Конспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [р], [р'],Буква Р,р.» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 8 February 2022

Конспект урока обучения грамоте по теме

 " Согласные звуки [р], [р'],Буква Р,р." (1 класс).

 

Предмет: Обучение грамоте Т.М.Андрианова 1 класс. УМК «Планета знаний».

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке,  читать слова с  изученными  буквами, работать с текстом;

        продолжить  работу  по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;

        обогащать словарный запас; расширять кругозор;

Планируемые результаты:

 Предметные:

-формировать умение выделять звуки  [р], [р’],  характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,  читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.

Метапредметные:

Регулятивные:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: формировать умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности.

Коммуникативные: уметь осуществлять общение со сверстниками,

слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: Осознание себя в роли первоклассника

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная работа,


-индивидуальная.

Ход урока

I. Организационно - мотивационный момент.

 

Здравствуйте ребята!   Наш урок предлагаю начать такими словами:

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!


  - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С        согласного -  мальчики.

  -Умницы!      (садятся девочки)

  -Молодцы!    (садятся мальчики)

II. Актуализация знаний.

 

- Сегодня мы начнем наш урок с разминки. Поработаем с чистоговоркой. А что такое чистоговорка? Чистоговорка – это небольшое предложение с рифмой, в которой часто повторяется звук или слог. С помощью чистоговорок отрабатывается правильное звукопроизношение. Посмотрите на слайд и давайте вместе прочитаем их.

На-на-на нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.

Молодцы! Ребята, а теперь я предлагаю вспомнить все ,о чем говорили на предыдущих уроках и ответить на вопросы:
-На какие две группы делятся все буквы?

-Назовите гласные, которые мы изучили. Почему мы их называем гласными?

-Назовите согласные, которые мы изучили. Почему мы их называем согласными?

-Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)

III. Формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).



- А все ли согласные буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новыми звуками и буквой? А вот с каким  звуком  мы познакомимся, вы мне скажите сами. Для этого отгадайте загадку.

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной, 

А потом повисло

В небе коромысло? Что это ребята (Радуга)

Произнесите слова радуга все вместе. Разделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове?(3).Как определили? (Сколько в слове гласных столько и слогов!). Поставьте ударение в этом слове! Какой слог ударный? Какой звук ударный? Посчитайте, сколько слышим звуков в этом слове? (6)Выложите с помощью квадратов синего зеленого и красного цвета звуковую схему слова –радуга.(1 ученик составляет схему у доски).Проверяем вместе.

Отгадайте еще одну загадку.

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня

Издалека по песенке

Узнаете меня? (Река)

Разделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове?(2).Как определили? (Сколько в слове гласных столько и слогов!). Поставьте ударение в этом слове! Какой слог ударный? Какой звук ударный? Посчитайте, сколько слышим звуков в этом слове? (4)Выложите с помощью квадратов синего зеленого и красного цвета звуковую схему слова –река.(1 ученик составляет схему у доски).Проверяем вместе.

Молодцы! Ребята произнесите еще раз первый звук в слове радуга(р).Какой будет этот звук? Согласный.твердый)Произнесите первый звук в слове река(рь).Какой будет этот звук?Согласный мягкий

- Ребята, как думаете над какой темой будем работать ? Звуки р и рь и буква которой обозначают эти звуки.

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

   1)Познакомиться с новой  буквой.

   2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

   3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

 

V. Работа над новым материалом

1.Ребята подумайте а где звуки р и рь могут находиться в словах?(В начале , в середине и в конце)Привидите примеры слов с этими звуками !(Краб.рис.Рома,Рита,Марина.мармеладбсыр.рот.крот)

          2) Физминутка.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой, светленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

      3) Различение звуков [р], [р’].

- Послушайте слова  и хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук [р], а если звук [р’] то топните ножкой : роза, дверь, , ведро, фрукт, рыба, стрекоза, рак, робот, мэр, ребята.

     4) Нахождение слов со звуками   [р], [р’].

- Рассмотрите картину и найдите слова, в которых есть звук [р], [р’].

    5) Знакомство с буквой  р.

-Ребята согласные звуки   [р], [р’] в русском языке на письме  обозначаются одинаково, одной и той же  буквой Р (эр)  (показ).

-Посмотрите на слайд и скажите, а почему здесь 2 буквы р? Зачем нам 2 буквы – заглавная и строчная? Ответы детей. Молодцы ! А какой еще может быть эта буква? Печатной и письменной. Найдите печатную букву р у меня в ленте памяти, у меня в кассе, в алфавите, у себя в кассе.


 

   6) Чтение слогов  по слайду.

А теперь посмотрите на экран и почитаем слоги с новой буквой.

Чтение слогов (прямых и обратных) хором и индивидуально.

- Кто хочет  прочитать  громко?

- Прочитайте слоги, где звук    [р] – твёрдый, а теперь, где звук [р’] – мягкий.

Откроем букварь и прочитаем слоги и слова с новой буквой!Учитель во время чтения слов дает им определение.

Прочитаем стих который вы видите внизу страницы учебника.Кто хочет громко и выразительно прочитать вслух?(1 ученик читает по выбору учителя).Ребята назовите слова из стихотворения где есть звуки р и рь.Молодцы!Все слова назвали!

VII. Итог урока

О каких новых звуках узнали на уроке? Какой буквой обозначают эти звуки


VIII. Рефлексия учебной деятельности.очкой и веселой .

Ребята у вас на партах лежат смайлики с грустной мордочкой и веселой .Поднимите смайлик с веселой мордочкой если все было интересно и понятно на уроке и грустный если было не интересно и не понятно.У всех ребят вижу веселые смайлики!

Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок.

Закончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.