;

в) мы выполним все задания и победа будет за нами

- Молодцы!

- Какая бывает речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слоги?

- Чем на письме мы обозначаем звуки?

На все мои вопросы вы ответили правильно. Молодцы! И мы можем отправляться дальше.

С помощью речи

Мимика и жесты

Устная и письменная

Из слов

Из звуков

Буквами

Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализ ситуации;

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

4. Формулиров-ка темы урока.

 

5. Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для час-тично-поисково-го метода.

Определение темы урока учащимися.

Фонетическая зарядка:

- как вороны кричат?

- как собаки рычат?

- как едет мотоцикл?

- как ставни скрипят?

С каким звуком мы сегодня будем работать?

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1) Познакомиться с буквой (эр).

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.

4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.

5) Составление схем слов

Попытки назвать тему урока

Ка-ррррр

Р-ррррр

Д-ррррр

Ск-рррр

Р,р

Определение целей урока

Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

6. Работа над новым материалом.

Цель: знакомство со звуком [р] и [р'], буквой эр, закрепление ранее полученных знаний.

- Отгадайте загадки, которые я для вас приготовила: Слайд 3

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

«Сидит на грядке крепко
Оранжевая…»

«Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит"..» (рысь)

- Чем отличается рысь от других представителей семейства кошачьих?

- Назовите отгадки, голосом выделяя первые звуки. Они одинаковые или разные?

- Какие это звуки? Гласные или согласные?

- Почему? Докажите.

- Закройте уши руками. Произнесите звук Р. Слышите звук?

- Попробуйте закрыть нос. Произнесите звук Р. Можете говорить? Нет, потому что он сонорный звук, произносится с помощью носа.

Рыба

Речка

Репка

Рысь

На ушах кисточки.

Р,р/

Разные (твердый и мягкий)

 

Согласные

Встречаю преграду

Да, слышим. Значит он звонкий согласный.

Нет

Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

7. Физминутка.

Учитель показывает и проговаривает вместе с детьми слова физкультминутки

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой - потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму

8. Первичное закрепление.

Цель: организовать овладение учениками навыка выделения звука на фоне речи, чтения слогов, слов, отрабатывать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

-Мы с вами уже доказали, что звук Р бывает твердый и мягкий. Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой эР. Буква эР может быть маленькой и большой.

Слайд 4. Показ буквы на слайде

- На что похожа буква Р?

Слайд 5

Дрожу от страха До сих пор ! – Воскликнуло полено,- Похожа буква на топор! Расколет непременно!

Буква «Р»– на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь

- Выложите букву эР. (Используем счетные палочки).

- Ребята, в каких случаях мы будем писать маленькую букву, а в каких – большую?

Слайд 6,7,8. Родина

- Как называется страна в которой мы живем? Столица нашей Родины?


 

- А сейчас мы поиграем

Игра со словами

- Я назову слова, а вы, если услышите мягкий звук Р - хлопните в ладоши. Если твердый звук Р – топните ногами.

Рак, рис, роза, рысь, репа, речка, ребята, рама, рыба, рисунок, руки.

- А зачем человеку нужны руки?

(Звуко-буквенный синтез и анализ в парах)

- Составьте схему этого слова.

- Какая гласная живет в 1 слоге?

Замените её на [а]. какое слово получится?

Выполняют задание по инструкции.

В середине предложения

В начале предложения, в именах, названиях городов, стран

Россия, Москва

Выполняют задание по инструкции.

Хлопают, топают

Ответы детей.

Выполняют работу в парах.

- [у]

- Раки – это морские жители.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

-хоровое произношение

-работа в парах

- творческая работа

9. Физминутка для глаз

Слайд 9

Дети следят глазами за предметами, движущимися на слайде

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму

10. Закрепление изученного.

Цели:

- отрабатывать навык осмысленного чтения, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

- Ребята, а для чего нам нужны чистоговорки, объясните название.

- Давайте чисто прочитаем и прохлопаем чистоговорки

Чтение чистоговорок на доске

Слайд 10

Ра-ра-ра-начинается игра.

Ры-ры-ры- у мальчиков шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

Ру- ру- ру- продолжим мы игру

- Мы подготовились к чтению и сейчас начнем.

- Прочитайте слоги и слова в Букваре. Поставьте ударение. Прочитайте слова шепотом, затем хором.

- Прочитайте предложения, выберите слова для звуковых схем.

- Какие в этих словах звуки мягкие?

- Почему они мягкие?

(Звуко-буквенный синтез и анализ в группах)

- А сейчас поработаем в группах. Придумайте и выложите схему слов со звуком Р,Р/

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

- А сейчас работа в рабочей тетради. Выполните задание.

Чистое говорение, чисто говорю

Дети читают чистоговорки.

На чтении первой части – 4 хлопка.

На чтении второй части – 4 стука о парту.

Читаю слоги и слова, ставят ударение.

Книга, мишка

Н/, М/

После этих звуков стоит звук И

Составляют схему слов со звуком Р, Р/. Все вместе проверяют правильность составления схем.

Ответы учеников.

Выполняют задание по инструкции.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

-хоровое произношение

- творческая работа

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат рысята, а на доске дерево. Это не просто так.

Как рысь отличается от других представителей семейства кошачьих, вы так же отличаетесь от других учеников. Вы самые любознательные. Посмотрите на наше дерево.

Если вам сегодня было интересно и легко работать, то выберите своей рыси место на верхней ветке. Если были затруднения, то на средней, а если вам было тяжело работать на уроке– на нижней. Какую ветку выберите вы?

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Наш урок окончен. Всем спасибо за урок.

Слайд 11

Ответы на вопросы.

Оценивание своей работы на уроке.

Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.