Конспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [р], [р'],Буква Р,р.» (1 класс)
Конспект урока обучения грамоте по теме
" Согласные звуки [р], [р'],Буква Р,р." (1 класс).
Предмет: Обучение грамоте Т.М.Андрианова 1 класс. УМК «Планета знаний».
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке, читать слова с изученными буквами, работать с текстом;
продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;
обогащать словарный запас; расширять кругозор;
Планируемые результаты:
Предметные:
-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.
Метапредметные:
Регулятивные:
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные: формировать умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять общение со сверстниками,
слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: Осознание себя в роли первоклассника
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа,
-индивидуальная.
Ход урока
I. Организационно - мотивационный момент.
Здравствуйте ребята! Наш урок предлагаю начать такими словами:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики. -Умницы! (садятся девочки) -Молодцы! (садятся мальчики) |
II. Актуализация знаний.
- Сегодня мы начнем наш урок с разминки. Поработаем с чистоговоркой. А что такое чистоговорка? Чистоговорка – это небольшое предложение с рифмой, в которой часто повторяется звук или слог. С помощью чистоговорок отрабатывается правильное звукопроизношение. Посмотрите на слайд и давайте вместе прочитаем их.
На-на-на нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.
Молодцы! Ребята, а теперь я предлагаю вспомнить все ,о чем говорили на предыдущих уроках и ответить на вопросы:
-На какие две группы делятся все буквы?
-Назовите гласные, которые мы изучили. Почему мы их называем гласными?
-Назовите согласные, которые мы изучили. Почему мы их называем согласными?
-Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)
III. Формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).
- А все ли согласные буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новыми звуками и буквой? А вот с каким звуком мы познакомимся, вы мне скажите сами. Для этого отгадайте загадку.
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло? Что это ребята (Радуга)
Произнесите слова радуга все вместе. Разделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове?(3).Как определили? (Сколько в слове гласных столько и слогов!). Поставьте ударение в этом слове! Какой слог ударный? Какой звук ударный? Посчитайте, сколько слышим звуков в этом слове? (6)Выложите с помощью квадратов синего зеленого и красного цвета звуковую схему слова –радуга.(1 ученик составляет схему у доски).Проверяем вместе.
Отгадайте еще одну загадку.
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня? (Река)
Разделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове?(2).Как определили? (Сколько в слове гласных столько и слогов!). Поставьте ударение в этом слове! Какой слог ударный? Какой звук ударный? Посчитайте, сколько слышим звуков в этом слове? (4)Выложите с помощью квадратов синего зеленого и красного цвета звуковую схему слова –река.(1 ученик составляет схему у доски).Проверяем вместе.
Молодцы! Ребята произнесите еще раз первый звук в слове радуга(р).Какой будет этот звук? Согласный.твердый)Произнесите первый звук в слове река(рь).Какой будет этот звук?Согласный мягкий
- Ребята, как думаете над какой темой будем работать ? Звуки р и рь и буква которой обозначают эти звуки.
- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
1)Познакомиться с новой буквой.
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
V. Работа над новым материалом
1.Ребята подумайте а где звуки р и рь могут находиться в словах?(В начале , в середине и в конце)Привидите примеры слов с этими звуками !(Краб.рис.Рома,Рита,Марина.мармеладбсыр.рот.крот)
2) Физминутка.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
3) Различение звуков [р], [р’].
- Послушайте слова и хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук [р], а если звук [р’] то топните ножкой : роза, дверь, , ведро, фрукт, рыба, стрекоза, рак, робот, мэр, ребята.
4) Нахождение слов со звуками [р], [р’].
- Рассмотрите картину и найдите слова, в которых есть звук [р], [р’].
5) Знакомство с буквой р.
-Ребята согласные звуки [р], [р’] в русском языке на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр) (показ).
-Посмотрите на слайд и скажите, а почему здесь 2 буквы р? Зачем нам 2 буквы – заглавная и строчная? Ответы детей. Молодцы ! А какой еще может быть эта буква? Печатной и письменной. Найдите печатную букву р у меня в ленте памяти, у меня в кассе, в алфавите, у себя в кассе.
6) Чтение слогов по слайду.
А теперь посмотрите на экран и почитаем слоги с новой буквой.
Чтение слогов (прямых и обратных) хором и индивидуально.
- Кто хочет прочитать громко?
- Прочитайте слоги, где звук [р] – твёрдый, а теперь, где звук [р’] – мягкий.
Откроем букварь и прочитаем слоги и слова с новой буквой!Учитель во время чтения слов дает им определение.
Прочитаем стих который вы видите внизу страницы учебника.Кто хочет громко и выразительно прочитать вслух?(1 ученик читает по выбору учителя).Ребята назовите слова из стихотворения где есть звуки р и рь.Молодцы!Все слова назвали!
VII. Итог урока
О каких новых звуках узнали на уроке? Какой буквой обозначают эти звуки
VIII. Рефлексия учебной деятельности.очкой и веселой .
Ребята у вас на партах лежат смайлики с грустной мордочкой и веселой .Поднимите смайлик с веселой мордочкой если все было интересно и понятно на уроке и грустный если было не интересно и не понятно.У всех ребят вижу веселые смайлики!
Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок.
Закончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!